Отлить пушку. Второй подход

Aug 24, 2012 11:55



В прошлый раз я отливал пушки для нижней палубы галеона. Был премного расхвален френдами и несколькими справедливо раскритикован. По наводке критиков познакомился с наработками по литью в силикон. Чем и воспользовался как только в руки попала мастер-копия пушки верхней палубы. Итак, что получилось:

Как уже сказал, изготовлением мастер-копии не заморачивался: купил готовую с очередным выпуском «Великих парусников». Чуть рассверлил ствол. Вставил в дуло штырек (чтобы держать, когда буду обмазывать силиконом а позже через отверстие, сформированное штырьком будет заливаться олово). И стал покрывать тонким слоем термостойкого силиконового герметика (держит до 300 градусов, продается в автотоварах, стоит порядка 20-30 грн). Не стоит торопиться: пять тонких слоев сохнут быстрее, чем два толстых. Слой 2 мм, 2 часа между слоями. Аккуратненько разрезаем (не до конца), вынимаем мастер-копию. Внутрь засыпаем немного графитового порошка (стачиваем с карандаша) и растираем его кисточкой.

Затем делаем внешнюю форму: тонкая силиконовая оболочка может деформироваться, да и в маленькое отверстие трудно залить расплавленное олово: нужна воронка. Делаем коробочку из фольгированного картона (упаковка сока), заливаем до половины шпаклевкой (гипсом), погружаем до половины кокон. Если шпаклевка густая - кокон тонуть не будет. Как застынет, делаем несколько углублений (чтобы впоследствии сопрягать по ним обе половники внешней формы), смазываем все вазелином (маслом, графитом) - чтобы вторая половинка не прилипла. Заливаем все гипсом - формируем вторую половинку формы. Ждем.


Как засохнет, раскрываем картонку, разделяем половинки, вырезаем в гипсе литник и литниковую чашу (воронку, через которую будет залито олово). Сушим. Плавим в ложке брусок припоя (у меня олово 40%, свинец 60% - хотя подойдет любой). Заливаем. Получилась ерунда. Мы же забыли сделать выпары! Куда воздуху деваться например из тех «ручек», на которых пушка висит на лафете? Накаляем скрепку - прокалываем силикон. Если колоть, например, холодной иглой - ничего не выйдет - отверстие «стянется». Поэтому обязательно раскаленной до красна толстой иглой или скрепкой. В остальном воздух вполне способен выйти сквозь разрез. Куда он денется из внешней формы - вообще пусть вас не беспокоит.


Опять вышло не очень. Расширяем литник. Тоненький канал, через который проливается олово в форму недопустим. Во-первых, он должен быть потолще. Во-вторых покороче. Лучше сделать его конусным. Литниковая чаша должна быть высокая и достаточно массивная. Она в совокупности с хорошим «проходом» в форму обеспечит достаточное давление и металл затечет во все щели.



Немного теории: давление в жидкости зависит от плотности жидкости и глубины, но не от формы сосуда. Т.е. давление расплавленного металла внутри формы, создаваемое столбом расплавленного металла зависит от высоты литника, а не от его массивности. Но все же он должен быть достаточно массивным: легше проливаться металлу, и он меньше остывает по пути. Кроме того, исходя из теории, в массивной чаше металл застывает долго и компенсирует усадку металла в форме. Т.е. в маленькой форме металл должен начать кристаллизироваться раньше, чем в массивном литнике. Пушечка застывая сжимается, но раковины не образуются, потому что сверху доливается еще расплавленный металл. Правда это в теории. Насколько существенна усадка оловянно-свинцового сплава в наших условиях - не оценивал.



Итак пробуем еще раз - вуаля! Всем, кто говорил, что лить без центрифуги невозможно посрамлены. Есть еще метод создания дополнительного давления: как только сверху образовалась корочка вдавливать металл (внутри он еще жидкий) какой-нибудь деревянной палочкой. Пробовал - в моем случае это оказалось лишним. Если конструктивно будет сложно обеспечить достаточно легкий проход металла в форму и будет получаться плохо - попробуйте. Я в прошлый раз пробовал - помагало.

О том, как обрабатывал и меднил полученные отливки -  в следующий раз.

Выводы: Способ литься в силикон очень понравился. Качество отличное. В сравнении с литьем напрямую в гипс не так сложно. Во-первых, потому, что не нужна вакуумная камера, чтобы из гипса выгонять пузырьки воздуха, во-вторых силикон обеспечивает гладкую поверхность и отлично передает мелкие детали. Благодаря своей эластичности, мелкие детали не скалываются. Форма не боится «замков» Даже если разрез будет выполнен не строго пополам - пушечку можно вынуть. Форма достаточно износостойкая. Я отлил два десятка - больше просто не понадобилось.

Немного неудачно вышло то, что ствол со стороны дульного среза вышел так себе (пришлось поработать надфелями). Потому что здесь и форма имеет разрез (немного сплющило), да еще литник. А ведь именно дульный срез торчит из бортов корабля - то есть это самая заметная часть пушки. Так что в следующий раз попробую лить не через дуло, а куда-нибудь снизу или сзади. Еще есть вариант делать безразъемную форму типа «чулок», но тогда придется лить без «ручек» для лафета, а их вставлять позже. Вот как-то так:



Напоследок важная новость: армрестлинг скоро может стать олимпийским видом спорта. По-крайней мере, оказывается есть серьезные федерации армлеслинга и они к этому стремятся.
И последнее: когда все, кто купил зеркалку мнят себя фотографами, бывает сложно найти свадебного фотографа, а не просто ремесленника, который сделает стандартное фото вашей свадьбы на фоне стандартного памятника. Хорошо, что есть интернет, где можно посмотреть портфолио.

галеон, моделирование, Великие парусники

Previous post Next post
Up