В Турцию на инвалидной коляске. Алания. (часть 4, окончание)

Nov 12, 2014 09:54


Окончание. Начало в первой, второй, третьей частях.

Магазины, кафе

В районе бульвара Ататюрка (особенно в центральной части города) подобных заведений великое множество. Их посещение не должно вызвать особых затруднений. Если нельзя заехать в один магазин, всегда найдётся другой с более удобным входом. Кроме того, следует быть осмотрительными, глазея по сторонам: в некоторых местах края дорожек резко обрываются вниз и не имеют ограждений.

Торговые центры Alanyum и Kipa: удобный въезд, двери на фотоэлементах, лифт на все этажи, туалеты. В магазине LC Waikiki всё это тоже есть, но места там мало, тесно, лифт один и нам приходилось ждать его среди толпы прочих посетителей. Заприметили у входа в магазин “DeFacto” электроподъёмник для инв.коляски.



Такой электроподъёмник в магазине мы видели впервые. Удобно, но две ступеньки у лифта на первом этаже могут оказаться проблемой.



Специально туда поднялись. Внутри зала расположен лифт на другие три этажа. Но тут нас ждал неприятный сюрприз: на первом этаже попасть в лифт можно, только преодолев две ступеньки, пандуса нет. Видимо, хозяева озаботились установкой подъёмника чисто формально для получения разрешения на открытие магазина, но, к сожалению, не подумали о том, как попасть на коляске в лифт (на остальных этажах ступенек перед лифтом нет). Мы можем справляться со ступеньками, поэтому поднялись и на другие этажи, а остальным ребятам на колясках потребуется посторонняя помощь, чтобы поднять коляску на две ступеньки.

Говорят, в рамках проекта адаптации города для людей с ограниченными возможностями, большинство кафе в центре тоже оборудованы специальными туалетами и, если необходимо, подъемниками. Например, в кафе Nadir (бульвар Ататюрка недалеко от аквапарка) в туалете есть специальная кабина для инвалидов-колясочников. Также зашли за шаурмой в Mis Doner. У прилавка увидели, что на лестнице установлен электроподъёмник и можно спуститься на коляске в обеденный зал.



Кафе «Мис Дёнер» с турецкой шаурмой. Там есть электроподъёмник во внутреннюю часть кафе.

Замена колеса коляски

Во время отдыха с нами случилось маленькое происшествие, которое показало, что даже такие ситуации вполне разрешимы.

Отправились мы к автобусной остановке, чтобы съездить к Дим Чайи. Пока ждали автобус, я обратил внимание на колесо - оно оказалось спущенным.

Особой паники не было, т.к. в первую нашу поездку приключилась такая же история. Но тогда мы обнаружили неполадку в отеле, и хозяин отеля отвёз коляску на своей машине в шиномонтаж, где нам бесплатно поставили заплатку на камеру. После этого она ещё два года ездила с нами. Но теперь мы в городе иностранного государства, а ближайшую шиномонтажку видели очень далеко на въезде в город.

Мы приняли решение найти ближайшую бензозаправку, чтобы сначала попытаться накачать колесо. Нам повезло, что мы были ещё в городе, на остановке, и до заправки было всего сто метров. Слабо верилось, что в колесе нет прокола, но надежда умирает последней. На тот момент я не представлял, где можно было отремонтировать колесо. Пришлось посадить Ольгу на скамейку автобусной остановки. С таким колесом нельзя пользоваться коляской, иначе и камера, и покрышка придут в негодность. К тому же, не была ясна причина проблемы: то ли это был прокол колеса, то ли оно сдулось через ниппель.

На заправке я обратился за помощью к персоналу. Ребята махнули куда-то в угол, где был небольшой ангар сервисной службы. Один из мужчин попробовал подкачать колесо, но оно тут же сдувалось. Значит, прокол. Я спросил, где тут можно отремонтировать коляску. Мужчина показал на машину, предложил положить коляску в багажник, а мне сесть в салон. Как смог, я объяснил водителю, что мне нужно забрать подругу с остановки. Затем он отвёз нас в квартал автомастерских (тут же рядом), переговорил с мастером из бокса по ремонту шин и велосипедов. Он осмотрел камеру и предложил заменить на новую. Нам обошлось это всего в 17 турецких лир. Коляска была снова готова к путешествиям.

Тут же подошла супруга нашего спасителя. Она оказалась нашей соотечественницей. И мы не упустили возможности в полной мере передать наши благодарности её мужу за его участие в нашей проблеме. Мы отказались от предложения подвезти нас, т.к. и отель наш тоже был совсем близко.

Мы и не могли предположить, что всё так благополучно закончится. Проблемы решаемы, барьеры преодолимы.

Насколько всё безбарьерно



Прекрасная парочка - гостья и её охрана.

В целом, Аланья подходит для отдыха людей с ограниченными физическими возможностями. Это подтверждают сами люди, приезжающие сюда на отдых. Во время нашего пребывания там мы видели людей на электроколясках, на механических, даже встречали женщину, которая каталась одна, толкая свою коляску за ободья колёс, также наблюдали пожилых людей, которые с помощью ходунков добирались до экскурсионного автобуса. Ещё одним фактом, подтверждающим доступность Аланьи для инвалидов, является приезд в город в конце осени групп детей с ДЦП на инв.колясках (по 10-15 человек). На большинстве пешеходных тротуаров положена тактильная плитка для слабовидящих людей. В центральной туристической части города её очень много, она буквально везде.

Но даже в такой безбарьерной среде находятся свои барьеры, которые несколько затрудняют передвижение людей с ограниченными физическими возможностями.

Не везде есть указатели и знаки. Порой, установка спец.оборудования ещё не гарантирует безбарьерную среду. Необходимо продумывать весь путь движения инвалида. Один такой пример был выше - подъёмник в магазине DeFacto, где можно попасть на первый этаж, но встретить препятствие в виде нескольких ступеней перед лифтом, и не суметь попасть на другие этажи.

Прогуливаясь по бульвару Keykubat, мы заметили, что примыкающие к бульвару тротуары оборудованы тактильной плиткой для слабовидящих, но она заканчивается у бульвара.

К большому нашему сожалению стоит признать, что одна-две коляски на пляже для заезда в море на всё побережье Аланьи - это ничтожно мало. Не думаю, что такое устройство стоит больших денег. Можно на каждом пункте городских пляжей иметь такую коляску, оборудовать будку для переодевания, туалет и душ. Сделать более удобными съезды для колясок, оборудовать небольшую площадку с несколькими высокими лежаками, чтобы было удобнее пересаживаться из коляски. Вывесить информационные таблички и вывески. При отсутствии инвалидов этим могут пользоваться и остальные люди.

На некоторых участках тротуара выделена полоса для велосипедистов, по которым могут ездить и коляски. Она обозначена синей или белой линией. Однако в большинстве своём прямо на этих местах стоят лотки торговцев, или сами торговцы сидят за столиками и пьют чай.

Также всегда будьте внимательны как на дороге, так и на тротуаре. По дорогам ездят бешеные водители авто и скутеров, мотоциклисты и велосипедисты. Даже на тротуаре вы не в безопасности. Вдоль набережной постоянно проносятся стигвеи (двухколёсные устройства). В некоторых местах тротуары проходят в непосредственной близости от построек и здесь могут быть отвесные обрывы, часто без барьеров, и можно упасть вниз, если не быть внимательным.



Гуляем по улочке над набережной Алании.

Но все эти барьеры были нами преодолены. Мы провели замечательные 17 дней в Аланье, самостоятельно обошли и объездили основную часть города и главные туристические места.

Надеемся, что наш опыт станет для кого-то полезным. Желаем всем удачи и приятных путешествий!

отдых, турция, доступная среда, инвалидная коляска, алания

Previous post Next post
Up