К барочному жемчугу (или жемчугу барокко) относится весь жемчуг «неправильной», то есть не круглой формы. Грушевидные и каплевидные, эллипсоидальная, овальная, форма пуговицы или таблетки - все эти формы свойственны барочным жемчужинам.
Стиль «барокко» вызывает ассоциации с пышностью и богатством. Южные и северные моря изобилуют роскошными жемчужинами всевозможных форм и расцветок - от идеально круглых до роскошно-причудливых. Барочный жемчуг зарождается в раковинах, обласканных подводными течениями, и словно отмечен прикосновениями морских волн, которые подарили жемчужинам текучие, динамичные очертания и пластичные линии.
Каждая барочная жемчужина обладает уникальной формой и особенной, изысканной игрой цвета - от солнечно-золотого до небесно-голубого.
Барочный жемчуг традиционно не столь дорог, как круглый, но отдельные его виды ценятся наравне с идеально круглым жемчугом. Например, грушевидные или каплевидные жемчужины отлично выглядят в подвесках, серьгах и диадемах. Идеальная каплевидная или грушевидная форма довольно редко встречается среди барочных жемчужин. Среди них есть и знаменитости. Например, «Жемчужина Хоупа» весом в 90 граммов с цветом, изменяющимся от зеленовато-золотистого до белого. Ее длина 51 мм, наибольший диаметр 114 мм, меньший 83 мм. Или жемчужина «Ла Перегрина» (исп. «несравненная»), знаменитая своей ярко-белой окраской и совершенной грушевидной формой (ее диаметр 238 мм, вес 6 400 г). История этой жемчужины окутана тайной. Согласно «Книге рекордов Гиннеса», лаборатория драгоценных камней в Сан-Франциско оценила жемчужину в 40 млн. долларов.
Довольно многочисленную группу барочного жемчуга составляют морские жемчужины, по форме напоминающие силуэты различных животных или предметов: спину лягушки, голову лошади, крылья птицы, собачий зуб, а то и туловище человека и даже черты его лица. Такие жемчужины называют парагонами, им издавна приписывались чудодейственные свойства. Парагоны традиционно оправляются в золото и украшаются драгоценными камнями.
Франция, 18 век.
Подвеска "Дракон". Испания, 1500-1599 гг.
Подвеска "Каравелла". Италия, 16 век. Собрание Эрмитажа.
Подвеска "Лебедь". Нидерланды, 1590-е гг. Собрание Эрмитажа.
Подвеска "Геркулес". Франция, около 1540 года.
Подвеска "Зубочистка". Германия или Италия, 16 век. Собрание "The Trustees of the British Museum".
Подвеска в форме ягненка с флагом - символом Христа. Франция, 16 век.
Подвеска, вероятно 19 век.
Подвеска "Сирена". Нидерланды, 1610-1620 гг. Собрание Эрмитажа.
Подвеска "Петух". Гамбург, около 1600 года.
Подвеска "Лев". Нидерланды или Германия, 1600-1650 гг.
Подвеска "Орел и змея". Франция, 16 век.
Подвеска в виде сидящей кошки. Испания, конец 16 - начало 17 века.
Подвеска "Саламандра", конец 16 века. Victoria & Albert Museum Collection.
Подвеска "Беременная русалка". Франция, около 1890 года.
Подвеска. Венгрия, 17 век. Hungarian National Museum - Budapest.
Подвеска танцующей на карнавале дамы. Южная Италия, 17 век.
Подвеска. Германия, середина 17 века. The Metropolitan Museum of Art.
Кольцо - иллюстрация басни Эзопа. Франция, 1850-1870 гг. Кстати, продается на Этси.
Подвеска "Лев". Испания или Германия или Нидерланды, вторая половина 16 века.
Подвеска, иллюстрирующая предпоследнюю сцену из басни "Джек и бобовый стебель", в которой Джек играл на арфе, украденной у русалки, и усыпил своей игрой людоеда. Возможно, 1860 год.
Далее все подвески из собрания The Metropolitan Museum of Art.
Reinhold Vasters (German, Erkelenz 1827-1909 Aachen):
Reinhold Vasters (German, Erkelenz 1827-1909 Aachen):
Подвеска "Нептун". Нидерланды, начало 17 века.
Подвеска "Кентавр". Испания, конец 16 - начало 17 века.
Подвеска "Русал" (все вспомнили "Беременную русалку"?)). Европа, возможно 1860 год.
Подвеска "Попугай". Возможно, Испания, конец 16 - начало 17 века.
Подвеска "Фортуна". Вероятно Alfred André (French, 1839-1919).
А эту коллекцию я собрала, потому что в книжке - энциклопедии минералов, которая есть у меня дома, увидела вот эту картинку:
И она меня заворожила. Камень Каннинга - тот самый барочный жемчуг неправильной формы. Подвеска сделана в Европе, примерно в 1800 - 1860 года, и имеет богатую историю.
Хранится в настоящее время в Музее Виктории и Альберта, Лондон (Великобритания).
Крупная жемчужина в стиле барокко с торсом тритона на подвеске эпохи "Возрождения", изготовленной около 1570г. Украшение было подарено императору Великих Моголов принцем династии Медичи и в 1862г. было доставлено Чарльзом Джоном, Вторым Виконтом Каннингом в Англию. Крупные рубины и жемчужины были добавлены в Индии.