Пять лет назад я
опубликовал пост с картой, представлявшей собой официальный взгляд петербургских мечтателей на то, как в их сладких грезах должна была выглядеть Европа после победы Антанты в Первой мировой войне, которую царская пропаганда называла "Второй Отечественной". Для тех, кому лень ходить по ссылкам, вверху я ее продублировал. По клику ПКМ откроется в полном размере.
И с тех пор меня занимал вопрос: а как же воображали себе будущее Европы политики и идеологи других стран? Ответ на него (впрочем, не знаю, насколько адекватный) может дать английское издание 1918 года "Ежегодник британских доминионов" (British Dominions Year Book 1918), в котором было опубликовано много чрезвычайно любопытных, но несбывшихся политических прогнозов, проиллюстрированных картами.
Начнем вот с этой, демонстрирующей довоенные французские "хотелки", изложенные в опубликованной в начале войны программной статье видного парижского политика, депутата парламента и члена кабинета министров Ива Гюйо.
Любопытно, не так ли?! Судя по этому плану переустройства Европы, в результате войны надлежало уничтожить не только "лоскутную" Австро-Венгрию, но и единую Германию. Ее намечалось разделить на три государства: Рейнскую Федерацию, Центрально-Германскую Федерацию и Пруссию, которая возвращаась к границам времен середины XVIII века.
Остальные восточногерманские территории, включая Данциг и Познань, отходили к России, а западногерманские, аж до Рейна - к Франции. Она же ничтоже сумняшеся проглатывала Бельгию, хотя, казалось бы, за что?! Ведь, Бельгия в ПМВ была ее союзницей, но у месье Гюйо уже не спросишь.
Любопытно, что прогноз Гюйо оказался достаточно точным в отношении границ реально образовавшихся после войны государств "Богемия" (в реале - Чехословакия), Австрия и Венгрия, а также - Сербия (в реале - Югославия). Правда, Черногорию он оставил независимой, а на деле она тоже влилась в Югославию. Также интересно, что он спрогнозировал аннексию Румынией Бессарабии (Молдавии) и Трансильвании, а Россией - Галиции с Львовом и Южной Польши с Краковом.
Однако в отношении Германии Гюйо облажался по полной программе. Даже после поражения в 1918 году и краха "кайзеррайха" никто ее не делил и на куски не резал, что послужило основой великогерманского реваншизма, воплотившегося в гитлеризме и в конце концов спровоцировало Вторую мировую войну. Но это уже другая история.
Французский журнальный шарж на Ива Гюйо.