В свободе есть что-то самоподобное

Nov 20, 2010 01:03

Если последовательность выборов действительно является свободной и при этом остается ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ, т.е. не распадается на бессвязные куски, то как это может быть?

Только если последовательность в целом подобна своим отрезкам в определенном масштабе.

свобода воли, фракталы, философия

Leave a comment

igor_dzhadan November 21 2010, 07:15:54 UTC
==Все "действительно является свободным" если у него появляется хотя бы минимальная (ограниченная) свобода. ==

- Тут вопрос ещё глубже: как понимать даже минимальную "ограниченную" свободу? Как пробабилистическую возможность, "бросание монетки" прежде чем выбрать решение из предоставленного готового списка допустимых решений? Или как возможность нарушить казалось бы устоявшиеся правила? Если первое, то непонятно чем свобода воли человека отличается от вероятностного поведения электрона.

Поэтому я и требую: покажите мне закон или правило, которые преступаются в случае реализации свободы! Пускай даже остаются некие непреодолимые, в принципе или пока что, закономерности, например необходимость учета гравитации при движении на автомобиле, но что-то же должно нарушаться, иначе где она - свообода? При этом ценность выдвинутой Виктором гипотезы фрактальности свободных решений на мой взгляд сомнительна безотносительно к моему последнему замечанию, которое было сделано вообще, а вовсе не применительно к данной гипотезе. Если Виктор считает, что это - стоящая идея, пускай покажет, зачем она может быть нужна.

Reply

vic_gorbatov November 21 2010, 08:24:12 UTC
Я думал-думал и решил. Несмотря на то, что мою гипотезу весьма трудно проверить эмпирически, определенная ценность у нее все-таки есть. Она предлагает модель объяснения, в которой можно попытаться совместить два различных описания человеческих действий - детерминизм и индетерминизм.
На одном уровне описания наши действия выглядят полностью детерминированными физическими обстоятельствами - как, допустим, облака выглядят абсолютно "неправильными", естественными. На другом уровне мы видим внутренний принцип, результатом многочисленной итерации которого выступает мнимая "неправильность" очертаний облака. Эта "правильность неправильного" позволяет говорить о наличии своего рода "информационной причинности".
Короче, "физическую" и "информационную" причинности можно сопоставить как различные уровни описания фрактального объекта - при одном описании объект двухмерный, при другом - трехмерный ,а на самом деле у него какая-то дробная размерность.

Reply

igor_dzhadan November 21 2010, 10:56:31 UTC
== при одном описании объект двухмерный, при другом - трехмерный ,а на самом деле у него какая-то дробная размерность==

- Меня больше всего и смущает вот это "на самом деле". Для того, чтобы утверждать, что одно описание чем-то лучше другого, нужно иметь веские основания. С эмпирической проверкой кажется разобрались, она тут невозможна в том объёме, в котором позволила бы сделать надёжные выводы о преимуществах данной теории перед конкурирующими. Давайте теперь разберемся с самосогласованностью такой теории, допуская что таковая может представлять какую-либо ценность, если не естественно-научную, то философскую.

Фрактальность обычно формулируют в тесной увязке с неархимедовостью меры. Если Вы знаете какую-либо иную , архимедову , фрактальность, то скажите, но я такой не знаю. Неархимедовость же означает невыполнение аксиомы Архимеда, а именно условия: "любой отрезок прямой можно измерить конечным числом отрезков". В неархимедовом случае допускается существование отрезков (как бы "бесконечно малых"), которыми невозможно измерить обычные отрезки и наоборот: существование отрезков, которых не возможно измерить обычными отрезками (как бы "бесконечно больших"). Таким образом, величины распадаются на несоизмеримые классы, внутри классов оставаясь соизмеримыми.

То, что Вы предлагаете, как я могу сделать вывод, это следующее: считать "физическую" и "информационную" причинность относящимися к разным фрактальным классам. Проблема, однако, в том, что фрактальность - это всегда иерархия классов. И если физические причины считать высшим классом, а "информационные" - низшим, то получится, что информационные причины, даже при их сложении, не могут давать в сумме физические следствия. Но ведь это совсем не то, что мы наблюдаем: мы-то хотим понять именно как информационная причина может приводить к физическим последствиям, а не только к информационным. Так что пока не понимаю, как нам в этом может помочь фрактальность...

Reply

Свобода vs. случайность alisarin November 21 2010, 10:10:04 UTC
Мне представляется, что с закономерным/незакономерным связана именно проблема случайности, а "свобода" - это проблема другого рода.

Как ни странно, "свобода" - это проблематика именно для материального или невозможного без материального воплощения, и непонимание этого предмета связано ... с недостаточным пониманием природы материального. Сразу поясню, что в мире идеального, в математике, главным образом, ни о какой свободе речь не идет; здесь невозможно понимание того же числа или функции как каким-то образом "свободного"; нельзя сказать, что "15" свободно в смысле возможности позволять деление его на "3".

Тогда следует обратиться к проблеме природы материального, и понимать, что всякое материальное есть "нуждающееся в пространстве" и потому пусть не актуально, но потенциально конкурирующее за пространство. Когда материальное в каком-то своем распространении встречает материального же конкурента - оно несвободно. Тогда "свобода" - это характеристика взаимодействия носителя активности со средой размещения, характеристика не закономерной, но именно конкретной ситуации - занята среда размещения или нет. И тогда под свободой мы понимаем не это самое "свободное место" (и совершенно аналогично "свободное время"), а, почему-то именно множественную свободу - наличествует множество вариантов размещения, и акция носителя активности может быть определена не непреодолимым безальтернативным предложением со стороны среды размещения, а некоторым иным образом.

Тогда свобода - свободой, а проблема "реализации свободы" - это уже другой вопрос. Здесь уже появляется проблема закономерного, незакономерного источника, но разве это имеет отношение к свободе? Хотя, конечно, это определяет использование такой свободы...

Reply

Re: Свобода vs. случайность igor_dzhadan November 21 2010, 18:55:41 UTC
мир материального и мир идеального - суть два человеческих представления, а свобода касается представлений о человеке , как о единстве в том числе и своих представлений о материальном и идеальном. Свобода касается самого человека, а не какого-то аидеального мира или материального мира. Каждый должен обнаружить волю в себе самом, нащупать дерзость сокрушать законы и правила. по-моему так...

Reply

Re: Свобода vs. случайность alisarin November 21 2010, 19:21:37 UTC
Но свобода - это не ... пафос, а просто некоторая функция. Склонные к антропному критерию могут мыслить ее исключительно атрибутом человека, а эволюционисты - и животных в том числе :) Идеальное и материальное - действительно два человеческих представлениях, но они далеко не произвольны, а существенным образом вынуждены; "единство своих представлений" - мечта философского идеализма, на деле представления чудовищно анархичны и причудливо контрастны.

Примерно так, если выделить несколько основных тезисов :)

Reply

Re: Свобода vs. случайность igor_dzhadan November 21 2010, 20:59:02 UTC
==Но свобода - это не ... пафос, а просто некоторая функция.==

- Если свободу считать функцией, то есть определенным правилом, то никакой несвободы уже не надо, она излишняя. Камни и вода, вы свободны!)

Reply

Re: Свобода vs. случайность alisarin November 22 2010, 05:48:14 UTC
Не содержит ли эта ваша мысль избыточного влияния "проективности имени"? "Последовательность простых чисел" - такое имя тоже существует, но оно, по сей день, так и не задает никакого порядка, хотя, в определенном смысле и его также можно понимать означающим некоторую функцию :) Математик скажет "как функция последовательность простых чисел задана сама собой"...

"Функция", на мой взгляд, включает в себя все, что функционирует, в том числе и каким-либо "любым" образом.

Reply

Re: Свобода vs. случайность igor_dzhadan November 22 2010, 08:29:15 UTC
не понимаю, как последовательность простых чисел опровергает тот факт, что функция - это всегда отражение некоторой закономерности. в случае простых чисел закономерность следующая: простое число - это число, не имеющее иных делителей, кроме себя самого и 1. Это - тоже закономерность, но сформулированная не реккурентным способом. но не будем лучше вязнуть в словах: наши прежставления - это игра в кубики, и правила такой игры мы можем устанавливать сами, хотя чаще всего предпочитаем, чтобы это делали за нас другие.

Reply

Re: Свобода vs. случайность alisarin November 22 2010, 09:58:31 UTC
Я же ... объективист. Для меня "самостоятельное определение" человеком правил его "игры в познание" - иллюзия. Начиная от биологии рецепции и кончая спецификой синтеза абстракций человек здесь раб данной ему природы и одновременно же вооружившей его средствами регистрации ее специфик. Как человек понимает мир определяется, если грубо, объемом накопленного опыта: была галилеева модель, стала релятивистская, была эволюционная теория, стала концепция генетических мутаций, была валентность вообще, осталась только "предельная электрохимическая" валентность... Если бы мы "играли в кубики" то познание позволяло бы без каких-либо издержек замещать изощренную теорию наивной, модели распространения поля - идеей Зевса-громовержца. Это возможно, но ... мы будем знать меньше.

Чуть поднакопим опыта, еще чего-нибудь ограничим, уберем, прибавим ...

В отношении "последовательности простых чисел" я чуть ошибся - это функция, заданная своими отдельными значениями. На графике же она - вполне функция :)) Но математика не способна ее выразить никакой общей формулой, т.е. не может определить ... порядок ее устойчивого воспроизводства (синоним "научного закона").

Reply

Re: Свобода vs. случайность igor_dzhadan November 22 2010, 20:54:21 UTC
== Если бы мы "играли в кубики" то познание позволяло бы без каких-либо издержек замещать изощренную теорию наивной, модели распространения поля - идеей Зевса-громовержца. Это возможно, но ... мы будем знать меньше.==

- Направление времени - есть вопрос чистого комфорта: удобства операции с массивами впечатлений, которые наше сознание упорядочивает в виде своеобразных "матрешек" для более оперативного доступа. Можно с определенным успехом считать, что этот массив ориентирован не от прошлого к будущему, а в обратную сторону: от "модели распространения поля" к "идее Зевса-громовержца". Можно вообще считать моменты истории неупорядоченными, но тогда труднее их анализировать.

Архив памяти с максимальным содержанием феноменального опыта, впрочем, отличается тем, что его невозможно составить не впадая в перформативное противоречие. В самом деле: он должен содержать максимально опыт о самом себе, но он не может его содержать, поскольку если он его включит, это будет уже не он, а какой-то другой, более полный архив. Этой логической коллизией отличается условно "настоящее" от условного "прошлого". А так - время объективно не существует... Его можно не учитывать, хотя это и несколько неудобно.

Reply

Re: Свобода vs. случайность alisarin November 23 2010, 05:54:50 UTC
Не знаю, как массив может быть ориентирован в противоположную сторону: не одному математику не удалось построить математику выбрав в качестве начал не натуральные, а рациональные числа, никто не смог, или, может быть, в голову не пришло построить такую физику, где принцип инерции был обратно замещен аристотелевым замедлением, однако могу привести слышанную мною однажды оценку, что эпициклы Птолемея для вычислительного моделирования более просты, чем Кеплеровы уравнения. Моя оценка такая: сведение в систему больших объемов фактов невозможно исходя из тех же, условно говоря, "эпициклов". Не согласен с тезисом, что здесь возможно выделение "любого вектора".

*В самом деле: он должен содержать максимально опыт о самом себе, но он не может его содержать, поскольку если он его включит, это будет уже не он, а какой-то другой, более полный архив.*

Здесь так: в некоторых случаях имеет место парадокс - более полное представление означает и более редуцированное. Например, понять некоторые моменты "Материализма и эмпириокритицизма" можно только в том случае, если прочесть еще и такую любопытную книгу, как "Молодые годы Ленина", - тогда некоторая странная настойчивость автора легко уложится в систему, даст ее возможность представить посредством обобщения. Бывает и такая ситуация, когда из множества видов различных равенств рождается алгебра, из чисел - теория множеств и теория групп. :)

Reply


Leave a comment

Up