Вчера, наконец, сподобился посмотреть "Подольских курсантов" и не был сильно разочарован, поскольку ничего хорошего от них не ждал. Можно сказать, что мои ожидания на очередной дежурно-пропагандистский проходняк от Минкульта полностью оправдались. И, в отличие от действительно любопытного "Майора Грома", я нисколько не сожалею, что этот фильм с треском провалился в прокате, отбив менее четверти 400-миллионного бюджета. По мощам и елей.
Впрочем, нельзя сказать, что это совсем уж лютый трэш, вроде михалковского "Нестояния", в котором бравый курсант с сосердоточенностью дебила тыкал штыком в лобовую броню немецкого танка, а немецкий танкист, высунувшись из люка, с доброй улыбкой угощал его шоколадкой с портретом Гитлера на этикетке. Такого накала идиотизма в новом фильме нет. Как говорится, и на том спасибо.
Но залепух в нем хватает с избытком, причем - как просто халтурных, так и вполне осознанных, для нагнетания пафоса и драматизьму. К халтурным можно отнести буйство зеленой растительности в некоторых сценах, хотя, действие происходит под Москвой в середине октября. Или мелькающие в кадре двухместные Ил-2М3, появившиеся на фронте только в 1942 году. Казалось бы, раз уж сделали компьютерную модель, то почему бы не сделать ее правильно? Неее, пофигу.
Впрочем, надо признать, что в "заклепочном" плане фильм сделан неплохо, оружие и военная техника в общем и целом выглядит вполне аутентично. Но намеренных ляпов в нем гораздо больше. Чего стоит, например, сцена, в которой немецкий офицер в паре километров от передовой расслабляется на живописном берегу реки, устроив себе пикник с коньяком, патефоном, нарезанным лимончиком, оливками и ананасом! Ананасом, Карл!
Причем коньячок ему подливает в рюмку из графина денщик в белом переднике и белых нарукавниках. Это сразу напоминает аналогичную сцену из приснопамятного "Бумбараша", но там был откровенный фарс и буффонада, а тут, вроде как, всё на полном серьезе.
Или "героическая" сцена подрыва моста, в которой сапер, обнаружив обрыв провода, почему-то не соединяет его, а со взрывной машинкой ныряет в воду, лезет под мост и уже там взрывается вместе с ним. Причем лезет он ночью, а взрывается при свете дня, то есть, получается, что он зачем-то простоял в ледяной воде несколько часов.
Ну а ближе к финалу картины, чтобы закончить ее на пронзительной трагической ноте, авторы и вовсе пошли вразнос. Они не придумали ничего лучше, чем собрать всех уцелевших к тому моменту главных героев в одном недостроенном ДОТе без броневой двери и взорвать их там. Но ладно бы просто взорвать, весь цимес - в том, как это обставлено.
Герои геройски подбивают из сорокапятки атакующие ДОТ немецкие танки, пока не остается один штурмгешутц. Но тут немецкая пехота обходит ДОТ и забрасывает его гранатами через открытый дверной проем. Гранат показали три штуки, причем одна из них угодила прямо в снарядный ящик. Однако они не взорвались, а терпеливо лежали и ждали, пока герои зарядят пушку, тщательно прицелятся и всадят снаряд прямо в ствол немецкой самоходки! "А иначе его, гада, не пробьешь" - со знанием дела говорит наводчику командир расчета.
Потом герои с чувством выполненного долга обмениваются долгими проникновенными взглядами, и только потом гранаты, которым уже осточертело ждать, наконец, взрываются. Я из любопытства засек время и у меня получилось, что с момента падения "колотушек" до их подрыва прошло более 40 секунд.
Блин. ну как так можно, ведь не сказку же снимали. Или все-таки сказку? Или, опять-таки, пофигу на реалистичность, лишь бы выглядело донельзя проникновенно и слезовыжимательно. Однако на деле выглядит это настолько глупо, что сразу вспоминается пресловутый испанский стыд. А ведь, казалось бы, чего проще - перекомпоновать сцену так, чтобы немцы набросали гранат уже после суперснайперского выстрела. Но - нет, сценаристы и режиссер, очевидно, решили, что так будет недостаточно пафоса.
В общем, если вы воспользуетесь моим опытом и не станете это смотреть, то ровным счетом ничего не потеряете.
Один из дурацких приемов нагнетания зловещей атмосферы. Обратите внимание, что бомболюки "Хейнкеля" (кстати, нарисованного неплохо) в момент сброса бомб подсвечиваются инфернальным красным светом. Зачем? Почему? В реале такого, естественно, не было. Если бы не эта портящая впечатление лажа, то сцене бомбардировки можно было бы поставить высокую оценку, так она снята весьма эффектно.
Тот самый фошыст с ананасом и обслуживающий его белофартучный денщик. Фошыст еще и рыбку ловит с невозмутимостью каменного истукана.
Но за ним уже следит из-за кустов вездесущий и неизбывный Безруков. Недолго осталось фрицу наслаждаться коньячком на нашей родимой земле.
Напали! Безруков хватает фошыста, а его помощник - ананас! Денщик выглядит немного удивленным, но на него никто не обращает внимания.
Кстати, чуть позже этот фошыст будет использован для ставшего уже традиционным плевка в Польшу. На допросе он заявит: "Вы, русские, воюете с нами неправильно! Вот, поляки воевали правильно - они сразу сдавались, а вы даже в безнадежных ситуациях не сдаетесь, потому что вы варвары!" Я, пожалуй, воздержусь от комментариев.
Вдули в дуло.