Ссылка на первую часть Ссылка на вторую часть Интермедия между частями, кошки на картинах Эрнста Кирхнера и его друзей В любой биографии Кирхнера период его недолгой военной службы самый запутанный.
Большинство ограничивается двумя строчками, призван на военную службу то ли в 1914, то ли в 1915,
заболел нервным расстройством и был комиссован. Иногда добавляется список докторов и клиник
допоненный списком лекарств, которыми он злоупореблял. Окончательно поправился к концу войны
уже лечась в Швейцарии.
В принципе верно, но дьявол, как известно, в деталях.
Война застала Кирхнера отдыхающим вместе с Эрной на острове Фемарн в Балтийском море.
В общей сложности он сделал более двухсот рисунков на этом острове.
Остров объявили стратегической военной зоной и Кирхнеру пришлось срочно возвращаться
в Берлин. На пути в Берлин Кирхнер стал жертвой разразившейся в первые дни войны шпиономании.
Несколько раз раз его задерживали как русского шпиона! Из-за этого у Кирхнера появилась фобия,
он стал бояться любых людей в форме и длительное время выходил из своей квартиры на улицу
только ночью. Фобия перешла в нервное расстройство, зима 1914/1915 была для художника сплошной
чередой нервных срывов и кризисов. В основе был страх, что его пошлют на фронт.
В этой обстановке Кирхнер решил записаться добровольцем в 75-ый полевой артиллерийский полк
в надежде, что там у него будет больше шансов уцелеть и по крайне мере не придется воевать в пехоте.
Кирхнер оказался в полку в июле 1915-го, хотя в некоторых источниках утверждается, что он подал
заявление еще в 1914-ом году, как и остальные коллеги по цеху. Список художников-добровольцев
был внушительным, Макс Бекман, Отто Дикс, Георг Гросс, Оскар Кокошка, Альфред Дёблин, Август Маке,
Франц Марк и много других, калибром поменьше.
Я в этой дате (1914 год) сомневаюсь, думаю, что записался он все-таки в 1915-ом, поскольку
выбор полка был явно не случаен, подготовкой новобранцев занимался не кто иной как профессор
Ганс Фер, бывший член общества друзей группы Мост и близкий друг Эмиля Нольде.
Герр профессор создал для Кирхнера щадящий режим и поручил ему ухаживать за ездовой
лошадью, Кирхнеру нравилось расчесывать ее гриву и выводить на прогулку, правда
хорошим наездником он так и не стал.
Быстрой и победоносной войны у стран " Четверного Союза" не получилось, окопная война перемалывала
все больше и больше людских ресурсов, газеты пестрели траурными объявлениями.
В этих уловиях политико-моральное состояние Кирхнера снова стало ухудшаться, отсутствие свободы,
военная муштра и казавшаяся неминуемой отсылка на фронт сделали свое дело.
На помощь снова пришел профессор Фер, переговорив с полковым врачом он выхлопотал для Кирхнера
месячный отпуск для поправки здоровья. Полковой врач получил в подарок картину Кирхнера,
в общем, все стороны остались довольными.
Месяц пролетел быстро, но состояние Кирхннера становилось только хуже, по его возвращении в полк
последовал еще один раунд "переговоров" и отпуск был продлен "до окончательного выздоровления".
Именно тогда был написан знаменитый автопортрет в военной форме и с обрубленной рукой.
Портрет стал квинтэссенцией страха перед войной, уничтожающей все человеческое и лишающее
художника его творческого начала.
Все воевавшие художники изображали в той или иной форме ужасы войны в своих работах, но именно
автопортрет Кирхнера, который на фронт так и не отправился, стал самым известным, отражающим
реакцию на войну всех художников его поколения.
Еще одна картина, Артиллеристы, изображающая сгрудившихся в душе голых солдат,
символизировала потерю личной свободы и готовое к закланию человеческое стадо.
Весь 1916-ый год Кирхнер провел в нервном санатории с перерывами на "творческую терапию",
которую врачи считали полезной, чтобы отвлечь художника от абсента, веронала, а под
конец еще и морфина.
Königstein als Kurstadt im Taunus, санаторий в котором лечился Кирхнер
Эрик Хеккель, портрет Эрнста Кирхнера, 1916
Терапевтические картины.
Вокзал в Кёнигштейне
Красная Кирха
Эрна
Хорошие дни чередовались с плохими, в октябре Бото Грэф (Botho Graef)
организовал выставу работ Кирхнера во Франкфурте. Несмотря на суровое военное время
выставка была успешной, было продано много картин, что поправило финансы Кирхнера.
В декабре приходят известия о новых чудовищных потерях в битве за Верден, навязчивый
страх отправки на фронт снова овладевает Кирхнером и вызывает очередной нервный срыв.
Кирхнер оказывается в клинике доктора Эдера в Шарлоттенбурге.
Друзья приглашают Кирхнера продолжить лечение в Давосе, но Давос в Швейцарии,
Германия находится в состоянии войны, а Кирхнер формально числится в 75-ом
артиллерийском полку. К удивлению самого Кирхнера, он получает разрешение
чуть ли не на следующий день.
И здесь нет случайности, в 1916-ом году правительство кайзеровской Германии решило
пока еще не поздно отозвать наиболее видных представителей искусства с фронта.
Был составлен список, в который попали многие художники, в том числе и
Франц Марк, но до него приказ дойти не успевает, в марте 1916-го он погибает
под Верденом. Еще до списка власти смотрели сквозь пальцы на освобождение
художников по медицинским показаниям, даже если это был сильный насморк,
в любом случае, кому-то повезло, кому-то нет.
Через двадцать лет власти Германии составят новый список, художники будут
те же самые, но цели списка будут совсем другие.
А пока Кирхнер наслаждался пейзажами Давоса...
Война была где-то далеко, прекрасная природа, новые друзья, здоровье Кирхнера
стало медленно поправляться. В 1918-ом году Кирхнер окреп настолько, что покинул
санаторий и поселился на ферме, принадлежащей гостепреимной семье Андреаса Мюллера.
Дольше всего заняло отвыкание от морфия, но в конечном итоге зависимость удалось преодолеть,
хотя и не навсегда.
В 1919-ом война окончилась, но Кирхнер не стал возвращаться в Берлин и принял
решение окончательно поселиться в Давосе.
Окончание следует...