История украшений. Продолжение. Эпоха Возрождения, Барокко.

May 27, 2014 02:12

Как мы знаем, периоды в истории искусства были связаны с культурой разных исторических эпох: Эпоха Возрождения, Барокко, Арт-Деко... И история украшений неразрывно связана с каждой из эпох.

Итак, мы остановились на украшениях, которые были созданы в Средние Века. Что было дальше ?

На смену средним векам приходит эпоха Возрождения.



Нидерланды. Конец 16 века.



Ренессанс. Ренессанс - эпоха поиска и возрождения прекрасных античных традиций. Экспедиции, путешествия и начало мировой торговли привели к открытиям в области технологий, появлению новых материалов и, разумеется, влиянию стилистик разных стран. Если в Средние века преобладал интерес к золоту, в период Возрождения главную роль заняли камни в оправе. В тайнике европейского ювелира того времени были обнаружены изумруды из Колумбии, топазы из Бразилии, иониты из Шри-Ланки, рубины из Индии, лазуриты из Афганистана, бирюза из Персии, перидот из Красного моря, опалы из Богемии, аметисты из Венгрии.



Брошь "Леда и лебедь" Челлини, Бенвенуто 16 век/ Золото, лазурит, жемчуг. Музей Борджелло. Флоренция

В 1660 году Жан-Батист Травернье привез во Францию проклятый «Бриллиант Надежды». Лейтмотивом всех ювелирных изделий Ренессанса становится античность: греческие и римские боги, мифические персонажи, исторические лица, философские темы. Изделия ювелиров этого времени - гимн природе и человеку как ее величайшему творению; каждое из них - индивидуально и неповторимо. Знаменательна возросшая популярность тем животных, птиц, растений, использовавшихся преимущественно в декоре кулонов, медальонов и брошей. С началом периода великих географических открытий стала популярна морская тематика, особенно в Северной Европе: дельфины, русалки и прочие морские существа, подвески-корабли.



Камея с изображением Афины. Золото, халцедон. Археологический музей

В то время носили разнообразные массивные цепи и изящные цепочки, подвески, медальоны, много колец и перстней. Со второй половины XVI века мужчины и женщины носили на шляпах броши и пряжки, изображения святых и вензели, сплетенные из букв имени. Дамы носили серьги в виде цветов и из жемчуга, мужчины могли носить одну серьгу. Подвески обычно носились на цепочках, которые сами по себе были произведением ювелирного искусства: каждое звено представляло собой маленькую композицию из растительных мотивов или фигурок, богато украшенную эмалью и орнаментом. В XVI веке в подвесках все больше главенствуют алмазы. При сочетании алмазов с цветными камнями, под них часто подкладывали цветную фольгу.



Каплевидная подвеска со сценой распятия. Золото, янтарь, жемчуг; резьба, эмаль. Музей серебряных изделий
Флоренция. Принадлежит к сокровищам Медичи



Камея с портретом Карла Пятого. Леони, Леоне 1536 Золото, эмаль, ляпис-лазурь, яшма
Высота 6,3 см Метрополитен, Нью-Йорк

Украшения ювелиров эпохи Возрождения отмечены завершенностью композиций, фантазией, их отделка - тщательностью проработки.Ювелирные изделия выступали в роли своеобразных знаков, выявляющих социальный статус их владельца; в функции амулетов они имели магический смысл (еще в древности драгоценным камням и металлам приписывалось мистическое влияние).
Изменения в ювелирном дизайне постепенно распространились из Италии во Францию, а затем в Германии и Англии следуя за новым стилем живописи и скульптуры первой половины 16 века.

К созданию ювелирных украшений в конце 15 - 16 веках обращались А. Дюрер, Х. Хольбейн-младший, Бенвенуто Челлини. Благодаря последнему (и его "Трактатам Бенвенуто Челлини о скульптуре и Работе С Золотом ") у нас есть полное понимание методов, используемых ювелирами эпохи Возрождения.Когда император Максимилиан І Габсбург женился на Бьянке Марии Сфорца из Милана в 1494 году его двор открылся для итальянского искусства. Распространение Ренессанса через Священную Римскую Империю был медленным и постепенным и готические ювелирные изделия продолжают быть популярными приблизительно до середины 16 века. Тем не менее, немецкие мастера приняли стиль эпохи Возрождения в середине века и их города стали важными центрами производства, которое привлекло ювелиров и дизайнеров со всей Европы. Аугсбург стал одним из главных городов производства ювелирных изделий.

Материалы.  Прямой морской путь в Индию обнаруженный Васко да Гамой в 1497-1499 годы, позволил европейским купцам получать драгоценные камни напрямую, что вызвало приток алмазов. Лиссабон заменил Венецию в качестве основного торгового центра индийских драгоценных камней. Брюгге, который был главным алмазным центром в 15-м веке, заменил Антверпен, где дело процветало до 1585, пока город не запутался в 80-летней войне. Антверпену в этом году заблокировали доступ к морю, что нанесло вред международной торговле. Большинство алмазных резцов двинулись дальше на север в Амстердам, который стал и остался, новым алмазным центром Европы до 20-го века.

Весьма популярными остались и самоцветы: Сапфир, рубин и изумруд и т.п. Причем, корунд шел прямыми поставками из Шри-Ланки. Из рубинов наиболее высоко ценились Бирманские из-за своей чистоты цвета. Жемчужины были чрезвычайно популярны и в основном были получены из Персидского залива.

Производство. Среди излюбленных типов ювелирных изделий Возрождения - нагрудные подвески и украшения к шляпам. Часто материалом для них служил кабошон неправильной формы или причудливая жемчужина. имитации камней также процветало. Стеклянные камни были обычным явлением. Имитация алмазов из стекла, горного хрусталя или бесцветного циркона из Шри-Ланки тоже нашли свою нишу на рынке. В Венеции производство искусственного жемчуга вышло на такие серьезные обороты, что законодатели города вынуждены были сурово все это регламентировать: 10 лет изгнания и потеря правой руки.

В эпоху правления Медичи расцветает камнерезное искусство и искусство флорентийской мозаики. Во Франции прославилась школа лиможской эмали. В Германии в этот период в ювелирных изделиях применяются, помимо драгоценных камней, скорлупа кокосового и других экзотических орехов, страусовые яйца, раковины наутилусов. Большой любовью в Германии пользовались жемчуг и кораллы с перламутром.



Кулон саламандра, Германия, 1575,
музей Виктории и Альберта

В 16 веке расцветает искусство эмалевой портретной миниатюры. В лучших работах, выполненных в технике расписной эмали, поражает тонкое композиционное чувство мастера: живописный оригинал использован в органической связи с формой предмета и его назначением. Основная масса предметов, созданных в технике расписной эмали, по своему стилю относится уже к эпохе Возрождения. Внешним проявлением стиля ювелирного искусства этого времени оказался культ античности. Используя подлинные вещи, найденные при раскопках, ювелиры, возрождая изделия, не оставляют их неизменными: применяя в качестве нового декора оправы из золота, самоцветы и эмали, придают возрожденным изделиям несвойственную античности яркость, что создает ощущение богатства материалов, декорирующих элементов. В Эрмитаже хранится подвеска в форме кораблика, корпус которого состоит из крупной жемчужины неправильной формы. По краям жемчужина усеяна крошечными красными и синими кабошонами в ажурной золотой оправе. Из золота с белой опалесцирующей эмалью сделан парус и мачта. Нарядный фонарь на носу и завиток бушприта оплетает тонкая паутина филигранных вантов и лесенок.



Подобные подвески на длинных цепочках становятся самым модным украшением и женщин и мужчин. Амуры и ангелочки, женские фигуры, кентавры и драконы, корабли и фантастические звери на подвесках не выглядят просто миниатюрными скульптурами.

---

Барокко.
Барокко - один из самых пышных и живописных исторических стилей, которому уступила четкая и сдержанная гармония эпохи Ренессанса. Но, возможно, еще более точно стиль барокко могут охарактеризовать эпитеты «великолепный» и «торжественный». В ювелирном искусстве наиболее яркое развитие стиль барокко получил в работах французских мастеров, поставщиков двора Людовика XIV. Этому стилю присущи, прежде всего, яркая помпезность, экспрессивность и жизнерадостность. Открытую шею дамы обвивали нитями прекрасного жемчуга, очень модного в эпоху барокко. В ушах сверкали роскошные серьги с тремя жемчужными подвесками формы «жирандоль».



Бартоломеус Спрангер, Бьянка Капелло. Великая Герцогиня Тосканы (1548-1587).
 Музей истории искусств. Вена.

Жемчуг, очень модный в эпоху барокко, украшает волосы, уши и шею дамы. Вокруг декольте ее парчового платья нашиты несколько рядов жемчужин
Мода того времени была благосклонна к дорогим кольцам с рубинами и изумрудами, закрепленными в высоких кастах. Приметой времени могут служить драгоценные пряжки для одежды и обуви. Наличие в костюме многочисленных драпировок требовало различных заколок. Раньше использовали аграфы, теперь их заменили броши, которые впервые вошли в обиход именно в эпоху барокко. Крупные декоративные броши, декорированные яркими камнями - изумрудами, рубинами, сапфирами, жемчугом, - украшали декольте корсажа и подчеркивали осиную талию дамы. Небольшие броши-розетки, оформленные драгоценными камнями, скрепляли модные тогда бессчетные прорези на платьях. Но, пожалуй, наиболее характерны для «стиля роскоши», как порою называют искусство этого времени, усыпанные камнями ажурные «броши-склаважи» - их прикрепляли к шейной ленте и акцентировали ими глубокие декольте. Все броши того времени в соответствии с барочной модой имели пышные, строго симметричные формы и были обильно украшены глубокими по цвету драгоценными камнями.

"Барочный жемчуг" или жемчуг барокко.



Подвеска "Геркулес". Франция, около 1540 года.

Интересна история происхождения термина «барокко». Как писал исследователь стилей в искусстве В.Е Власов, «жаргонное словечко «бароко» использовалось португальскими моряками для обозначения бракованных жемчужин неправильной формы, а в середине XVI века оно появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, неуклюжего, фальшивого».



Подвеска. Венгрия, 17 век. Hungarian National Museum - Budapest.

Несколько позже французские мастера стали довольно широко употреблять слово baroquer, но в их словаре оно уже означало «смягчать, растворять контур, делать форму более мягкой, живописной». В качестве термина, обозначающего конкретный художественный стиль, слово «барокко» вошло в научный обиход только в XIX столетии, и его этимология в определенной мере раскрывает содержание стиля.



Подвеска "Орел и змея". Франция, 16 век.

Действительно, барокко - один из самых пышных и живописных исторических стилей, в нем нет той «правильности», четкости и сдержанной гармонии, которые характерны для произведений эпохи Ренессанса.



Reinhold Vasters (German, Erkelenz 1827-1909 Aachen):

Стиль «барокко» и сейчас вызывает ассоциации с пышностью и богатством. Южные и северные моря изобилуют роскошными жемчужинами всевозможных форм и расцветок - от идеально круглых до роскошно-причудливых. Барочный жемчуг зарождается в раковинах, обласканных подводными течениями, и словно отмечен прикосновениями морских волн, которые подарили жемчужинам текучие, динамичные очертания и пластичные линии.



Подвеска "Петух". Гамбург, около 1600 года.

К барочному жемчугу (или жемчугу барокко) относится весь жемчуг «неправильной», то есть не круглой формы. Грушевидные и каплевидные, эллипсоидальная, овальная, форма пуговицы или таблетки - все эти формы свойственны барочным жемчужинам.



Подвеска "Дракон". Испания, 1500-1599 гг.

Каждая барочная жемчужина обладает уникальной формой и особенной, изысканной игрой цвета - от солнечно-золотого до небесно-голубого.



Подвеска "Лебедь". Нидерланды, 1590-е гг. Собрание Эрмитажа.

Барочный жемчуг традиционно не столь дорог, как круглый, но отдельные его виды ценятся наравне с идеально круглым жемчугом. Например, грушевидные или каплевидные жемчужины отлично выглядят в подвесках, серьгах и диадемах. Идеальная каплевидная или грушевидная форма довольно редко встречается среди барочных жемчужин. Среди них есть и знаменитости. Например, «Жемчужина Хоупа» весом в 90 граммов с цветом, изменяющимся от зеленовато-золотистого до белого. Ее длина 51 мм, наибольший диаметр 114 мм, меньший 83 мм. Или жемчужина «Ла Перегрина» (исп. «несравненная»), знаменитая своей ярко-белой окраской и совершенной грушевидной формой (ее диаметр 238 мм, вес 6 400 г). История этой жемчужины окутана тайной. Согласно «Книге рекордов Гиннеса», лаборатория драгоценных камней в Сан-Франциско оценила жемчужину в 40 млн. долларов.



Подвеска "Зубочистка". Германия или Италия, 16 век. Собрание "The Trustees of the British Museum".

Довольно многочисленную группу барочного жемчуга составляют морские жемчужины, по форме напоминающие силуэты различных животных или предметов: спину лягушки, голову лошади, крылья птицы, собачий зуб, а то и туловище человека и даже черты его лица. Такие жемчужины называют парагонами, им издавна приписывались чудодейственные свойства. Парагоны традиционно оправляются в золото и украшаются драгоценными камнями.



Подвеска в виде сидящей кошки. Испания, конец 16 - начало 17 века.

Наиболее популярным украшением 16 века являлся кулон. Он заменил бывшие в фаворе до этого броши и фибулы. Кулоны носили на ожерельях, длинных цепях, пришпиливали к платью. Часто кулоны делали двусторонними, украшенными драгоценными камнями с одной стороны, и эмалевым рисунком с другой. Популярны стали и кулоны, которые одновременно имели и практическое применение, например, служили зубочисткой или уше-чисткой. Самым занимательным сохранившимся кулоном такого типа является кулон-пистолет с выдвижными зубо- и уше-чисткой и скребком.



Кулон-пистолет, конец 16в, Англия. Музей Виктории и Альберта



Подвеска в форме ягненка с флагом - символом Христа. Франция, 16 век.

Религиозная тематика всё так же оставалась в моде: кулоны в виде монограммы имени Иисус, миниатюры с изображением библейских сцен. Некоторые украшения были призваны напоминать о неизбежности смерти. Они так и назывались «мементо мори», «помни о смерти».



Кулон Мементо Мори, Англия, сер.16в.
Музей Виктории и Альберта
Стиль и техника

Кулоны с инициалами носителя или его возлюбленной также были популярны.
Наряду с библейскими темами, в украшениях появились и мифологические сюжеты: нимфы, сатиры, русалки, драконы.



Reinhold Vasters (German, Erkelenz 1827-1909 Aachen)



Подвеска "Русал" (все вспомнили "Беременную русалку"?)). Европа, возможно 1860 год.



Подвеска. Германия, середина 17 века. The Metropolitan Museum of Art.



Подвеска "Лев". Испания или Германия или Нидерланды, вторая половина 16 века.



Подвеска "Нептун". Нидерланды, начало 17 века.



Подвеска "Фортуна". Вероятно Alfred André (French, 1839-1919).



Подвеска "Кентавр". Испания, конец 16 - начало 17 века.



Подвеска "Попугай". Возможно, Испания, конец 16 - начало 17 века.

Кольца носились на каждом пальце, а иногда и по несколько на одном. Во многих кольцах устраивались потайные места, в которых обычно прятались ароматные травы: в те времена с гигиеной было плохо, и если уж плохой запах сильно донимал, можно было поднести руку с кольцом к носу и вдохнуть аромат трав. Такое же практическое предназначение имело и другое популярное украшение того времени - помандер. Это был небольшой сосуд, в котором прятали амбру, парфюмерные масла. Носился он обычно на поясе, на котором также могли быть зеркальца и молитвенные книжки.



Другой популярный тип колец того времени - кольца дружбы и любви. На внутренней стороне таких колец всегда находилась какая-нибудь романтическая надпись, типа «моё сердце принадлежит тебе» или «вместе навсегда». Существовали также и так называемые Венецианские кольца: в них прятали яд, чтобы при случае отомстить неверному любовнику или избавиться от неугодного человека.

В те времена считалось, что драгоценные камни обладают лечебной силой. Например, сапфир считался излечивающим болезни кожи, а топаз якобы избавлял от слабоумия. Поэтому были популярны украшения-талисманы, обычно это были кольца. Обычно они предназначались для профилактики какой-либо болезни, для отведения дурного глаза.

Украшения теперь не только вешались поверх платья, но и пришивались непосредственно к ткани. Воротники, бюстье, рукава, пояс и головной убор, который в те времена должна была носить любая уважающая себя дама, - всё украшалось пришивающимися драгоценными камнями.



Мужчины украшали себя не меньше женщин, а иногда даже и больше. Кольца, броши, цепи, пряжки для пояса и даже серьги были необходимы аристократу, чтобы достойно показаться при дворе. Английский король Генрих VIII особенно любил украшения. После его смерти осталось 234 кольца, 324 броши и кулон с алмазом размером с грецкий орех, не считая 79 костюмов, расшитых золотом, драгоценными камнями и жемчугом.
К ювелирным традициям Ренессанса периодически возвращались в своих творениях известные марки (в коллекциях представлены точно воссозданные кулоны, ожерелья, броши, серьги и браслеты из металлов золотых и серебряных тонов с жемчугом и полудрагоценными камнями), изделия которых на сегодняшний день считаются предметами коллекционирования. Среди них: Florenza, ModeArt, Hollycraft, West Germany, 1928. Последняя, например благодаря эксклюзивному договору с Ватиканской Библиотекой, получила право воспроизводить объекты и драгоценности из коллекции религиозных экспонатов Ватикана! Привлекая эти ресурсы, Ювелирная компания «1928» создала Коллекцию Ватиканской Библиотеки, линию, ориентируемую на украшения религиозной тематики. Эта вдохновенная коллекция предлагает украшенные драгоценными камнями в виде ангелов, крестов, распятий, сложенных для молитвы рук, чёток, закладок и прочего.

В целом многие коллекции винтажных украшений, этих компаний создавались, чтобы воздать должное изысканному стилю и дизайну Ренессанса.





Мальтийский крест



Florenza (современные репродукции)

Продолжение следует.

Автор статьи: Инна Вениаминовна Шаталова.
Один из ведущих российских специалистов в области ювелирного искусства.

Использованы материалы:
Барочный жемчуг: http://coalajane.livejournal.com/153659.html
другие материалы: http://www.alentrada.org.ua/ua/skarbnichka-premudrostey/ukrasheniya-xvi-veka.htmlhttp://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/3-1-0-2693http://en.gallerix.ru/album/KHM/pic/glrx-1427263768

история украшений

Previous post Next post
Up