СЕМЬ СТРАН ЕВРОПЫ ( продолжение)
Осмотрев город Люксемберг на открытом автобусе, на следующий день ранним утром направились в Баден-Баден, обратно в Германию. Маршрут пролегал по Франции через Страсбург. Расстояние около 400 километров пришлось преодолеть за четыре часа, поскольку именно в 12 дня мы должны были получить немецкую машину в рентакаре Херц в Баден Бадене.
В прокатную контору успели. Это была довольно нервная гонка по французским автобанам со скоростью 140-160 км/час. Но заказанной машины не оказалось. И тогда немецкие товарищи выдали нам вместо Гольфа или Фокуса настоящий Мерседес. Я был вполне удовлетворен такой заменой и еще глубже утвердился в мысли, что заказывать нужно самые дешевые машинки, частенько их быстро разбирают, и тогда за те же деньги дают машину классом выше.
Сразу направились в Баден-Баден, совершили небольшую экскурсию и пообедали.Недаром говорят, что баден-Баден одно из сых излюбленных мест отдыха новой русской буржуазии. На улицах очень часто можно было слышать родную речь, а сборный оркестр из балалаечников, гармонистов и барабанщиков непонятной национальности играл "Калинку" и другие народные песни. Затем выехали в Страсбург уже на двух машинах, чтобы сдать французскую и путешествовать дальше, по Германии и Австрии на немецкой.
В Баден-Бадне я побывал в том самом казино, где Достоевский проиграл огромную сумму денег и написал под впечатлением от этого роман "Игрок". Больше писатель не ездил в Европу, очевидно, надолго ему запомнились дни в немецком городе-курорте.
В Страсбурге целый час искали офис Херца, пошел проливной дождь. Именно в тот момент, когда нужно было загнать автомобиль на стоянку возле офиса. Промок. Лена обиделась, что ей не удалось походить по магазинам в Страсбурге.
В очередной раз мы пересекли француско-германскую границу в шестом часу вечера. До города Бад-Вальдзее оставалось еще 220 км. Проехать это расстояние предстояло по дорогам земли Баден-Вюртемберг через одно из самых живописных мест Германии - Шварцвальд.
Солнце клонилось к закату, а мы еще ехали по полям, впереди только показались лесистые холмы Шварцвальда. Оказавшись на местных дорогах, мы не то что заблудились, а ехали без должной уверенности, вчитываясь в каждое название на указателях. Вскоре мелкие дороги удалось миновать и мы выехали на трассу ведущую в город Виллинген-Швенинген.
Однако название Villingen-Schwenningen на указателях было перечеркнуто красными клейкими лентами, дальше писалось "пользуйтесь другими дорогами для объезда". Такие сообщения меня не то что смутили, но ввергли в грустную задумчивость, поскольку искать поздним вечером в незнакомой местности объезд совсем не входило в мои планы. Тем более Лена продолжала обиженно молчать, не желая участвовать в выборе маршрута.
Не обращая внимания на красные кресты, я ехал дальше и дальше. Вокруг поднимались горы заросшие вековыми елями. Вскоре дорога вообще опустела. Только по обочинам стояли дорожно-ремнтные машины, сегодня, в субботу, никто не работал. За каждым следующим поворотом я готов был увидеть забор поперек пути с табличкой "Ремонт дороги". И нам придется возвращаться обратно в поисках объезда. К Виталию тогда мы попадем уже после полуночи.
В кабине воцарилась тишина. Я нервно жал на акселератор и наш мерс несся дальше и дальше по чистой, даже еще без разметки после ремонта, дороге. Неожиданно в зеркало заднего вида я заметил догоняющий нас Фольксваген. На одном из поворотов он обогнал нас и начал быстро уходить. Видимо водитель знает, если так уверенно едет по ремонтируемой дороге. И это меня воодушевило.
Засветло мы успели проехать Шварцвальд. Лена уже несколько раз позвонила Виталию. Они ждали нас с нетерпением за накрытым столом. Стемнело и пошел дождь. Из-за этого пришлось снизить скорость, хотя на немецких дорогах отличное покрытие и беспокоиться, что попадешь колесом в выбоину, не стоит. Лена заняла активную штурманскую позицию, пристально изучала карту и дорожные указатели, показывала, куда нужно сворачивать. Задумка проехать по проселочным дорогам, чтобы лучше рассмотреть страну не удалась..
Последние километры были самыми мучительными, мы устали от ночной дороги под дождем. И только въехали в Бад Вальдзее сразу позвонили Виталию и попросили его встретить нас, назвав для ориентира ближайший ресторан. Да, это была замечательная встреча. Застолье длилось до позднего вечера.
.
Живописное озеро в центре города Бад Вальзее
На следующий день мы отправились в город Вайнгартен (Баден-Вюртемберг). Там мы побывали в "Русском лесу". Так называется лесной массив на окраине Вайнгардена.
Там покоится прах нескольких тысяч солдат, по скромным подсчетам 6 тысяч, умерших суровой зимой 1799 года в местном лазарете от ран и болезней после знаменитого перехода Суворова через Альпы.
На скромном памятнике высечены православный крест и надписи на русском и немецком языках: "Суворовским чудо-богагырям 1799-1948, соотечественники". 18 мая - день смерти великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. У памятника прошла панихида по суворовским солдатам. А у автомобильной дороги был установлен знак, указывающий проезд к русскому захоронению. Так что к памятнику, восстановленному в 1948 году русскими эмигрантами, бывшими военнослужащими царской армии, "не зарастет народная тропа".
Памятник, представляет собой камень высотой около двух метров, установлен на
площадке из плит, находится в хорошем состоянии. За ним добровольно ухаживает местная жительница из числа российских немцев. У подножия холма в "Русском лесу" находится другой камень, поменьше, - в виде православного креста с надписью также на двух языках: "Здесь покоятся суворовские чудо-богатыри. 1799".
"Русский лес" на окраине Вайнгартена, разместившегося неподалеку от Боденского озера, вырос на могилах нескольких десятков тысяч суворовских солдат. "В те дни (в конце 1799 гола), - свидетельствуют исторические хроники, - по долине Рейна спустился из юрода Кура Суворов и через Линдау и Равенсбург прибыл в Вайнгартен. Остановился на почтовой станции... На рассвете опять сел в кибитку и, окруженный казаками, отбыл В Мемминген. В течение нескольких суток проходили через Вайнгартен русские войска, следуя за своим полководцем..."
Тяжелый поход, ранения и скудное питание измотали солдат, начались массовые заболевания: дизентерия, холера. В католическом монастыре Вайнгартена был открыт госпиталь. Монахам, чтобы те ухаживали за оставленными армией больными, был дарован сундук золота. Все монастырские строения и проходы были забиты ранеными и умирающими. От сильного холода согревались тем, что стелили солому, а на дворах жгли огромные костры. Умерших хоронили в стороне от селения.
После экскурсии в "Русский лес" мне с особой остротой начал мучить вопрос: ЗАЧЕМ СУВОРОВ ПЕРЕХОДИЛ ЧЕРЕЗ АЛЬПЫ?
Сражалась его армия с французами, однако находилась ли тогда Российская Империя в состоянии войны с Французской Республикой? Согласно расстановки сил находилась, поскольку была в каолиции с Англией и Австрией. Наполеон же вторгля в Италию с целью освобождения этой страныт от австрийцев и испанцев, что ему легко и удалось сделать. На его строне был итальянский народ. После этого Российский Император послал войска для усмирения Наполеона, командующим которыми и назначил Суворова.
Сначала армия Суворова одерживала победы: заняла крепость Брешиа ( Италия) затем Милан, но дальше суворовские войска были направлены в Швейцарию, где их ждал разгром. После нескольких успешных операций - захват Чертова моста - полки Суворова не смогли соединиться с корпусом другого русского генерала - Римского - Корсакова - и вынуждены были оступить в город Вадуц ( стоолица Лихтенштейна) а затем в Баварию.
Так печально закончился Швейцарский поход Суворова. Целью которого было противодействие распоространению в Европе идей Французской революции. Идеи похода скорее карательные и совсем не освободительные.
БРЕГАНС. Утром вставать было тяжела, поскольку вечером не обошлось без пива. Татьяна приготовила нам завтрак, вскоре мы въехали из доброго Бад Вальдзее в направлении австрийской границы. До нее оставалось около часу езды. Уже второй раз миновали Линдау - небольшой уютный курортный городок на берегу Боднеского озера -и попали в длинный туннель, который привел нас в Бреганс, в Австрию. Осмотревшись, я понял, что интереснее было бы ехать по местной дороге L-190 вдоль берега и любоваться на озеро и горы. Заправились и купили на колонке виньетку на 5 дней за 6 евро. И хотя по австрийским дорогах мы планировали двигаться не более одного дня, проблем с полицией иметь не хотелось. Даже если бы штраф составлял не 100 а, скажем, 20 евро.
В Брегансе решили не останавливаться, чтобы сэкономить время для визита в альпийское княжество Лихтенштейн.
Не более получаса потребовалось нам. чтобы достичь границы княжества. Впереди я увидел пограничный пост и полицейского, внимательно рассматривающего каждую проезжающую машину. « Документы он не проверяет» - заметил я с облегчением и в эту же секунду полицейский остановил одну из впереди идущих машин.
Мы не имели Швейцарских виз, но ехали на немецкой машине с немецкими номерами. Так что внешне все выглядело пристойно, но достаточно было пограничнику задать мне хоть один вопрос и он бы понял, что никакие мы не граждане ЕС и въезжать на территорию княжества не имеем права. Мы нарушители! Конечно, можно было бы прикинуться заблудившимся туристом , мне, мол, в Инсбург нужно, и с извинениями ретироваться. Но Лихтенштейн тогда остался бы несбывшейся мечтой.
К счастью номера возымели действие и мы проскочили! И через 10 минут были в Вадуце - столице княжества.
Суверенитет страна получила в 1806 году по указу Наполеона, который уничтожил Старую Германскую Империю и создал Рейнскую Конфедерацию. Лихтенштейн был присоединен к Рейнской Конфедерации, как суверенное государство - это было политическим жестом Наполеона.
Сейчас в стране проживает около 34 тысяч человек, 12.4 км на 24. 6 км. Ее площадь 160 кв км
В 1791 году Лихтенштейн был театром военных действий в последний раз. Французские войска вошли в страну и осадили Фельдкирх (Feldkirch) . В том же году остатки русских войск под командованием Суворова также прошли через Лихтенштейн.
Страна произвела на меня впечатление небольшого хозяйственно-экономического центра. На улицах я не увидел ни одного представителя восточных и южных народов. Видимо власти решают вопрос привлечения рабочей силы за счет собственных резервом или приглашают жителей соседних государств - европейцев, например, итальянцев. Или австрийцев.
Продолжалась обычная жизнь.Дети возвращались из школы. В магазинах никого.Только в Макдоналдсе было несколько посетителей.
В Лихтенштейне мы выехали к Рейну. Здесь река начинает свое течение. Однако представляет собой бурный поток мутной воды шириной метров 50. Берега в камнях. Перейти реку невозможно. На другой стороне - Швейцария. Туда можно было переехать совершенно свободно по автодорожному мосту, но остановились на берегу, сфотографировались на фоне реки и швейцарских Альп. И двинулись обратно. Напрасно я уговаривал Лену свернуть к замку Вадуц, где находится резиденция князя. Она беспокоилась, что мы застрянем в в нем и не доберемся засветло до отеля.
Следующей остановкой был город Фельдскирх . Здесь мы надеялись пообедать, однако рестораны оказались закрыты. Оставив машину в центре города, предусмотрительно оплатив парковку, мы пошли в разных направления: Лена по магазинам, а я осматривать костел. Через 40 минут встретились на главной площади. Она ничего не купила, а я не попал в костел. Он был закрыт.
Живописная часть нашего маршрута по Тирольским Альпам до Гармиш-Партенкирхена. Туда приехали вечером. Нам предоставили шикарный номер с видом на Цугшпице. Не успели поужинать в отеле и поехали в город. Все было закрыто кроме Макдоналдса. Там мы и купили гамбургеров и жареной картошки. Ужин устроили в номере отеля на лоджии с видом на Альпы. Горный вид мне напомнил об орлином гнезде». Конечно оттуда открывается куда захватывающая по красоте картина. И я подумал, что все-таки иметь дом с видом на горную долину несравнимо ни с чем. Чувствуешь вдохновение и трепет в душе от раскрывающихся красот и величия.
На следующий день утром отправились на восхождение.
Но сначала осмотрели Олимпийский стадион, построенный к Зимним играм 1936 года еще во времена Третьего Рейха. Трамплин окружают трибуны украшенные скульптурами. Портье в отеле нас предупредила, что вершина Цугшпице вероятнее всего в тумане и города с окрестностями оттуда не будет видно. Поэтому нам лучше было бы подняться на другую вершину, где плохая погода бывает гораздо реже. Но высоты этой горы составляла 1300 метров и, конечно, отказаться от идеи побывать на вершине Германии совсем не вдохновляло. Подъем на эту гору начинался прямо за Олимпийским стадионом, где была устроена канатная дорога. Солнце припекал и ничто не говорило тумане и дожде. И тогда я решил пренебречь советами портье и уговорил Лену поехать к подножью Цугшпице. От отеля до горы на автомобиле было минут двадцать.
В отеле нам выдали два ваучера предполагавших скидку на подъемник. Этим я и решил воспользоваться при покупке билетов. Оказалось, что скидка составила всего 10 евро от общей цены в 90. Один билет на «Цугшпице» стоил 45 евро.
Экскурсия на гору заняла около трех часов. Нам повезло, облачность рассеялась и
Вид с вешины Цугшпице на Гармиш-Партенкирхен
смогли увидеть панораму Альп. Стоя на одной из обзорных площадок мы долго всматривались в бесконечные снежные вершины. Потом зашли в кафе. Просидев там минут 20, вышли и были удивлены резкой сменой погоды. Прямо на глазах небо заволокло тучами, поднялся ветер и полил дождь преходящий в снег. Оставаться на горе стало невозможно, и мы поспешили к подъемнику, чтобы спуститься вниз. Снегопад усилился, видимость в белой пурге ограничивалась 30 метрами. Резкая перемена погоды в горах - обычное явление.
Сразу от станции зубчатой дороги мы поехали в Мюнхен. Там нас ждало глубокое разочарование. Все отели в городе были переполнены. Проходила какая-то конференция, видимо, связанная с предстоящим чемпионатом Мира по футболу. Пометавшись по городу часа два и обойдя девять отелей, получив везде одинаковый ответ " Мест нет " мы выехали из города.
После получаса езды мы оказались в небольшом городке Штарнберг, где совершено случайно наткнулись на современный комфортабельный отель, практически пустой и демократичный по ценам ( 120 евро). Нас встретил главный менеджер герр Мюллер и рассказал на английском, что Штарнберг - родной город капитана сборной Германии по футболу Михаэля Баллока - готовился к всемирному чемпионату мира и все горожане болеют за своего известного земляка. И поэтому здесь построен этот отель. что и мы одни из первых гостей. Еще он добавил несколько слов по-русски и сказал, что работал в Москве при открытии отеля «Холидей ИНН» в Виноградово ( 5 км по Дмитровскому шоссе). Герр Мюллер произвел на нас большое впечатление своей заботой, вниманием и обходительностью. Заметив, что мы плохо ориентируемся в городке, он сел в свой автомобиль и сопроводил нас в отличный ресторан югославской кухни. Герр Мюллер встречал нас с таким вниманием, гостеприимством и предупредительностью, словно мы были представителями контрольной комиссии ФИФА, а не измученные поисками туристы.
Рядом с этим городом находится одноименное озеро, где 13 июня 1886 года при невыясненных обстоятельствах утонул баварский король Людовик. Неподалеку от места его гибели на берегу установлен памятник. По воде плавали лебеди, напоминавшие о фантазиях короля. После озера решили осмотреть величественный возвышающийся над городом средневековый замок. Но заплутали в улицах и потеряли время, а пора было уже отправляться в Мюнхен, и махнули рукой - будет основание вернуться.
Последняя ночь нашей поездки стала мажорным аккордом.
Оставшийся день путешествия мы посвятили Мюнхену и, в частности, знаменитой пивной - Хофбройхаусу. Там варят замечательной пиво, которое нигде кроме как в этой пивной не попробуешь.
Три раза я проходил мимо Хофбройхауса, руководствуясь схемой в путеводителе. Что же такое! Самая популярная туристическая достопримечательность города, находится всего в пяти минутах ходьбы от Новой Ратуши. А мы все крутимся где-то совсем рядом в узких. Но вот, наконец, мы у входа. Лишь вошли в зал, нам сразу передалось приподнятое настроение, мы сразу почувствовали атмосферу праздника и разгульного веселья. Суетятся официанты с огромными литровыми кружками, играет оркестр, девушки продают калачи. Мне сразу стало по настоящему хорошо. И вкус пива показался таким родным, напомнил что-то такое почти забытое, далекое, ушедшее в глубокое прошлое. Кажется, что таким вкус был у пива всегда-всегда, просто мы не имели возможности его попробовать. Мы блуждали в суррогатах и подделках, и вот теперь испили из первоисточника.
И вот последний рывок на нашем «мерсе» к аэропорту Йозефа Штрауса. Мимо проплыла футбольная арена, построенная специально к предстоящему Чемпионату футболу. Ярко освещенное здание в виде автомобильной покрышки, искусно подсвеченной изнутри, оно как бы само излучало бледно голубой свет. Потом, когда мы поднялись в воздух, я еще несколько минут наблюдал в иллюминатор за этим голубым овалом, словно летящим как межпланетная тарелка за нашим самолетом. На земле сверкало множество огоньков и следи них, как среди звезд, летел голубой межзвездный корабль.