Была ли псевдоморфоза православного богословия и его латинское пленение?

Dec 27, 2011 14:35

По поводу некоторых реплик mondios'a у нас состоялась с ним небольшая дискуссия. Может быть, кому-нибудь интересно: 
Read more... )

псевдоморфоза, Флоровский, "парижская школа", латинское пленение

Leave a comment

Comments 22

aisergey December 27 2011, 16:09:45 UTC
К сожалению, доступ к записи закрыт...

Reply

victor_vlad December 27 2011, 19:05:41 UTC
Теперь я сообразил, что его журнал под замком. Я попытался вставить под кат, но ЖЖ не позволяет: пишет, что пост слишком длинный. Отдельно копировать реплики, увы, слишком долго.

Reply

aisergey December 27 2011, 19:49:09 UTC
Что ж, может это и к лучшему. У Автора жесткая политика в его жж - для внешних не доступна ни одна запись. Значит будет не этично нарушать эту приватность...

Reply

victor_vlad December 27 2011, 20:01:30 UTC
Думаю, все проще: автор опасается, что священноначалие найдет компромат в его самостоятельных мыслях. В нашем споре нет ничего тайного.

Reply


d_st75 December 27 2011, 21:04:06 UTC
Интересно, хотя для профана сложно ( ... )

Reply

victor_vlad December 27 2011, 21:35:40 UTC
Идея "пленения" общепринята после Флоровского и разделялась таким разными людьми как Шмеман, еп. Каллист Уэр, влад. Василий Кривошеин и "новые греки". До недавних пор она не вызывала возражений. Мне кажется, mondios находится на таком этапе, когда хочется противоречить тому, что говорили до сих пор. Плюс у становящегося на ноги богословия в России есть желание, не до конца мне понятное, как-то уязвить "парижскую школу" (mondios еще в этом сдержан). Пиетет 90-х гг. перед ней у некоторых авторов сменился несправедливыми претензиями. Может быть, это просто болезнь роста.

Reply

andrei_platonov March 2 2012, 20:57:05 UTC
Очень верно, по-моему. И про пленение, и про парижан.

Сам об этом недавно думал и писал в фэйсбуке. Парижане - это все русское богословие 20 века после 1917 г. Если включать сюда уехавших гораздо позже в США богословов-парижан и митр. Антония.

А Мень, едва ли не единственный (еще, похоже, и Аверицев), кто освоил парижское наследие в России.

Reply


triponaciy January 4 2012, 22:18:39 UTC
Спасибо, очень интересно)))
Дополнение, как бы в шутку:
К теме западного пленения стоит добавить и тему византийского пленения христианства, а то Византия больно белая и пушистая выходит)))

Reply

victor_vlad January 5 2012, 07:36:44 UTC
Согласен. О византийском пленении (кажется, прямо так это не называя) Афанасьев и Шмеман уже много сказали. Флоровского интересовала прежде всего догматическая мысль, и поэтому эталоном для него стали греческие отцы ранней Византии. Если взглянуть на церковное устройство, на благочестие среднего христианина и на многое, многое другое, византийская эпоха предстанет проблемной. Оценки и исторический идеал будут другими. Но византийские безобразия, множество из которых мы, увы, унаследовали, - это уж другая, необъятная тема.

Reply


triponaciy January 5 2012, 11:10:41 UTC
Да, я у Афанасьева со Шмаманом тоже не встречал так впрямую , да и сама эта идея у них не разработана до конца, скорее всячески подводится к ней.
По поводу Флоровского , думаю политизация его идеи о "западном пленении" и привела к её искажению и примитивизации, в т.ч. на уровне современного школьного богословия.
По поводу самого "пленения", думаю, да, до 13-14 века богословие и философия развивались на востоке и западе взаимосвязано, потом восток просто закончился в силу реального пленения исламом, и восток стал явно и тайно эксплуатировать западную мысль, за неимением своих, а не из-за "пленения".
Кстати, в истории с нашим расколом тоже присутствует этот вопрос. У староверов действительно оставалось больше оригинально восточной культуры ( пусть и в провинциально-этническом виде) , чем у провинциальных схоластов, окруживших Никона.

Reply


Leave a comment

Up