Nov 20, 2010 01:03
Если последовательность выборов действительно является свободной и при этом остается ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ, т.е. не распадается на бессвязные куски, то как это может быть?
Только если последовательность в целом подобна своим отрезкам в определенном масштабе.
свобода воли,
фракталы,
философия
Leave a comment
Comments 26
Естественное понимание свободы заключается в противополагании воли субъекта физической причинности. Камень необходимо падает на землю ввиду последней, но я пишу эти строки, потому что так волю.
В этом понимании предзаложены два "само собой разумеющихся" положения. Во-первых, что ментальные сущности не являются физическими. Во-вторых, что мы можем думать что угодно (иными словами, воля свободна как бы по определению).
Мне думается, что оба эти положения следует отвергнуть, ввиду чего вообще все понятие свободы потребует радикального переосмысления. Противоречие между свободой воли и каузальной замкнутостью физического не есть проблема, оно возникает лишь в силу ошибочного говорения. Вопрос же в том, является ли физическое каузально связным, и если нет, то как это может быть.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Я думаю, что
1) всегда можно проанализировать структуру распределения этих зависимостей/независимостей - она у каждого человека должна быть уникальна, как отпечатки пальцев.
2) эту структура должна повторяться в определенном масштабе (я имею в виду не временной масштаб, а логический). То есть, когда есть некий макро-выбор (выбор профессии, моральной системы, религии), то внутри него имеется всегда группа под-выборов (ответы на частные моральные, религиозные и пр. вопросы), а внутри них - еще более мелкие выборы, заканчивая какими-то ежесекундными мелочами. Так вот, структура должна повторяться, как во фрактале.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
На одном уровне описания наши действия выглядят полностью детерминированными физическими обстоятельствами - как, допустим, облака выглядят абсолютно "неправильными", естественными. На другом уровне мы видим внутренний принцип, результатом многочисленной итерации которого выступает мнимая "неправильность" очертаний облака. Эта "правильность неправильного" позволяет говорить о наличии своего рода "информационной причинности".
Короче, "физическую" и "информационную" причинности можно сопоставить как различные уровни описания фрактального объекта - при одном описании объект двухмерный, при другом - трехмерный ,а на самом деле у него какая-то дробная размерность.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment