Теперь я сообразил, что его журнал под замком. Я попытался вставить под кат, но ЖЖ не позволяет: пишет, что пост слишком длинный. Отдельно копировать реплики, увы, слишком долго.
Что ж, может это и к лучшему. У Автора жесткая политика в его жж - для внешних не доступна ни одна запись. Значит будет не этично нарушать эту приватность...
Идея "пленения" общепринята после Флоровского и разделялась таким разными людьми как Шмеман, еп. Каллист Уэр, влад. Василий Кривошеин и "новые греки". До недавних пор она не вызывала возражений. Мне кажется, mondios находится на таком этапе, когда хочется противоречить тому, что говорили до сих пор. Плюс у становящегося на ноги богословия в России есть желание, не до конца мне понятное, как-то уязвить "парижскую школу" (mondios еще в этом сдержан). Пиетет 90-х гг. перед ней у некоторых авторов сменился несправедливыми претензиями. Может быть, это просто болезнь роста.
Очень верно, по-моему. И про пленение, и про парижан.
Сам об этом недавно думал и писал в фэйсбуке. Парижане - это все русское богословие 20 века после 1917 г. Если включать сюда уехавших гораздо позже в США богословов-парижан и митр. Антония.
А Мень, едва ли не единственный (еще, похоже, и Аверицев), кто освоил парижское наследие в России.
Спасибо, очень интересно))) Дополнение, как бы в шутку: К теме западного пленения стоит добавить и тему византийского пленения христианства, а то Византия больно белая и пушистая выходит)))
Согласен. О византийском пленении (кажется, прямо так это не называя) Афанасьев и Шмеман уже много сказали. Флоровского интересовала прежде всего догматическая мысль, и поэтому эталоном для него стали греческие отцы ранней Византии. Если взглянуть на церковное устройство, на благочестие среднего христианина и на многое, многое другое, византийская эпоха предстанет проблемной. Оценки и исторический идеал будут другими. Но византийские безобразия, множество из которых мы, увы, унаследовали, - это уж другая, необъятная тема.
Да, я у Афанасьева со Шмаманом тоже не встречал так впрямую , да и сама эта идея у них не разработана до конца, скорее всячески подводится к ней. По поводу Флоровского , думаю политизация его идеи о "западном пленении" и привела к её искажению и примитивизации, в т.ч. на уровне современного школьного богословия. По поводу самого "пленения", думаю, да, до 13-14 века богословие и философия развивались на востоке и западе взаимосвязано, потом восток просто закончился в силу реального пленения исламом, и восток стал явно и тайно эксплуатировать западную мысль, за неимением своих, а не из-за "пленения". Кстати, в истории с нашим расколом тоже присутствует этот вопрос. У староверов действительно оставалось больше оригинально восточной культуры ( пусть и в провинциально-этническом виде) , чем у провинциальных схоластов, окруживших Никона.
Comments 22
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Сам об этом недавно думал и писал в фэйсбуке. Парижане - это все русское богословие 20 века после 1917 г. Если включать сюда уехавших гораздо позже в США богословов-парижан и митр. Антония.
А Мень, едва ли не единственный (еще, похоже, и Аверицев), кто освоил парижское наследие в России.
Reply
Дополнение, как бы в шутку:
К теме западного пленения стоит добавить и тему византийского пленения христианства, а то Византия больно белая и пушистая выходит)))
Reply
Reply
По поводу Флоровского , думаю политизация его идеи о "западном пленении" и привела к её искажению и примитивизации, в т.ч. на уровне современного школьного богословия.
По поводу самого "пленения", думаю, да, до 13-14 века богословие и философия развивались на востоке и западе взаимосвязано, потом восток просто закончился в силу реального пленения исламом, и восток стал явно и тайно эксплуатировать западную мысль, за неимением своих, а не из-за "пленения".
Кстати, в истории с нашим расколом тоже присутствует этот вопрос. У староверов действительно оставалось больше оригинально восточной культуры ( пусть и в провинциально-этническом виде) , чем у провинциальных схоластов, окруживших Никона.
Reply
Leave a comment