Есть много материалов по изготовлению (преимущественно отлитию) пушечек и дальнейшей их обработке (меднению, чернению). Мой опыт -
здесь . И практически не встречается - о лафетах. Учитывая, что их нужно как минимум столько же, сколько и пушек (т.е. много - десятки, а то и сотни) - проблема актуальная.
Купить в Киеве пушечки в комплекте с лафетами нужного типоразмера можно, но дороговато, неспортивно а часто и затруднительно (даже в Киеве). Мне встречались два типа: литые и фанерные. Учитывая геометрию изделия, отливать лафет существенно сложнее, чем пушку. Да и как потом красить олово под дерево? Лучшие наборы для сборки модели парусника от недешевых производителей предлагают вырезанные из фанеры сборные лафеты. Точный лазерный рез имитирует сборную из брусков конструкцию. Однако, если у нас под рукой нет станка для точной лазерной резки, то можно утомиться вытачивать с пол-сотни одинаковых деталей лобзиком и надфелем. Проще воссоздать оригинальный технологический процесс изготовления больших лафетов.
Итак, будем нарезать бруски. В маштабе галеона «Сан Джовани Батиста» (серия «Великие парусники» от Диагностини) нужны бруски 2*2. Да это же спички! Единственная проблема - плохое качество спичек. Все же их колют как дрова, а не нарезают на точных станках. Это создаст нам немного трудностей.
Итак: по оригиналу делаем комплект шаблонов. А потом по ним нарезаем тщательно отобранные спички.
Основание делаем из школьной линейки. Режем простым канцелярским или модельным ножом. При резе боковых сторон трапеций лучше идти от большего основания к меньшему - иначе волокна уведут нож и спровоцируют скол.
Далее первое, что напрашивается, начать ложить брус на основание как кирпич на фундамент. Но так, особенно с «брусом» не совсем идеальной формы, трудно получить ровную стенку. Поэтому склеиваем отдельно стенки, положив их на досточку. А потом, с помощью прямоугольного бруска (угольника) приклеиваем к основанию под прямым углом.
Клей: в магазинах для моделирования встречаются специальные клея. Приписка «для моделирования» заставит вас раскошелиться долларов на 20 минимум. С другой стороны простой канцелярский клей ПВА слишком долго сохнет (хоть многие его и используют). Кроме того - он не водостойкий. Я использую быстросохнущий, водостойкий ПВА под названием «Момент-Столяр» (1.5 доллара). Для использования удобно переливать его небольшими порциями в шприц, т.к. тюбик не выдерживает многократных сгибов. Если не нашли такого - зайдите на хозяйственный рынок за водостойким ПВА для столярных работ.
Колеса: Нарезаем из круглой заготовки. Вполне подойдут палочки от мороженного (обычно встречаются в фруктовом льду). Можно заранее покрасить обод. Например смесью ПВА и гуаши. В качестве оси - медная проволока или зубочистка.
Для сверления есть бор-машинки, но вручную легше просверлить перпендикулярно в обоих плоскостях. Опять же можно купить цанговый зажим для сверел все в тех же специализированных магазинах. Мне в рыбацком попался более дешевый вариант сверла с ручкой (видимо, для того, чтобы сверлить грузила). Просверлить основание (линейку) в торец насквозь не составило особого труда. Впрочем, это необязательно - достаточно 3-4 мм., чтобы держалась полуось.
Далее - окончательная подрезка, подгонка надфелями, морилка, лак.
Модификации лафетов: боковушки из бытовых спичек получаются не очень прочными. Можно укрепить их. Отрезками дубового шпона. Или же сразу после склеивания боковушки укрепить слоем шпона. Волокна, естественно, должны идти перпендикулярно спичкам.
Еще приятнее работать с каминными спичками (примерно 3*3 мм). Кроме того, последние позволяют обойтись без фигурного нарезания линеек. Перемычки делаем из палочек для размешивания кофе. Чем высверливать потом - лучше прорезать канавку в нижнем бруске заранее.
В зависимости от масштаба и размещения пушек на корабле, добавляем детали: запирающие латунные скобы, передний щиток, клин для прицеливания и т.д.