Самоубийственная тема

Jun 14, 2011 23:59

Очень меня расстроил Дмитрий Быков этим своим "славным солдатом на нормальной войне ( Read more... )

трагедия, поэзия, история, война, Быков

Leave a comment

Comments 48

amoro1959 June 14 2011, 17:00:47 UTC
Да нет, Виктор, вы правы.
Во всяком случае Ефремов прочел это именно так.

Reply

victor_korb June 14 2011, 18:25:15 UTC
Я в этот раз не слушал - только прочитал текст.

Тогда это очень грустно. Я Диму очень люблю, во всей человеческой и творческой сложности и многогранности. Но тут он как-то поторопился что ли.

Reply


alaverin June 14 2011, 17:04:03 UTC
"и с изнасилованиями, и с жесточайшими убийствами и своих, и чужих без разбору, просто по пьяни и от упоения командирской или чекистской властью, и с закапыванием живьем детей..." - это норма для ЛЮБОЙ войны.

Нормальная война - это та, которую общество считает справедливой.

Reply

victor_korb June 14 2011, 18:29:37 UTC
Александр, дело даже не в том, что тут контекст другой. А в том, что применять к войне само понятие нормы - ненормально. С человеческих, гуманистических позиций.

Reply

alaverin June 14 2011, 18:32:25 UTC
С гуманистических - да. А с точки зрения исторической - увы, нет. "История человечества - это история войн", к примеру.

Reply

victor_korb June 14 2011, 18:50:44 UTC
Да, разумеется, есть разные уровни оценки. Но мы же говорим о совершенно конкретных вещах: о недопустимости лепить героя из человека, потерявшего человеческий облик, только за то, что он "наш". Или пытаться оправдать конкретное личное зло ссылками на внешние обстоятельства. Это ведь совершенно животно-ксенофобская позиция, гениально описанная Замятиным в его "Арапах".

Reply


nataly_mckenzie June 14 2011, 17:11:40 UTC
Быков где-то год назад на Эхе рассуждал о том, что любой "свой" ему дороже любого "чужого", и на прямой вопрос про Буданова сказал, что Буданов ему свой. Так что ничего удивительного, он на самом деле так думает.
Что не отменяет остального.

Reply

victor_korb June 14 2011, 18:31:13 UTC
Наталья, я не готов обсуждать то, что я не слышал и не читал из первых уст. Зная Быкова, почти уверен, что Вы не очень точно трактуете эти его "рассуждения". Наверняка, он имел в виду совсем не то, что обычно подразумевается под подобным противопоставлением, то есть не "тупую ксенофобию". Потому что Быков ни разу не ксенофоб.

Reply

nataly_mckenzie June 14 2011, 19:03:38 UTC
хорошо, я найду вам ссылку.

Reply

nataly_mckenzie June 14 2011, 19:14:49 UTC
да, про Буданова я запомнила не очень верно, но про своих-чужих--читайте сами ( ... )

Reply


lgdanko June 14 2011, 17:14:06 UTC
Да, любая война ненормальна. Но, видимо, здесь подразумевается, что ВОВ была войной в внешним врагом, а эта - со своим народом, если считать чеченцев своим народом, то есть гражданская война, где армия воюет не с внешним врагом, а с народом. В этом смысле - гражданская война аномальнее любой "обычной" войны между государствами.

Reply

aurora_cruiser June 14 2011, 17:23:07 UTC
Конечно. Здесь ведь перекличка с Твардовским “Я убит подо Ржевом”.
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она -
Спасена.

Reply

victor_korb June 14 2011, 18:34:35 UTC
Возможна и такая трактовка. Но она еще менее коррелирует с Быковым-гуманистом. Да и признать необходимость жесткого дихотомического выбора "лучшей войны из двух" - это классическая манипулятивная ловушка. Обе - хуже.

Reply


vaysburd June 14 2011, 17:19:27 UTC
А ета хде? Ссыль кинь ;)

Reply

victor_korb June 14 2011, 18:38:46 UTC
Не хочу пиарить чей-то конкретный дневник. Ищи по "Дмитрий Быков. Убийственная тема. Гражданин поэт".

Reply

vaysburd June 15 2011, 06:21:02 UTC
Нашел. У меня другое впечатление. Афтар пытается встать над проблемой и рассудить между сторонниками "героической" и "преступной" версий. Вопрос в другом - какого @#$% человек, не нюхавший ничего подобного, берет на себя роль арбитра в таком деле.

Reply


Leave a comment

Up