Ровно 85 лет назад впервые поднялся в воздух первый опытный экземпляр английского бомбардировщика Хэндли-Пэйдж "Хэмпден" - одного из трех типов дальних стратегических бомбовозов, с которыми Великобритания вступила во Вторую мировую войну. Самым успешным из них был "Веллингтон", о котором я совсем недавно
уже писал, а два других - "Хэмпден" и "Уитли" оказались менее удачными, поэтому их построили намного меньше и с вооружения сняли гораздо раньше.
"Хэмпден" был самым маленьким и легким английским бомбардировщиком, относившимся к категории "стратегов". Автор проекта инженер Джордж Волкерт решил сделать ставку на максимальное "обжатие" геометрических празмеров машины, особенно - ее фюзеляжа, надеясь таким образом получить выигрыш в массе и снизить аэродинамическое сопротивление за счет снижения площади омываемой поверхности.
В результате у него получился весьма оригинальный самолет с высокой, но очень узкой кабиной экипажа и тоненькой хвостовой балкой. За характерный вид в профиль "Хэмпден" сразу получил у летчиков прозвище Tadpole - "головастик". В нижней части кабины размещался бомбовый отсек. Максимальная ширина фюзеляжа составляла всего 90 сантимертов, что более сотоветствовало истребитею, чем тяжелому бомбардировщику. Поэтому пилотскую кабину пришлось делать одноместной.
Для самолета с максимальной продолжительнотью полета более восьми часов это было не очень разумное решение, так как пилоты в дальних рейдах сильно уставали. Тем не менее, результаты испытаний сочли удовлетворительными и в середине 1938 года самолет приняли на вооружение, а фирма "Инглиш Электрик" получила контракт на постройку 75 серийных экземпляров. Еще 80 машин заказали канадской компании "Канадиэн Ассошиэйтед эйркрафт".
После начала войны последовали дополнительные заказы, в результате чего суммарный объем производства "Хэмпденов" составил 1430 экземпляров. Однако к 1940 году самолет морально устарел. Его максимальная скорость составляла всего 426 км/ч, а крейсерская (с бомбами) - 350. Потолок c бомбовой нагрузкой 1800 кг не превышал 5600 метров. Это делало "головастика" легкой добычей как для зениток, так и для истребителей.
Уже во времена "странной войны" скуадроны "Хэмпденов" понесли серьезные потери. Например, 29 сентября 1939 года пять из 11 бомбардировщиков, атаковавших германские эсминцы в Гельголандской бухте, сбили "мессершмитты". Поэтому с конца года самолет стали использовать только в темное время суток.
В ночь на 26 августа 1940 года англичане совершили первый в истории групповой бомбовый рейд на Берлин. Из 26 самолетов, участвовавших в нем, 12 были "Хэмпденами". В 1941 году "головастики" продолжали бомбить германские города и другие тыловые объекты, но когда у немцев появились наводимые по радио ночные истребители и зенитные орудия с радиолокационной наводкой, потери стали критическими.
Осенью 1942 года выпуск "Хэмпденов" прекратился, а уцелевшие машины сняли с вооружения Бомбардировочного командования и перевели в береговую патрульную службу. Часть из них вооружили торпедами или глубинными бомбами. В качестве патрульно-противолодочных машин "головастики" прослужили еще год, но успехов не добились, а в конце 1943-го их окончательно отстранили от боевой работы и переклассифицировали в учебные машины.
Всего за годы войны в ходе боевых вылетов было потеряно 714 "головастиков", то есть, почти 50% серийных машн. 128 из них - на счету истребителей (в том числе 92 - ночью), 108 сбили зенитки, 263 разбились в авариях и катастрофах (возможно, часть из них была вызвана боевыми повреждениями), один врезался в аэростат заграждения, а еще 214 числятся пропавшими. 1077 членов экипажа погибли, 739 пропали без вести.
В общем, расчет на "мини-стратега" не оправдался. По своим возможностям и боевой живучести "Хэммпден" оказался гораздо хуже "Веллингтона", а по оценкам наших летчиков. которым довелось летать на этих машинах, - хуже Ил-4.
Первый прототип "Хэмпдена" в полете. На серийных машинах остекление кабин было значительно изменено.
Серийный "Хэмпден с довоенными опознавательными знаками, пулеметы не установлены.
Доставка к "Хэмпденам" 250-фунтовых и 500-фунтовых бомб.
Вид сзади на пилотскую кабину "Хэмпдена" и аэродромная сценка - экипаж покидает машину после очередного вылета.
В осенью 1942 года в СССР из Англии прилетели 23 "Хэмпдена" с торпедными подвесками, вошедшие в состав 24-го минно-торпедного полка (МТАП) ВВС Северного флота. В Советском Союзе самолет, который у нас прозвали "балалайкой", выступил не очень удачно.
За "Хэмпденами", совершившими несколько десятков боевых вылетов, числился всего один потопленный транспорт, при этом четыре самолета были сбиты, а еще два - разбиты в авариях. В середине 1943 года все оставшиеся машины (а они поступили в СССР уже не новыми) были списаны из-за износа, поломок и отсутствия запчастей.
Киселев, чью фамилию техник пишет на торпеде, был командиром экипажа одного из "Хэмпденов", сбитого немецкими зенитчиками во время торпедной атаки 25 апреля 1943 года.
Окраски английского и советского "головастиков".