Республика Сербская, Рудо: город малины и "Фольксвагенов". 14 декабря 2019 года. Часть вторая.

Jan 15, 2021 22:07


Продолжение. Начало в предыдущем посте.

...От Петропавловской церкви рудянские дороги вывели меня к зданию местной пожарной команды (простому одноэтажному дому), где стоял старый красный грузовик ФАП, выпускающийся в соседнем сербском городе Прибое. Возле здания была сложена аккуратная поленница дров. Дрова на Балканах, и особенно в Боснии - один из главных видов отопления.


Рядом с пожарной частью расположена местная школа - трёхэтажное здание в традиционном для соцэпохи стиле.


Во дворе школы стояла красная «Нива» - ещё одно популярное средство передвижения в Боснии. В горной стране с перепадами температуры, внезапными дождями и снегопадами и столь же внезапными потеплениями такая техника просто незаменима.

А раньше рудянская школа находилось в скромном двухэтажном доме, видимо, построенном в конце XIX века после наводнения на Лиме. И именно в этом доме в декабре 1941 года формировался Крагуевацкий батальон Первой пролетарской бригады НОАЮ, о чём свидетельствует памятная доска на светло-розовой стене дома.


Сейчас в этом доме размещена местная метеостанция, а также компания «Радио и телевидение Рудо». Очень любопытно: население общины Рудо составляет менее 8 тысяч человек, но собственные СМИ тут есть.

Школа, пожарная часть и телекомпания находятся на одной из самых высоких точек города. Оттуда я спустился вниз, ближе к Лиму и обратно в сторону музея. По пути я наткнулся на ещё одно двухэтажное здание в старом стиле, но уже большей ширины, чем старая школа. И в этом доме в декабре 1941 года тоже формировалось одно из подразделений Первой бригады - Черногорско-Ловченский батальон.


От этого дома я вернулся к музею, пройдя через памятник бойцам Армии Республики Сербской, погибших в ходе войны в Боснии. Памятник выполнен в виде солдата, устремлённого вперёд. В левой руке он держит автомат «Застава» (копия «Калашникова»), а три пальца правой руки солдата соединены в православный жест святой Троицы. В нижней части монумента установлена табличка с надписью: «Да не забудется. Погибшим сербским борцам Отечественной войны 1992-1995. Благодарные граждане общины Рудо».


Постамент памятника представляет из себя просто груду скреплённых крупных камней - дёшево и быстро. Памятник был изготовлен на пожертвования рудянцев, у которых никогда не было лишних денег. На одной малине много не наживёшь.

От памятника погибшим бойцам Республики Сербской нужно подняться вверх, и вы окажетесь возле музея. На этот раз я прошёл сразу внутрь.


Дверь музея была открыта, свет в помещениях горел, но внутри никого не было видно.
- Здравствуйте! Есть тут кто-нибудь? - спросил я в пустоту, и, не получив ответа, поднялся на первый этаж, где расположена экспозиция, посвящённая Второй мировой войне.

Экспозиция не менялась со времён социалистической Югославии, но тем более она ценна. На стенах установлено множество плакатов с описанием боевого пути Первой пролетарской бригады.


Оказывается, всего в составе бригады изначально было шесть батальонов - два Черногорских, Крагуевацкий, Кральевский, Шумадийский и Белградский. Названия батальонов означали происхождение большинства бойцов из того или иного батальона. Общая численность бригады в декабре 1941 года составляла 1200 человек, большинство - мужчины от 20 до 30 лет, рабочие, крестьяне, школьники и студенты.
С конца 1941 года и до лета 1944 года Первая пролетарская бригада прошла с боями всю Боснию, Герцеговину, а также часть Черногории и Хорватии. А летом 1944 года бригада двинулась на восток, в Сербию. Осенью бригада участвовала в освобождении Белграда, а после этого до конца войны находилась на Сремском фронте к северо-западу от югославской столицы. В апреле 1945 года фронт был прорван. После этого Первая пролетарская бригада прошла через всю Славонию до Загреба, где и встретила конец войны.


Всего за войну через бригаду прошло около 22 тысяч бойцов, то есть состав подразделения сменился 11 раз. Погибло свыше 7 тысяч солдат бригады, а 83 человека получили звание Народного героя Югославии.

Помимо карт и плакатов, в музее бригады выставлено много образцов немецкого, итальянского, югославского и другого оружия, знамя бригады, бюст политкомиссара бригады Филиппа Кляича, а также несколько интересных металлических инсталляций на тему войны.


Одна из инсталляций изображает абстрактных сдающихся немцев. Чтобы не возникало сомнений, что это именно немцы, под фигурками солдат с поднятыми руками изображены характерные немецкие каски периода Второй мировой войны.


Посмотрев экспозицию, посвящённую 1941-1945 годам, я спустился на цокольный этаж, где обустроена поминальная комната о Боснийской, или, для сербов - Отечественной войне 1992-1995 годов.
Здесь установлены портреты всех сербских жителей общины Рудо, погибших в ходе войны. Это 119 человек. Для нас вроде бы смешная цифра. Да только вот перед войной в общине проживало 8150 сербов. Значит, погиб каждый 68-й. Представьте, что Россия потеряла бы в Чеченской войне около 2200 тысяч человек - вот что такое Отечественная война для Республики Сербской.


Большинство погибших были мужчинами, но среди портретов - и немало женских. Это были как медсёстры армии РС, так и просто жительницы Рудо и окрестностей. Многие сербы, погибшие в первые месяцы конфликта, были местными милиционерами. Фотографии некоторых погибших до сих пор не установлены, а часть снимков были найдены уже после оформления комнаты памяти.

Помимо портретов, в помещении выставлены корзины с цветами, на стене установлен герб - сербский двуглавый орёл. Под стеклом лежат предметы эпохи войны - каски, санитарная сумка, сапёрная лопатка, ремни, фляжка, компас.


Когда я уже заканчивал осмотр комнаты, послышался звук открывающихся дверей музея и мужские голоса. Ко мне подошли двое мужчин - один постарше, худощавый, седой, со шрамами на лице, а второй - помладше (около 40 лет), ниже ростом и потолще, без шрамов.
- Добрый день! - поздоровался я.
- Здравствуй! Это ты - Виктор? - спросил тот, что постарше.
- Да-да, это я.
- Мирко говорил о тебе. Я - Момир Радович, или просто Моша, - представился седовласый мужчина.
Мы пожали друг другу руки. Второго мужчину звали Предраг.
- Молодец, что приехал, - улыбнулся Моша. - Я думал, ты уже в девять утра будешь здесь. Открыл музей, включил свет и ушёл.
- Да, я и приехал около восьми, даже раньше, чем надеялся, - ответил я. - Думал, что вы придёте позднее, поэтому решил немного пройтись по Рудо.
- А я видел, как ты гуляешь, - улыбнулся Момир. - Тебя видели люди.
Да, в маленьком городке любой чужак сразу на виду.
- Ну как тебе наш музей? - спросил Моша.
- Прекрасный, - признался я. - Всё отлично, атмосферно. Ничего лишнего. Простой настоящий музей. Побольше бы таких.
- Да, спасибо, - кивнул Радович. - Вот это портреты моих братьев, с кем мы вместе воевали. Я сейчас занимаю должность Союза борцов общины Рудо.
Момир Радович немного рассказал о нескольких своих друзьях, чьи портреты висели на стене, о боях Рудянской бригады, о том, как сам был ранен в шею в 1993 году.
Боснийская война пришла в Рудо весной-летом 1992 года. Первоначально со стороны местных сербов воевали отряды местной территориальной обороны. В июле 1992 года они были объединены в 4-ю лёгкую пехотную Рудянскую бригаду, ставшую частью Подриньского корпуса армии Республики Сербской. В 1992-1993 годах бригада вела тяжёлые бои на территории своей общины, занимая территорию, отступая и снова занимая. Ближе к концу войны бригада числилась уже в составе Герцеговинского корпуса армии РС, воюя в районе города Горажде, что в 55 километрах к западу от Рудо по автодороге. Там же бригада встретила и конец войны.


Через бригаду за три года войны прошло около 1200 человек, погибло 88 бойцов, 131 солдат получил ранения.
В целом театр войны в Подринье был не самым активным. Главные события разворачивались западнее (в районе Сараева, Баня-Луки и Дрвара), а также севернее (Зворник и Сребреница). Но и здесь, в Рудо, погибли сотни людей, здесь тоже остались сотни сирот, вдов и вдовцов.
- Ладно, пойдём выпьем кофе, - предложил Момир.

Спасибо за внимание! Продолжение следует!

Рудо, Босния и Герцеговина, Республика Сербская, Босния, музеи, Боснийская война, сербы, туризм

Previous post Next post
Up