Визит в город Рудо на самой границе Республики Сербской и Сербии я запланировал ещё в начале 2018 года, когда случайно наткнулся в интернете на интересный факт - в Рудо находится музей Первой пролетарской бригады Народно-освободительной армии Югославии. Эта бригада была сформирована в декабре 1941 года и была одним из лучших подразделений НОАЮ вплоть до конца войны.
Мне стало очень интересно - надо же, НОАЮ, как и Югославия, давно почила в бозе, город маленький (менее 2 тысяч жителей), а музей есть! В общем, захотелось посмотреть. Но возможность выпала лишь в декабре 2019 года, когда я некоторое время жил в Вишеграде.
На гугл-картах было указано, что музей работает с понедельника по пятницу, я же имел возможность поехать только в выходные. Тогда я попросил Петара - хозяина дома в Вишеграде, где я остановился - как-то посодействовать. Петар позвонил своему знакомому священнику из Рудо по имени Джордже, а Джордже дал номер телефона некоего Мирко, работающего в общине Рудо. Я связался с Мирко через Вайбер, тот сообщил, что сам прийти в музей и увидеться со мной не сможет, но музей будет открыт и там кто-нибудь меня встретит. Договорились, что я прибуду в Рудо в субботу 14 декабря около 9 утра.
У Рудо есть одна проблема - туда сложно попасть.
Прямых автобусов из Вишеграда нет, хотя расстояние всего 39 километров по автодороге. Кстати, пешком от Вишеграда до Рудо идти вроде бы не так уж много - 19 километров, но это путь через горы и холмы по диким местам. От этого варианта, да ещё и зимой, я решил всё-таки отказаться.
Часть пути от Вишеграда до Рудо можно преодолеть на автобусах, которые идут от Вишеграда в Источно-Сараево и Баня-Луку, что я и сделал ранним декабрьским субботним утром. В 8 часов наш автобус выехал из Вишеграда, я заплатил водителю 2,5 марки за проезд и уже буквально через 20 минут вышел на остановке около населённого пункта Бродар, что находится возле впадения Лима в Дрину.
- Вот, смотри, там таксист тебя подвезти может, - сказал мне водитель, когда я выходил из автобуса.
И действительно, на остановке стояла женщина с вещами, и тут же был припаркован «Опель», возле которого стоял мужчина - видимо, таксист. Женщина села в автобус. Скорее всего, она приехала на такси из Рудо, чтобы добраться до Источно-Сараево - в общем, почти такая же проблема, что и у меня.
- Вы едете в Рудо? - спросил я у таксиста.
- Да.
- Сколько стоит?
- Две с половиной марки, - ответил мужчина.
- Две с половиной, точно? - переспросил я, радуясь такому низкому ценнику - всё-таки ещё около 20 километров пилить, и порядка 100 рублей за такой путь - это очень большая удача.
- Да-да, - кивнул водитель.
- Ладно, поехали, - согласился я, садясь на пассажирское место.
Если бы не оказалось таксиста, я начал бы ловить попутную машину. Но ждать мне пришлось бы долго - автостоп в Боснии вообще штука ненадёжная, а ранним субботним утром, когда и движения никакого нет… Да и в целом направление Рудо - «мёртвое» для автостопа, вот Вишеград - Источно-Сараево - другое дело, там машин всегда много.
По пути мы разговорились с таксистом. Он посетовал, что в Рудо сейчас нет никакой работы, большинство трудоспособного населения работает то в Германии, то в России. Многие стали ездить зимой на стройки в Черногорию - там стало меньше строиться летом, в разгар туристического сезона, и больше работ проводится зимой. А летом, соответственно, многие рудяне опять-таки работают в Черногории, но уже в туристической сфере - официантами, поварами и прочими работниками сферы обслуживания.
20 километров отнюдь не пролетели. Горы, повороты, туннели - дорога не из самых лёгких, и опять же автостоп в таких местах затруднён. Ближе к Рудо дорога пошла по берегу Лима, несущего свои зелёные воды в Дрину.
- Тут хотели построить водохранилище, и все вот эти сады - таксист показал рукой на множество домов с земельными участками - были бы затоплены. Строить хотел какой-то русский, Гасанов или Самедов, не помню точно.
Да, на Балканах и Иванов, и Гасанов, и Джугашвили, и Абрамян - это всё будут русские.
- Они предлагали нам компенсацию по 3 марки за квадратный метр земли, которая должна была быть затоплена, это очень мало, - рассказывал дальше водитель. Она стоит как минимум 10 марок. Это ведь сколько урожаев мы потеряли бы? Видишь, сколько кустов - это всё малина. Мы её продаём здесь или в Прибое. Малина теперь - главный доход для Рудо.
Прибой - это город в Сербии, ближайший город к Рудо. Он больше, чем Рудо, через него проходит железная дорога Белград-Бар, то есть транспортное сообщение там значительно лучше. Впрочем, это едва ли не все преимущества Прибоя над Рудо.
- Сейчас автобусы ходят только в Прибой, ну есть ещё автобус Сараево - Нови-Пазар, - рассказал водитель. - Раньше было больше транспортного сообщения.
Оказалось, что Гасанов (или Джавадов) не только собирался построить ГЭС, но ещё и успел возвести в Рудо многоэтажный отель.
- Он построил гостиницу, там работало чуть ли не 50 человек, это очень много для нашего городка, - рассказывал таксист. - Но потом он что-то не поделил с властями Республики Сербской и закрыл отель. Он сейчас так и стоит пустой. Это было лет пять назад. Сейчас в Рудо просто негде остановиться, если вдруг кто-то захочет сюда приехать.
Машина проехала по рудянским улицам, перевалила через пару холмов - и вот мы уже на главной площади города.
Здание той самой гостиницы:
- Вот в этом здании и община, и музей, и библиотека, - водитель указал рукой на дом эпохи социализма с памятником. Машина как раз и припарковалась возле памятника, тут же стояло ещё несколько таксомоторов.
- Отлично, спасибо, - кивнул я и начал отсчитывать 2,5 марки.
Водитель рассмеялся:
- Ты чего? Две с половиной марки - это локальная стоимость, внутри города. А так - 10 марок.
Ахахахаха! Дядя решил провести традиционный балканский развод на деньги. Этот приём часто удаётся с доверчивыми и богатыми туристами из Западной Европы, Китая, Японии и некоторых других стран.
- Нет-нет, уважаемый, надо было сразу предупреждать, - замотал я головой. - Так дела не делаются.
- Ладно, ладно, давай пять марок хотя бы, - с явным неудовольствием согласился таксист.
Возможно, я бы сам накинул водителю до 5-6 марок - всё-таки за проезд по такой пустой дороге явно стоит платить больше, чем 2-3 марки. Но уговор дороже денег, и к тому же я не люблю таких хитросделанных людей.
Водитель получил свои 5 марок, даже не сказав «до свидания». А я вышел из машины и двинулся было к зданию музея, но решил сначала прошвырнуться по улицам Рудо.
Погода была хорошая, тем более по меркам декабря. Светило солнце, снег был только изредка виден на горах, в изобилии окружающих Рудо.
Православное кладбище и окрестные горы:
Городок уже проснулся. Соседи оживлённо разговаривали друг с другом, интересно рассматривали меня. Чтобы не так сильно привлекать к себе внимание, я фотографировал изредка, стараясь не попадаться на глаза рудянцам.
Рудо застроен в основном 1- и 2-этажными частными домами, чаще всего - относительно новыми. Рядом с домами припарковано много машин. Самая популярная здесь марка - «Фольксваген». В Боснии это действительно народный автомобиль, особенно старый хэтчбек «Гольф».
Ворота и забор одного из двухэтажных домов были украшены большими венками из белой бумаги - это значит, что в доме недавно праздновали свадьбу, или, возможно, будут праздновать сегодня или завтра. Помимо венка, забор был украшен большим бумажно-цветочным красным сердечком.
Также на улицах и во дворах Рудо припарковано много тракторов и другой спецтехники.
Возле многих домов виднеются посадки винограда и других фруктов. Улицы Рудо имеют немало перепадов высот, вам приходится то подниматься в гору, то резко спускаться вниз. Ну оно и понятно - край горный.
Одна из главных достопримечательностей Рудо - церковь Петра и Павла. Она была построена в 1912 году, во время нахождения города в составе Австро-Венгрии. Строительство церкви продолжалось четыре года.
Петропавловский храм был воздвигнут вместо предыдущей церкви, разрушенной во время мощнейшего наводнения, произошедшего осенью 1896 года. Собственно, тогда был разрушен практически весь старый Рудо, а новые здания начали строить на высоком правом берегу реки Лим.
Петропавловская церковь имеет достаточно скромные размеры, но хорошо ухожена, выкрашена в бело-жёлтый цвет. На высокой колокольне установлены часы, которые, конечно, показывают точное время два раза в сутки. Храм был окружён парком со скамейками, на одной из которых грелся чёрно-белый кот.
Парк огорожен красным металлическим забором, деревья высажены аккуратно, трава недавно была подстрижена.
Продолжение следует, спасибо за внимание!