Стыд 4. Как выбираться из «ловушки стыда».

Mar 21, 2011 02:42


Давным-давно я написала три статьи про стыд (те, кто не читал или читал, но забыл, могут ознакомиться с ними здесь), и торжественно обещала написать еще - чтобы раскрыть тему полнее. Но процесс написания, увы, затянулся. К сожалению.

С другой стороны, «обещанного три года ждут».

Ура, товарищи - это случилось! Вот, собственно, обещанное.

Read more... )

чувства, воспитание, по следам проведенных тренингов

Leave a comment

Comments 137

mewild March 21 2011, 02:15:47 UTC
Да, стыд - это ужас отвержения из-за того, что "я не такой". Это память об отвержении матери, когда ребёнок ещё не знает, как правильно поступать, а отвержение со стороны матери воспринимает полностью на свой счёт, и воспринимает его как угрозу своей жизни, потому что именно контакт с матерью обеспечивает ему жизнь.

Справиться со стыдом помогает твёрдое знание, что "я такой, какой есть, и могу делать что-то не так, и имею на это право". А контакт помогает убедиться в том, что человечество не отвернулось всё в полном составе, и жизнь продолжается.:)

Reply

heatherfalls March 21 2011, 08:43:44 UTC
мне кажется, страх ошибки и отвержения, своей непригодности, часто вызван тем, что для детей не всегда действует правило "you get one free bite" - за какие-то нежелательные действия сразу начинают стыдить "как ты мог(ла) так поступить" - подразумевается, что ребенок сам должен был догадаться о правилах поведения в данной ситуации, хотя у него могло и не быть такой возможности - и вот тут самое страшное - неизвестность и невозможность предсказать, что именно я могу сделать не так.

Reply

vika_pekarskaya March 21 2011, 14:46:00 UTC
Да, согласна.

Reply

vika_pekarskaya March 21 2011, 14:45:06 UTC
Есть мнение, что стыд формируется, как естественное переживание при естественном отделении от матери...

Про "человечество в полном составе" - это вы красиво заметили.

Reply


mria_ts March 21 2011, 03:27:52 UTC
Да, для меня, право на ошибку - это целительный бальзам израненной душе.

Reply

vika_pekarskaya March 21 2011, 14:46:15 UTC
:)

Reply


radex March 21 2011, 04:07:59 UTC
А стоит ли говорить своем стыде с человеком, которому сделал больно и от этого стыдно?

Reply

ajushka March 21 2011, 08:56:17 UTC
Простите, что вклинилась.
А почему нет?
Я была бы рада, если бы человек, который считает, что он передо мной виноват, поговорил бы со мной: я понимаю причину его поступка и не осуждаю его, он дорог мне сам по себе, я знаю, что он гораздо больше, чем его поступок. Сложность в том, что он сам себе его простить не может и на контакт не идет.
Мне кажется очень важным шаг поговорить с тем, перед кем стыдно. Может быть, он и не винит другого?

Reply

vika_pekarskaya March 21 2011, 10:05:28 UTC
Вы путаете стыд и вину, вот вы так и пишете:
//поговорить с тем, перед кем стыдно// и //Может быть, он и не винит другого//
Это не одно и то же.

Reply

vika_pekarskaya March 21 2011, 11:52:47 UTC
Когда "сделал больно" - это про вину. Если есть ущерб другому - это про вину.
В случае стыда есть тот, кто оценивает, стыдит, осуждает. С ним про это говорить бессмысленно. Он-то свой стыд не умеет признавать, - иначе не стыдил бы.

Reply


saglaten March 21 2011, 05:16:40 UTC
Мне кажется, что если "на его внутренней карте жизненного опыта появляется территория, куда он больше никогда не сунется", то он уже просто не сможет отличить адекватных людей в этом вопросе от неадекватных и будет всех подозревать в плохом.

Reply

vika_pekarskaya March 21 2011, 15:00:49 UTC
Да, ему уже нужна помощь. Искать нужно ДО того, как эта территория превратилась в застывший изолят.

Reply


iv6 March 21 2011, 05:45:12 UTC
Очень рад снова вас читать. И тема всплыла очень-очень вовремя :)

Reply

vika_pekarskaya March 21 2011, 10:06:04 UTC
Приятно.:)

Reply

iv6 March 21 2011, 12:39:27 UTC
Сейчас перечитал и задумался - а что делать, если урон настолько велик, что искупить вину нельзя? Или можно, но кажется, что очень дорого?

Reply

vika_pekarskaya March 21 2011, 13:58:56 UTC
Например?

Reply


Leave a comment

Up