О священниках-атеистах

Apr 12, 2010 19:51

Заметка на Элементах.ру: Может ли священник быть атеистом?

В 1995 году вышел роман Артуро Перес-Реверте "Кожа для барабана, или Севильское причастие". Среди прочего там очень живо и эмоционально поставлены вопросы об экзистенциальном смысле религиозной веры и роли священника, которая зачастую оказывается довольно парадоксальной. Помню, меня очень ( Read more... )

религия, Деннет

Leave a comment

Comments 38

nature_wonder April 12 2010, 16:29:26 UTC
Священник не просто сидит в храме, он призывает других людей молиться/поклоняться несуществующему Богу и берет с них за это деньги. Я не считаю, что это честная позиция.

Reply

ex_kosilova April 12 2010, 16:43:05 UTC
Насчет денег чуть-чуть преувеличиваете, имхо (что касается многих православных, они нынче больше вкладывают, чем получают, особенно в деревнях), но в целом совершенно согласна с вами. Мне тоже представляется, что ежели одолели мысли, пора из церкви отчаливать и направляться на философский факультет. Мне только несколько претит слышать рассуждения о подобных вещах от Деннетта. Вот на его месте я бы точно помолчала.

Reply

vic_gorbatov April 13 2010, 06:25:18 UTC
>> ежели одолели мысли, пора из церкви отчаливать и направляться на философский факультет

Когда ты рядовой прихожанин - да, конечно. А если вокруг тебя десятки людей, которые от тебя зависят? С которыми надо говорить, слушать их, переживать вместе с ними? Ведь это и есть работа священника - оказывать экзистенциальные услуги. Я убежден, что такой работой можно заниматься и без веры в Бога - правда, это очень тяжело. Но если человек справляется, почему нет? Чисто гипотетически.

Допустим, есть некий врач-циник, которые вообще не видит смысла в жизни. Жизнь полна страданий. Никакого швейцеровского благоговения перед ней он не испытывает. И людей он не любит, он мизантроп. Но дело свое знает хорошо и пациентов лечит качественно. Какая разница, что у него в голове?

Я к тому, что если человек прост и чист, помогает другим людям не губить свои жизни и умеет их слушать, то какая разница - верит он в Бога или нет?

Reply

ex_kosilova April 13 2010, 06:53:11 UTC
Перформативы/констативы помнишь, да?
Когда врач тебе говорит: допустим, перелом у тебя именно лучевой кости, а никак не локтевой - то эта фраза истинна/ложна независимо от мизантропии врача, а зависит она от его квалификации.
Если священник тебе говорит на исповеди: Господь тебя простит, - то эта фраза вряд ли может быть оценена как истинная/ложная, а она является перформативно законной/незаконной именно в зависимости от того, верит священник в то, что говорит, или нет. Ты, понятно, этого знать не можешь, но сам священник, поди, в курсе. Что совершает незаконные перформативы.
В догматике-то на этот счет давно разъяснено, что таинства имеют силу независимо от достоинств священника, который их совершает. Потому что такие случаи, как священник-безбожник, конечно, надо предусмотреть. А я говорю, и nature-wonder сказал тоже, и ты сказал в конце своего поста, о достойности такой позиции с точки зрения священника, а не его прихожан.

Reply


ex_kosilova April 12 2010, 16:39:37 UTC
(Ну Деннетт самый главный эксперт в таких вопросах, это уж конечно.)
Священник из процитированного интервью невротизирован, у него противоречивая позиция, у него по каким-то причинам не сложилась самоидентификация, он не понимает себя на должной глубине. Ему надо то, чего ему не надо, и ему не надо то, что ему надо. В таких условиях надо писать много длинных философских текстов, но священником лучше не быть, nature-wonder прав, это не честно. У меня тоже в какой-то момент позиция стала очевидно противоречивой, я ушла из церкви, надо разбираться с собой.
Но я не думаю, что таких священников много. Знаешь, сколько я таскалась по разным церквям! Много чего видела, но очень редко приходилось видеть священника, о котором закрадывалось бы подозрение, что он не вполне верит в то, что говорит. Да, приходилось такое видеть - но в целом очень редко, 1:100 где-то.

Reply

timur0 April 12 2010, 20:20:52 UTC
Цитата из книги, что сейчас читаю:

Я, возможно, слишком груб по природе, слишком неотесан, но, признаюсь, образованные священники мне всегда были противны. Общение с высокими умами - это, в сущности, тот же званый обед, а лакомиться на званом обеде под носим у людей, умирающих с голоду, недостойно.

Жорж Бернанос "Дневник сельского священника"

Reply

ex_kosilova April 13 2010, 04:45:27 UTC
Здорово. Сама я не согласа с такой позицией, но нельзя отрицать, что она достойна.

Reply

vic_gorbatov April 13 2010, 06:29:52 UTC
Что священнику не обязательна образованность - согласен. Что образованный священник противен - это как-то странно звучит. На грани глупости. Эдакий "снобизм наоборот". Вообще, аналогия с обедом весьма поверхностная.

Reply


tiputya April 12 2010, 18:58:57 UTC
Об этом хорошо у Клайва Льюиса есть. Немножко в "Расторжении брака", есть и в эссе. Постараюсь найти точную цитату.

Reply

vic_gorbatov April 13 2010, 06:32:28 UTC
Если найдешь, кинь ссылку, пожалуйста!

Ты смотрела фильм "Поп", который снял Хотиненко? Мы вчера с Юлей ходили. Мне понравилось, хотя многие упрекают его в конъюнктурности.

Reply


sergeyhudiev April 12 2010, 19:23:35 UTC
У меня сложилось впечателение, что для Деннета (и New Atheistов вообще) один из пунктов их Символа - то, что образованные люди не могут искренне верить. Я помнб документалку "четыре всадника" с участием Деннета, Докинза, Хитченса и Харриса, где кто-то из них говорил, что образованные верующие на самом деле неискренни. И для Деннета очень важно нйати людей, которые бы в это вписывались; правда, все равно очень многие не вписываются.

Reply

vic_gorbatov April 13 2010, 06:39:29 UTC
Не думаю, что Деннет будет заниматься подтасовками - себе дороже. Вряд ли для него это так уж принципиально - найти священников-атеистов. И без того у него и его товарищей аргументов хватает. Кстати, странно было бы, если бы такие не нашлись, вы не думаете? Тем более среди протестантов, у которых священник, в общем и целом - поставщик обрядовых услуг. По-моему, перед нами просто констатация вполне ожидаемого факта.
Другое дело, какими интерпретациями это все сопроводить. Судя по тем отрывкам, которые приведены в статье, этих пятерых священников "атеистами" можно назвать с большой натяжкой. Возможно, это просто игра на нечеткости понятий.

Reply


alen_valen April 25 2010, 07:43:54 UTC
не с философской т.зр, а просто любопытный эпизод:
мой приятель недавно путешествовал по Кавказу и беседовал с одним священником в Армении. тот ему прямо сказал, что не верит и не верил никогда, но считает, что Армянская Церковь объединяет армян и всячески для самосознания его народа полезна, поэтому и сделал этот сознательный выбор - стал неверующим священником.

Reply

vic_gorbatov April 26 2010, 20:05:22 UTC
Вот! Я знал, что такие должны быть.

Reply


Leave a comment

Up