Ровно 215 лет назад, 11 февраля 1809 года, изобрететель Роберт Фултон получил первый в мире патент на самоходное судно с паровым двигателем. А за полтора года до этого из нью-йоркской гавани впервые отправился в путешествие по реке Гудзон первый в мире коммерческий пассажирский пароход, спроектированный Фултоном и построенный на деньги политика и бизнесмена Роберта Ливингстона. В отличие от косного и консервативного Наполеона Бонапарта, Ливингстон высоко оценил перспективы фултоновского изобретения.
Это деревянное плоскодонное судно имело длину 46 метров, ширину - 4,3 метра и водоизмещение 121 тонну. Паровая машина мощностью в 19 лошадиных сил, заказанная Фултоном в Англии (так как в США еще не было предприятий, способных ее построить), вращала через довольно сложную систему передач два гребных колеса диаметром по 4,6 м, которые сообщали кораблю скорость до пяти миль в час на спокойной воде. В качестве вспомогательного движителя имелась парусная оснастка.
На пароходе оборудовали три большие каюты с 54 спальными местами для пассажиров, а также - камбуз, бар, продуктовую кладовую и каюту стюарда. Запаса угля хватало на 36 часов работы машины.
Корабль, названный "Пароходом Северной реки" (North River Steamboat) не был первым в мире паровым судном, но именно он ознаменовал переход таких судов из разряда экспериментов и курьезов в практическую плоскость. С 4 сентября пароход, позже перееименованный в North River Steamboat of Clermont или просто Clermont, начал совершать регулярные пассажирские рейсы между Нью-Йорком и Олбани.
В 1808 году "Клермонт" подвергся переделке, в частности, его оборудовали штурвальным управлением, в бортах сделали застекленные окна, а гребные колеса закрыли кожухами, чтобы они не забрызгивали палубу.
В 1809 году к "Клермонту" присоединился аналогичный корабль "Повозка Нептуна" (Car of Neptune), а в 1811 - еще один под названием "Парагон" (Paragon). В 1815 году по американским рекам ходило уже 17 пароходов Фултона. В том же году первенца парового флота вывели из эксплуатации и отправили на слом. А к концу 1830-х годов в США насчитывалось более сотни грузовых и пассажирских "стимботов" различных конструкций и их число постянно росло.
На заставке - рисунок парохода Фултона из энциклопедии "Британика".
Чертежи первого фултоновского "стимбота" до и после переделки.
Полноразмерная копия "Клермонта" в первоначальной конфигурации, которая была построена в 1909 году и до 1935 года использовалась в качестве прогулочного судна, после чего разделила судьбу оригинала.
Первый паровой катер Фултона, построенный в Париже в 1803 году, которым изобретатель безуспешно пытался заинтересовать Наполеона.
Американская банкнота в 2 доллара 1896 года с портретами изобретателей Роберта Фултона и Сэмюэла Морзе.