СЕМЬ СТРАН НА АВТОМОБИЛЕ ( весна 2006 года)
маршрут: Аэропорт Шарля де Голля - Амьен - Компьен - Руан -Онфлер - Этрета - Булонь де Калле - Брюгге - Брюссель - Роттердам -Амстердам - Гаага - Утрехт - Аахен - Люксембург - Баден-Баден - Страсбург - Бад Вальдзее - Вайнгарден - Бреганс - Вадуц - Фелдкирх - Гармиш-Партенкирхен - Штрамберг - Мюнхен - аэропорт Франца-Иозефа Штрауса
Не заезжая в Париж, прямо из аэропорта Шарля де Голля мы двинулись на арендованной машине в Амьен. Хотя дорога туда, судя по карте, довольно проста мы практически сразу заблудились. Колесили около часа по предместьям Парижа пока, наконец, не оказались на трассе. Нам повезло, поскольку попали в благополучные пригороды, благоустроенные дома, чистота на улицах и не встретилось ни одного чернокожего.
В Амьене на центральной площади возле храма Нотр Дам нас встретили Татьяна и Жан - наши французские гиды. Немного поволновался перед встречей, ведь мы общались только по телефону, поэтому как сложатся наши отношения было неизвестно. Но все получилось замечательно, поскольку наши друзья оказались веселыми, интересными и тактичными людьми. У нас не возникло проблем в общении. Хотя, наверно, то количество вопросов, которое я всегда задаю гидам, стало некоторой неожиданностью для Жана. Нужно отдать ему должное, на все он ответил отлично.
Сразу же пожав друг другу руки, мы начали нашу экскурсионную программу по Нормандии и Пикардии. Начали ее осмотром готического собора, входящего в созвездия ярчайших памятников этого направления архитектуры. Затем отправились в дом-музей писателя Жуль Верна (1828-1905 ). Техэтажный особняк писателя построен по необычному проекту. В нем, путешествуя по карте, он и написал свои увлекательные романы..
Послек, побродив немного по городу,Жан интересно рассказывал об истории и архитектуре, а Татьяна переводила на русский. мы пообедали и поехали в усадьбу наших друзей. Это их родовое имение, построенное еще прадедом Жана в 1870 году.
Дом находился в маленькой деревушке в 20 километрах от Амьена, рядом с природным заповедником в бухте реки Соммы. Туда они и предлагали нам съездить на следующий день, но мы уговорили ехать в Руан - город, где сожгли самую героическую женщину Франции.
Напротив Руанского собора Норт Дам - одного из первых сооружений пламенеющей готики - находится почтовая гостиница, нам показали онко комнаты, где останавливался художник-эмпрессионист Клод Моне. Взирая на храм из своего номера от утренней зари до вечерних сумерек он, последовательно отображая перемену освещения., написал известную серию картин из пятидесяти видов величественного готического фасада, растворяющегося в свете.
После осмотра собора, мы прошли по исторической части к памятнику Жанне д Арк. Он установлен на месте ее казни, на рыночной площади. Именно здесь 30 мая 1431 года по решению инквизиционного трибунала была сожжена на костре будущая героиня Франции.
Зачем же французы сожгли такую отважную женщину, воодушевившую их народ на победу в войне с англицанами? Этот вопрос продолжает меня терзать с глубого детства. Однажды в школе я задал его нашему учителю политической истории, а он ответил вопросом " А зачем фашисты Зою Космедемьянскую повесили? Понимаешь в чем смысл?"
Онфлер - город яхт, художников, чаек и моря. Кажется, что так не может быть, что это декорации, что сейчас будут снимать кино. На набережной стоят люди с кистями в руках перед мольбертами. Художники они или нет? А это и неважно, поскольку многим, наверно, побывавшему в городке захотелось бы заняться творчеством. И запечатлеть на холсте или бумаге романтичные морские пейзажи.
А впереди, уже за городом был виден красивейший вантовый мост Нормандия. Осмотрев местный музей живописи, мы и отправились в городок Этрета именно по этому мосту.
Этрета - живописнейшее место французского побережья. По существу это небольшая курортная деревенька. Вдоль берега построены отели. С моря дул бодрящий ветер, поэтому искупаться мы не решились. А летом можно загорать на галечном пляже, который обрамляют невысокие горы, спускающиеся к морю и как бы замыкающие пространство и создающие уютную бухту, по краям которой каменные арки природного происхождения.
Возвращаясь проезжали город Гавр. Во время войны он был полностью разрушен, и после его решили восстановить по проекту одного
Бухта Этрета
французского архитектора-социалиста. Таким образом возник образец нашего солицлистического будущего. В городе все дома построены по одному проекту, через равные промежутки имеются зоны быта и отдыха, в которых сосредоточены кинотеатры, магазины, прачечные и другие предприятия сверы услуг. Все в этом городе, как в советских городах, распланировано и учтено, от этого в нем очень скучно и уныло. После французыы уже ничего не строили по-социалистически.
Непременно хотелось побывать в Компьене. Сначала осмотрели красивейший дворец французских королей, а затем оправились в лес. Там, неподалеку от города в железнодорожном вагоне была подписана сначала капитуляция немецкой армии в 1918 году, а затем, через 22 году - французской. Гитлер настоял, чтобы подписание происходило именно в том же в железнодорожном вагоне и на том же месте, чтобы военноначальники сидели на тех же местах, что и 22 года назад. Таким образом, он как бы переписал позорный эпизод истории немецкой армии заново.
В компьеньском лесу властями организован музей, основным экспонатом которого является именно тот вагон ( сейчас это копия, поскольку подлинный был перевезен во время войны в Берлин и сгорел там от английских бомб).
Помимо вагона в музее собран обширная коллекция военных фотографий времен Первой мировой. Просмотр их в специальном аппарате дает яркой представление и чудовищной жестокости и ужасе той войны. Музей в целом и посвящен именно той, Первой Великой войне, о которой некоторые знают только из романа Ремарка.
После музея " Компеньский вагон" мы отправились смотреть древние руины, а затем замок Пьерфон . К сожалению, не успели во внутрь, поскольку музей открыт только до 5 вечера. Зато долго пили кофе на пруду напротив и любовались прекрасным романтичным сооружением. Там можно остановиться, снять номер.
ЗДАНИЕ МУЗЕЯ "КОМПЬЕНЬСКИЙ ВАГОН"
А на следующий день заканчивалось наше короткое знакомство с севером Франции, и мы направились в Бельгию, по пути побывали в нескольких прибрежных курортных городках. Жан показывал нам виллы современных зажиточных буржуа, эти на вид простые дома трудно было сравнивать с загородными особняками преуспевших на государственной ниве российских чиновников в Подмосковье. Во Франции, видимо, не принято кичиться своим богатством.
Доехали до самого узкого места пролива Кале, что отделяет Англию от Европы. Здесь между берегами всего 30 километров. Из небольшой уютной бухты отправлялись лодки с римскими легионерами, потом тысячу лет назад воины Вильгельма Завоевателя переправлялись на завоевание Англии. Здесь же в начале 19 века стоял Наполеон Бонапарт, всматриваясь в белые берега туманного Альбиона, так и не решившийся форсировать пролив. Как раз на противоположном берегу англичанами была воздвигнута крепость Дувр. Там я побывал год спустя, поднялся по узкой каменистой тропе до самой высшей точки крепости, туда где развивается британский флаг. А в толще горы прорыты туннели ,
построен целый подземный город. Замок Пьерфон ( на снимке) Казематы использовались защитниками и в наполеоновскую войну, и в Первую, и во Вторую мировые. Крепость так и осталась непокоренной.
Сейчас в память о великом полководце сооружена и установлена на вершине прибрежной горы колонна с фигурой Бонапарта. А на Трафальгарской площади в Лондоне в его сторону смотрит адмирал Нельсон.
Высокий берег изрыт фортификационными сооружениями - остатками укреплений Западного вала, построенного в 1943 году для обороны континентальной Европы. Бетонные блиндажи и доты разнообразных конструкций выглядывают из земли. Осмотрев сооружения, эхо прошедшей войны, мы еще прогулялись по высокому ветреному берегу.
Здесь мы и простились с нашими французскими гидами и поехали в Брюгге.
БРЮГГЕ
В физической реальности границ в Европе не существует, ничем и окружащий бельгийский пейзаж не отличался от франзузского. В Брюгге сравнительно быстро нашли Ibis, зарезервированный из Москвы, и оставив вещи пошли осматривать город. Однако только зря потралили время, поскольку храмы и музеи
вечером уже были закрыты.
На следующий день катались на лодке по каналам. Лодочник в одном лице и рулевой, и экскурсовод , рассказывал о достопримечательностях на французском, английском и немецком. После прошли по улицам, побывав во всех основных собрах. В одном из них реликвия - Кровь Христа - была выставлена для обозрения. Прихожане подходили к священнику и целовали святую капсулу ..
Пообедав на центральной площади возле ратуши, можно еще было подняться на колокольню, но из-за большой неожиданно выстроившейся очереди я делать этого не стал, отправились дальше.
Через час езды по автобану были уже в Брюсселе. Там у нас был просторный номер в Novotel на центральной площади с красивым видом из окон. Рядом подземный паркинг. Сразу рещили отметиться у самой популярной достопримечательности города - скульптуры писающего мальчика. Все туристы обязательно туда идут. Конечно ничего сособенного скульптура из себя не представляет. По старой легенде мальчик в давние года таким образом спас город от пожара, поэтому его и решили увековечить.
Утром побывали в кафедральном соборе и взяли билеты на экскурсионный автобус. Проехали и прослушали рассказ на русском о всех достопримечательностях. В Брюсселе находится штаб-квартира Европейского союза. Это обширный квартал современных зданий, постоянно расстраивается. Десятки тысяч чиновников находят там работу, что вызвает неудовлетворение стран членов союза. На их деньги
кормится эта армию бюрократов.
РОТТЕРДАМ
Следующая остановка - Роттердам. Интересующимся современной архитектурой прогулять по нему, наверно, будет интересно. Помимо построек из стекла и бетона на улицах в глаза большое количество чернокожих. Африканцы по-серьезному осваивают европейские города. Коренное же население перебирается в пригороды. Заблудившись в очередной раз, мы долго колесили по тихим улицам с аккуратными домиками голландцев, утопающими в зелени.
Поднялись на башню, откуда открылся великолепный вид на раскинувшийся вдоль бухты порт. До горизонта тянулись склады, краны, стоянки автомобилей, корпуса фабрик и заводов Вечером промышленные сооружения загораются тысячами лампочек иллюминации. А с другой стороны - поблескивали стеклами здания офисов, гостиниц, торговых центров.
Хотя городу уже более тысячи лет, историческая часть почти не сохранилась, поскольку в 1940 году порт был подвергнут массированному налету Люфтваффе. Роттердам оказался единственным голландским городом, оказавшим сопротивление вторгшимся войскам вермахта. Остальные города Нидерландов сдались без боя, остались нетронутыми от разрушений войны, армия благополучно капитулировала. Днем освобождения в Голландии считается 5 мая 1945 года, когда в Амстердам вошли французские солдаты..
Отправившись вечером осматривать порт, мы не смогли сразу найти дорогу назад, выехали на автобан, заспорили: в какую сторону ехать и поругались. Потом уже в отеле возбужденные и раздосадованные долго не могли заснуть, да еще кто-то этажом ниже оставил включенным на полную громкость телевизор. Современный отель был почти пустой, наверно, поэтому это мало кого кроме нас беспокоило.
АМСТЕРДАМ
В Амстердаме мы провели три дня. Чем меня так заинтересовал северный город на каналах, быть может, улицей Красных фонарей или Рейхсмузеем? По поводу последнего могу сказать, что там собрана великолепная коллекция Рембрандта и целый корпус посвящен Ван Гогу. Если взять аудио-гида, то можно ходить и слушать часа три. На это мы потратили целый день. И музей того стоит. Наш великий царь - Петр Первый был вдохновляем этим городом и решил построить такой же у себя на родине.
Попытка попасть на пивзавод фирмы «Хайнекен» сначала не увенчалась успехом - опоздали (открыт до 17 часов). Пришлось приехать еще раз, на следующее утро. К сожалению, я был за рулем и попробовать оригинального пива не удалось. В течение часа внимал теоретическую часто пивоварения. В музее несколько залов, экспонаты и стенды рассказывают об истории возникновения этой марки. В позапрошлом веке один из местных пивоваров по фамилии Хайникен, начал производить свое собственное пиво, а поскольку на каждой улице города жил такой же пивовар, пиво Хайникена имело успех среди весьма ограниченного круга. Тогда предприимчивый пивовар поехал в Америку и стал там продвигать своё пиво. И добился успеха. После завоевания Америки началось всемирное шествие марки "Хайникен".
При входе в музей вместе с билетами выдают четыре жетона, которые можно обменять по желанию на пиво, сувениры и колу.
А вечером прошлись по улице "Красных фонарей". Девушки говорили, что фотографировать нужно очень осторожно. Частные охранники могут отнять фотоаппарат и выбросить в канал. Хотя японские туристы все равно фотографировали. Улица - это целый квартал - на которой толпиться приезжий народ. Вероятно, многие приходят просто поглазеть, но есть и такие, кто идут сюда за услугами. Девушки в окнах, замечу, красивые. Стоимость часа отдыха 500 евро, но думаю, можно найти и дешевле. Повсюду понатыканы секс-магазины, сувенирные лавки и дорогие рестораны.
Толпы приезжих, весьма небрежно одетых туристов, видимо путешествующих автостопом, чернокожие, цветные, бесконечные сувенирные магазинчики, горы мусорных пакетов на улицах и высокие цены - такие впечатления остались у меня от Амстердама. И еще множество старых велосипедов. На улицах для них устроены парковки, там собраны сотни, тысячи двухколесных машин. Трудно представить, что на каждом из них кто-то разъезжает, они словно оставлены здесь на временное хранение, как на приаэропортной парковке.
Не в силах устоять перед искушением покурил "джоинт" в одном кафе-шопе. Никакого удовольствия с непривычки не получил, словно две бутылки водки выпил. Слава богу, что местная полиция не хватает людей подобно нашим ментам с целью вымогания денег. Находясь в сумрачном кафе, я выкурил половину папиросы и почувствовал место кайфа головокружение и тошноту. Сразу побрел на улицу, земля под ногами качалась, так что придерживался за стену. Добрался до отеля исключительно с помощью Лены. В голове все кружилось, словно сошел с карусели, но мысли были ясными. Видимо мой организм с первого раза не привык к траве.
По городу все ездят на велосипедах, на машине проехать трудно. Парковки платные и дерут очень здорово. Цена за номер в отеле "IBIS-Center" составила 165 евро ( еще за парковку взяли 42 евро), а комнату дали маленькую и неуютную. Поэтому мы решили уехать из города на следующий день и остановиться в другом отеле "ETAP-Airport", что на окраине Амстердама. И оттуда уже совершать поездки в город и по окрестностям.
Главное, что непременно нужно сделать туристам а Амстердаме, мы сделали: покатались на кораблике по каналам, сфотографировались возле памятника "Ночной дозор" , посмотрели на проституток на улице "Красных фонарей", покурили травы, побывали в "Рейхсмузеум", зашли в алмазный магазин, купили сувениров. После этого можно было со спокойной душой отправляться в парк тюльпанов Кекерхоф.
Единственно, что Лена так и не попробовала традиционную голландскую селедку с булкой.
Мне трудно понять, чем привлекает людей Амстердам. Быть может вольностью нравов, демократизмом жизни. Наверно в этом городе легко найти развлечений и богатым буржуа, легко себя чувствуют и вольные путешественники, находят пристанище иммигранты, бродяги и просто искатели приключений.
Парк тюльпанов Кекерхоф - место отдыха добропорядочных голландцев. Перед входом огромная бесплатная парковка похожая на футбольное поле, приготовленное для международного матча. Как-то неловко было даже ходить по этому газону, не говоря уже на машине ездить. Но так там принято.
Перед входом громко играла музыкальная машина. Подобие огромной шарманки, установленной на телегу, заменяющий целый оркестр. Я долго ходил вокруг, рассматривая и пытаясь понять принцип действия. Устройство извлекало звуки механическим способом, оно бы вписалось в ярмарку позапрошлого века, за исключением того, что в движение приводилось электромотором. "Оркестром" управлял один человек. Он устанавливал в считывающее устройство картонные пластинки, комбинации торчащих стерженьков и ямочек на которых и приводили в движение механизмы. Удивительная и простая машина. Самое главное в ней, думаю, точная механическая настройка и техническое исполнение.
В парк приезжает много пожилых людей. Аллеи, цветы, скульптуры, скамейки, пруд - действуют умиротворяюще. И еще много фотографов. Ну а цветов? Разнообразие поражает. Кончается парк, а впереди, с пригорка открываются поля, усаженные тюльпанами разных цветов. Пестрый ковер уходит к горизонту.
ГААГА
После парка отправились в Гаагу поддержать Слободана Милошевича. К сожалению, тюрьму не нашли, зато посмотрели на дворец Королевы Нидерландов. Вечером королева устраивала прием по случаю своего дня рождения и были приглашены послы многих стран. Перед дворцом выстроилась вереница дипломатических лимузинов, среди которых мы нашли и российский.
В тщетных попытках найти тюрьму Милошевича, мы выехали на набережную и, оставив машину на обширной и бесплатной парковке, пошли к морю - на пляж. Солнечным днем там было достаточно отдыхающих. Некоторые даже купались, что меня удивило, поскольку Северное море довольно холодное в мае. Мимо прошла молодая красивая пара европейцев, мужчина вез в коляске чернокожего ребенка. Наверное, приемный, решили мы. Впрочем, никто из окружающих на это внимания не обращал. Еще меня несколько удивило, что в будний день на пляже столько молодых людей.
Гаага спокойный размеренный город, утопающий в зелени. Практически нет пешеходов, как-то пустынно, впрочем стоило нам переместиться в центр и зайти в восточный квартал людей, причем с желтым цветом кожи, прибавилось. Напрасно мы хотели побывать в магазинах, они закрылись в шесть часов. Оставалось только полюбоваться на многочисленные абстрактные уличные скульптуры.
Скульптура на улицах Гааги.
Вечером вернулись в Амстердам, уже по знакомой дороге на это потребовалось не более получаса. Проезжая по центру города, пересекая площадь по отведенной полосе, передо мной сверкнула вспышка. Неужели нарушил правила, и меня сфотографировали? Видимо. Поскольку в городе скорость была ограничена 50 км/час, а я ехал, наверно, 55. Еще раз была такая же вспышка в туннеле в Гааге, где я перестраиваясь, видимо, заехал на полосу для автобусов, иное объяснение найти затрудняюсь. Фиксирование таких нарушений российскому водителю покажется чрезмерной строгостью. Настроение испортилось, поскольку штраф за такие пустяки платить не хотелось. К счастью этого и не пришлось делать, поскольку голландские власти с французской машиной связываться не стали. А если бы у меня были местные номера, прислали бы квитанцию непременно.
Такое отношение к водителям мне очень не понравилось. Мало того, что город наводнен велосипедистами, которым правила неведомы, парковки дорогие, улицы узкие, они еще штрафуют за всякие мелочи. И я решил больше по возможности в Голландию на машине не ездить.
Утром выехали рано. Завтракали в Утрехте. Пообщавшись с официанткой, заметил, что говорят они почти на немецком языке. показалось, что очень много похожих слов.
Осмотрели готический протестантский собор в центре. От пронесшегося здесь в 1674 году урагана часть здания разрушилась и теперь между взметнувшийся ввысь башней и трапезной остается свободное пространство.
снимке: Собор в Утрехте.
Покинув Утрехт, через несколько часов пересекли немецко-голланско-бельгийскую границу и въехали в Аахен. Остановились в гостинице Ибис. Насколько же она отличалась от амстердамской хотя и принадлежала одной сети. И ценой и качеством и обслуживанием. не нужно было платить за парковку, а в ресторане было умеренное меню, но искусно приготовленные блюда. И все сопровождалось обходительностью предупредительного персонала.
Удалось осмотреть собор - главную достопримечательность города. Он построен самом начале IX века полусказочным средневековым императором Карлом Великим(742 - 814 годы). В нем стоит все еще стоит простой мраморный трон Карла Великого, где в золоченой раке лежат останки плащаницы Христа, а с потолка свешивается сложная кованая люстра, поднесенная в дар собору Фридрихом Барбароссой. А в музее-сокровищнице при соборе стоит литая средневековая мадонна необыкновенной красоты. Собор был построен, когда во всей прочей Европе о зданиях таких пропорций и такого масштаба даже мыслей не было, и только Аахен - столица всеевропейской империи Карла Великого, наследницы Римской империи, мог себе позволить такое. После коронации Отто I немецким королем (в 936 году) город в течение 600 лет оставался местом проведения имперских съездов и коронации немецких королей.
Аахен был центром франкской империи, а после причисления Карла к лику святых в 1165 году - одним из самых значительных центров паломничества в Европе. В 1565 году гигантский пожар уничтожил почти 80% зданий в городе и лишь в XVIII-XIX веках к Аахену возвращается былая слава, когда он становится элегантным курортом королей. Во время второй мировой войны, сильно разрушенный Аахен стал первым немецким городом, занятым американскими союзными войсками в октябре 1944 года.
На следующий день мы покинули Германию и отправились в Люксембург. Сколько сложностей было в прежние времена, когда не существовало Европейского союза, людям приходилось возить с собой документы, чтобы предъявлять пограничникам, менять валюту... А теперь граница - условная линия. На обочине шоссе можно заметить лишь табличку, свидетельствующую, что одну страну покидаешь и въезжаешь в другую.
Вид из крепости "Люксембург".
Именно Люксембург и выступил инициатором создания Европейского союза. Тогда , в 1951 году он назывался Европейский союз производителей угля и стали( а Люксембург славится именно сталелитейной промышленностью) В него вошли Бельгия и Нидерланды, а затем сразу же присоединились Германия, Франция и Италия.
Неприступные бастионы долгое время были предметом споров между Англией и Францией, поскольку являлись стратегическим пунктом обороны континентальной Европы. Наконец в результате переговоров было принято решение разрушить стены на высоком холме, но в глубине горы остались разветвленные казематы. Туда открыт доступ туристам. К сожалению, подземный музей закрывается в 17 часов, и мы попасть туда не успели.
В Люксембурге говорят по-французски. По улицам разъезжает много дорогих и красивых машин. Люди там живут богато и счастливо.
Введите содержимое врезки
Бонн мы решили посетить, потому что это была бывшая столица Германии. Однако увидели довольно тихий и спокойный городок, никак не похожий на столичный. В нем мы сфотографировались у памятника Бетховену, который отсюда родом. Причем попросили снять нас девушку - как оказалось студентку Боннского университета. Она приехала из Воронежа, рядом стояла ее подруга из Харькова. Говорили по-русски. Вообще в Бонне учится около 40 тысяч студентов со всего мира. Молодежь ведет себя на улицах довольно свободно: пьет пиво, ест гамбургеры, курит сидя на траве или на ступенях. От одной компании, расположившейся в сквере возле фонтана, доносился густой мат, и пили они водку, закусывая свежими помидорами. Эти люди были наши соотечественниками. Казалось, что в Бонн они пришли пешком, как ходоки, или долго добирались без билетов на перекладных электричках.
Введите содержимое врезки