Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде. 1869-1870
Продолжение знакомства с творчеством русского художника Василия Васильевича Верещагина.
Предыдущие материалы
Часть 1. Начало пути и туркестанские работы В прошлом посте я остановился на туркестанской серии работ, ставшей плодом пребывания мастера в этой жаркой стране, в то время пылающей от военных конфликтов.
Центральное место в этой серии занимают батальные полотна, именно они имели большой успех и в России и за рубежом, определив основное направление творчества Верещагина. Уже в самых ранних полотнах художник выступил с протестом против захватнических войн, с обличением тех, по чьей вине гибли люди. Антимилитаристский характер произведений - результат глубоких раздумий и жизненных наблюдений Верещагина, который внес в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей.
“Солдаты Верещагина, - писал В. В. Стасов, - это все тот же народ, только... носящий мундир и ружье”.В картине “У крепостной стены. Пусть войдут” (1871) в напряжении ожидают боя русские солдаты. Суровы их лица, в позах твердая решимость. В картине “Вошли” - то же место в крепости, но после боя. Ряд батальных полотен объединен в серию, где художник развивает мысль о жестокости феодальных владык, дикости порядков, о героизме и мужестве русских солдат: “Высматривают” (1873), “Нападают врасплох” (1871), “Представляют трофеи” (1872), “Торжествуют” (1872) и “Апофеоз войны” (1871 - 1872).
“Я не знаю, - писал И. Н. Крамской о Верещагине, - есть ли в настоящее время художник ему равный не только у нас, но и за границей...”
“У крепостной стены. Пусть войдут” (1871)
"Высматривают” (1873)
"Нападают врасплох" (1971)
“Представляют трофеи” (1872) "Смертельно раненный" (1873)
"Торжествуют" (1972)
"Апофеоз войны" (1871)
Смелые обличительные картины вызвали враждебное отношение к художнику реакционных кругов России, которые обвиняли его в клевете на русское воинство. Тяжело переживая несправедливые обвинения, Верещагин сжег три картины: “Забытый”, “Окружили - преследуют” и “Вошли”.
Произведения Верещагина запрещали выставлять и воспроизводить в книгах, газетах и журналах. В течение тридцати лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ.
В 1874 - 1876, 1882 - 1883 годах Верещагин совершил две поездки в Индию для изучения жизни, природы и быта страны. Этому "индийскому" этапу в творчестве художника будет посвящен следующий пост.
Источник материала:
http://www.artcyclopedia.ru/