Евгений Ельчин, Сталинский нос

Oct 07, 2013 09:45

Вышла книжка, всячески рекомендуемая для прочтения детям и подросткам, якобы про репрессии и про сталинское время. В сети попалось немало рекламы, на приличных сайтах, да и само издательство непопсовое, решила ознакомиться. Правда, почти все рецензии были на тему "как рассказывать детям о Сталине", ну и это меня несколько смущало. Не зря.

Саша Зайчик (более "астраумного" имени придумать было нельзя) живёт вместе со своим отцом, не последним человеком в НКВД (Сталин ему лично орден вручил!), почему-то в двенадцатикомнатной коммуналке, хотя вроде как по статусу ему полагается отдельная квартира. Описаны вполне фантасмагорические ужасы этой самой коммуналки, опять же, бредовые детали, типа исполнения революционных песен в очереди в туалет.

А дальше начинается уже совсем бред. Над Москвой возвышается гигантская статуя Сталина, по городу снуют туда-сюда "воронки" (замечу, уже сто раз писали о том, что были не только "воронки", но и фургоны типа "Хлеб", "Мясо" и далее по списку - очевидно, автор сего шедевра не читал ни Солженицина, ни Лунгиной).
Далее, понятно, отца мальчика арестовывают, он становится сыном врага народа, а далее происходит немало увлекательных и идиотических событий в школе. Воображение автора разгуливается под конец так, что обуздать его уже не удаётся. Пересказывать не буду, кто захочет, прочитает сам, опять же, рецензий в сети полно.

Первое ощущение от книги - фальшак, причём в духе голливудских страшилок про СССР. Это, в общем-то объяснимо: книгу написал эмигрант, уехавший из Питера в восьмидесятых, 1956 года рождения, сталинской эпохи не знающий и, видимо, ничего о ней знать не желающий. И Москвы, кстати, где всё и происходит, тоже.

Это проявляется во всём. Во-первых, у него каша в голове по поводу развития событий. С самого начала непонятно, когда всё происходит - то ли в конце тридцатых (когда Сталин по телефону обращается к Николаю Ивановичу, очевидно, Ежову, становится понятным, что это так), то ли в пятидесятых (судя по антисемитским высказываниям, характерным для времени борьбы с космополитизмом, и послевоенной школьной форме. Впрочем, девочки учатся вместе с мальчиками, а это уже довоенная реалия). А письмо, которое в самом начале книжки Саша Зайчик пишет Сталину, написано почему-то почерком, который мы осваивали в первом классе в восьмидесятых. До войны, да и после, прописи были другими, достаточно посмотреть тетради старшего поколения. Опять же, зима 1937 года изображена снежной, а во многих воспоминаниях о тридцать седьмом годе упоминают, что он был бесснежным. Но это уже мелочь на фоне остального.
Весьма плохи и картинки (Ельчин - автор и текста, и иллюстраций). Чего стоит очередь на Лубянке, выглядящая, как очередь за колбасой в перестройку - ну есть же немало описаний тюремных очередей, неужели трудно было прочитать что-то из подобных книг и проиллюстрировать их, а не свою фантазию?

Не буду уже касаться психологического развития событий, тут логики нет вообще - с одной стороны автор пытается показать, что плохи вообще все, с другой - очевидно, что всё плохое в детях - только от взрослых, хотя ясно, что травить "сыновей врагов народа" они бы стали и сами, без подсказки учительницы. Ну и то, что Саша в конце решает не вступать в пионеры - тоже глупо и немотивированно, опять же очень многие дети "врагов народа" страдали от того, что их не принимали в пионеры и в комсомол.

Вывод - книги про сталинскую эпоху нужны, но вот на эту, к сожалению, зря потратили бумагу, она отвратительна. Лучше дать детям прочитать "Софью Петровну" или недописанный, к сожалению, роман Трифонова "Исчезновение" - и то, и другое - о тех же событиях (достаточно вспомнить гигантский портрет Сталина над Кремлём в "Исчезновении" или тюремные очереди в Ленинграде у Чуковской), но куда честнее и правдоподобнее.

Трифонов, Чуковская, детское, книги, Сталин

Previous post Next post
Up