Прощай, книга? Мысли о новой информационной реальности

Oct 22, 2015 02:01




Я еду на утренней электричке. Вагон полон народу разных возрастов: те, кто постарше держат путь на работу, кто помоложе - на учебу. Ехать с окраины города до центра ровно час, и потому все находят себе занятия. Кто-то спит, кто-то просто смотрит в окно и слушает музыку. Но мое внимание посвящено другим. Тем, кто достает из сумок книги, телефоны и планшеты.
Вот мужчина напротив. Он раскрывает толстый затертый томик на заложенном месте и погружается в чтение. А вот студент слева. Включает внушительных размеров смартфон и по экрану начинает мелькать калейдоскоп ярких изображений, рекламы и демотиваторов.

Мужчина и парень одинаково поглощены своими занятиями: первый чтением книги, второй - интернет «серфингом» в социальной сети. Но что в голове у них? Диаметрально противоположное. Мужчина читает длинный последовательный текст. Его захватывает выстраивающийся в воображении мир, сюжет, разворачивающийся в этом мире, логично связанные и вписанные в мир и сюжет образы. Думаю, все, кто читал книги, это легко представят.
Парень же скачет по хаотичным, посвященным совершенно разным темам «блокам»: небольшой текст плюс ассоциативная картинка. Все, кто «прыгал» по постам в новостной ленте ВК тоже легко могут себе это представить. Хаотичный «салат» из броздих образов, мемов, глумных комиксов, псевдофилософствований, и прочее, и прочее.

Другое наблюдение. Университет. Ждем начала пары перед кабинетом. Никто не достанет книги: все опять упуливаются в телефоны и продолжают «скакать» по новостным лентам.

Еще ситуация. Кампания молодых людей выходит прогуляться на улицу. Вечер, лавочка, пивко, семечки, и… думаете веселый разговор? Нет, все щелкают пальцами по экранам. В лучшем случае, извлеченное из Сети становится предметом беседы, в худшем все происходит в тягостном молчании.

Знакомы эти ситуации? Я думаю, многим. Что это такое? Кто-то скажет, что это ерунда, и ничего особенного тут нет. Ну, сидят люди в интернете, и что? Может и ничего, сам ведь сижу, хоть и не «скачу» в ВК почти все свободное время. Но с помойкой Сети действительно знаком лично, не «через друзей».

Так вот, хочу поделиться наблюдением уже за собой. Сажусь читать серьезную, требующую включения мозга, книгу. И спустя минут 20 чтения, замечаю за собой - хочется оторваться, сходить за чайком, почесаться, посмотреть в окно. Голова устает, тяжело держать внимание. Вспоминаю, как раньше, когда не знал еще интернета, мог ночи напролет читать, и далеко не простые книги. Как погружался в них без остатка. И ужасаюсь, понимая, что что-то меня меняет.

Это вовсе не ерунда. Это другой способ мыслить. Поверхностный, скользящий. Мозг просто отучается строить масштабные и многомерные образы. Нужно либо давать полностью готовые - как в компьютерных играх - либо не перегружать мозг тем, в чем «многобукоф».

А теперь самое важное. Современная школа, урок литературы. Проверяем знания по Пушкину. Думаете, нужно показать понимание сложных образов, выстраиваемых писателем? Нет, в рабочей тетради вопрос: «Сколько лет было Гриневу во время начала восстания Пугачева?». Вот и вам и «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Тесты… В чем их настоящее, глубинное содержание? Чтобы сдать тест, нужно переживать культуру, или достаточно… ее просто холодно запомнить? Понимаете, что стоит за этой фразой? Все русские писатели дружно переворачиваются в гробах.

Вы чувствуете? На наших глазах происходит изменение фундаментального принципа. Людей перестает формировать книга, их начинает формировать нечто хаотичное и безжизненное, во что сегодня превратилась наша информационная среда, и во что стремительно превращается (кем?) наше образование. Если ничего не изменится, человек в массе своей в ближайшие десятилетия изменится кардинально. Он будет уже совсем другим.

Но я затеял эти все рассуждения ради одной простой мысли. Этот «новый человек» со скользящим мышлением обладает одним важным свойством - им очень легко манипулировать. Довольно просто конструировать внутренний мир человека, если он представляет из себя не сложную систему, а примитивный набор «хотелок». И манипуляция тогда заключается лишь в контроле за информационными потоками. Все остальное человек, подсевший на определенный тренд, сделает сам, ему просто нужно не мешать и иногда помогать.

А теперь финальный штрих. Слышали ли Вы, что в элитных учебных заведениях Запада для учащихся максимально жестко ограничивают доступ к интернету? Что заставляют детей читать очень большие и очень сложные тексты. Дети элиты должны уметь по-настоящему думать. Ведь им самим становиться элитой. Они должны уметь управлять. Управлять, естественно вот тем «текучим» общественным сознанием, что я описал выше.

И что это такое вместе? А это реализованные антиутопии. Это оформление окончательного разделения человечества на элиту и охлос, на господ и рабов (может, иногда и очень сытых, но все же рабов). Возможно даже разделение антропологическое. Вы, кстати, уверены, что контролирующие основные мировые ресурсы, элиты все еще считают нас такими же, как они, людьми? Я вот вовсе не уверен. Нехитрая логика может повести нас и дальше, но мне достаточно и этого.

Есть ли из этого выход? Есть. Он одновременно очень прост и колоссально сложен. Подумайте, кто заставляет нас часами просиживать перед разжижающими наши мозги экранами и мониторами? Никто. Кто запрещает нам читать и постигать мировую культуру, и этим по-настоящему формировать  себя? Никто. Кто велит не заниматься с родными детьми, оставляя все на откуп школе? Опять никто.

Видите, какая штука. Суть современного переформатирования информационной среды состоит в том, что это происходит как бы само собой. И воспринимается всеми как нечто естественное, как неизбежный прогресс.  Нет принуждения, нет единого центра. Есть формирующая всеобъемлющая среда. И в этом сила такого переформатирования. Но в этом же и его слабость. Потому как никто не заставляет нас отказываться от настоящей жизни, нас просто от нее …отвлекают. А значит, и никто не запретит к ней обратно вернуться, была бы к этому настоящая воля.

Представьте на мгновение, что миллионы людей перестали смотреть ТВ и сидеть часами в соц.сетях. Что начали учиться сами и учить своих детей (когда-то, кстати, это было нормой…). Что стали понимать, что происходит вокруг, и передавать это понимание окружающим. Что стали объединяться и менять вокруг себя жизнь, изменив сперва самих себя. Что в этом невероятного? Да ничего. Прецедентов подобных низовых движений в истории - масса. Так что слово за нами. Хотим мы быть информационными одноклеточными? Хотим видеть, как такими растут наши дети? Я думаю, все согласятся, что нет. Так что нужно просыпаться самим, будить других, объединяться, и «учиться, учиться, учиться».

Кто-то, кстати, уже начал нечто подобное.

Статья родилась не на пустом месте, а под впечатлением от выступления Рады Грановской, доктора психологических наук, профессора СПбГУ, академика Балтийской педагогической академии на Втором Съезде «Родительского Всероссийского Сопротивления»

Общество, Образование, Психология, Пробуждение

Previous post Next post
Up