Заметка на Элементах.ру:
Может ли священник быть атеистом? В 1995 году вышел роман Артуро Перес-Реверте "Кожа для барабана, или Севильское причастие". Среди прочего там очень живо и эмоционально поставлены вопросы об экзистенциальном смысле религиозной веры и роли священника, которая зачастую оказывается довольно парадоксальной. Помню, меня очень
(
Read more... )
Comments 38
Reply
Reply
Когда ты рядовой прихожанин - да, конечно. А если вокруг тебя десятки людей, которые от тебя зависят? С которыми надо говорить, слушать их, переживать вместе с ними? Ведь это и есть работа священника - оказывать экзистенциальные услуги. Я убежден, что такой работой можно заниматься и без веры в Бога - правда, это очень тяжело. Но если человек справляется, почему нет? Чисто гипотетически.
Допустим, есть некий врач-циник, которые вообще не видит смысла в жизни. Жизнь полна страданий. Никакого швейцеровского благоговения перед ней он не испытывает. И людей он не любит, он мизантроп. Но дело свое знает хорошо и пациентов лечит качественно. Какая разница, что у него в голове?
Я к тому, что если человек прост и чист, помогает другим людям не губить свои жизни и умеет их слушать, то какая разница - верит он в Бога или нет?
Reply
Когда врач тебе говорит: допустим, перелом у тебя именно лучевой кости, а никак не локтевой - то эта фраза истинна/ложна независимо от мизантропии врача, а зависит она от его квалификации.
Если священник тебе говорит на исповеди: Господь тебя простит, - то эта фраза вряд ли может быть оценена как истинная/ложная, а она является перформативно законной/незаконной именно в зависимости от того, верит священник в то, что говорит, или нет. Ты, понятно, этого знать не можешь, но сам священник, поди, в курсе. Что совершает незаконные перформативы.
В догматике-то на этот счет давно разъяснено, что таинства имеют силу независимо от достоинств священника, который их совершает. Потому что такие случаи, как священник-безбожник, конечно, надо предусмотреть. А я говорю, и nature-wonder сказал тоже, и ты сказал в конце своего поста, о достойности такой позиции с точки зрения священника, а не его прихожан.
Reply
Священник из процитированного интервью невротизирован, у него противоречивая позиция, у него по каким-то причинам не сложилась самоидентификация, он не понимает себя на должной глубине. Ему надо то, чего ему не надо, и ему не надо то, что ему надо. В таких условиях надо писать много длинных философских текстов, но священником лучше не быть, nature-wonder прав, это не честно. У меня тоже в какой-то момент позиция стала очевидно противоречивой, я ушла из церкви, надо разбираться с собой.
Но я не думаю, что таких священников много. Знаешь, сколько я таскалась по разным церквям! Много чего видела, но очень редко приходилось видеть священника, о котором закрадывалось бы подозрение, что он не вполне верит в то, что говорит. Да, приходилось такое видеть - но в целом очень редко, 1:100 где-то.
Reply
Я, возможно, слишком груб по природе, слишком неотесан, но, признаюсь, образованные священники мне всегда были противны. Общение с высокими умами - это, в сущности, тот же званый обед, а лакомиться на званом обеде под носим у людей, умирающих с голоду, недостойно.
Жорж Бернанос "Дневник сельского священника"
Reply
Reply
Reply
Reply
Ты смотрела фильм "Поп", который снял Хотиненко? Мы вчера с Юлей ходили. Мне понравилось, хотя многие упрекают его в конъюнктурности.
Reply
Reply
Другое дело, какими интерпретациями это все сопроводить. Судя по тем отрывкам, которые приведены в статье, этих пятерых священников "атеистами" можно назвать с большой натяжкой. Возможно, это просто игра на нечеткости понятий.
Reply
мой приятель недавно путешествовал по Кавказу и беседовал с одним священником в Армении. тот ему прямо сказал, что не верит и не верил никогда, но считает, что Армянская Церковь объединяет армян и всячески для самосознания его народа полезна, поэтому и сделал этот сознательный выбор - стал неверующим священником.
Reply
Reply
Leave a comment