Заметка на Элементах.ру:
Может ли священник быть атеистом? В 1995 году вышел роман Артуро Перес-Реверте "Кожа для барабана, или Севильское причастие". Среди прочего там очень живо и эмоционально поставлены вопросы об экзистенциальном смысле религиозной веры и роли священника, которая зачастую оказывается довольно парадоксальной. Помню, меня очень
(
Read more... )
Священник из процитированного интервью невротизирован, у него противоречивая позиция, у него по каким-то причинам не сложилась самоидентификация, он не понимает себя на должной глубине. Ему надо то, чего ему не надо, и ему не надо то, что ему надо. В таких условиях надо писать много длинных философских текстов, но священником лучше не быть, nature-wonder прав, это не честно. У меня тоже в какой-то момент позиция стала очевидно противоречивой, я ушла из церкви, надо разбираться с собой.
Но я не думаю, что таких священников много. Знаешь, сколько я таскалась по разным церквям! Много чего видела, но очень редко приходилось видеть священника, о котором закрадывалось бы подозрение, что он не вполне верит в то, что говорит. Да, приходилось такое видеть - но в целом очень редко, 1:100 где-то.
Reply
Я, возможно, слишком груб по природе, слишком неотесан, но, признаюсь, образованные священники мне всегда были противны. Общение с высокими умами - это, в сущности, тот же званый обед, а лакомиться на званом обеде под носим у людей, умирающих с голоду, недостойно.
Жорж Бернанос "Дневник сельского священника"
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А что тут считать ложью? Например, если я говорю правду, но отчетливо вижу, что мой собеседник не способен ее воспринять, что он ее в своем уме уже автоматически искажает, и с этим ничего не поделаешь - никакие намеки и наводящие вопросы не действуют - то получается ли у меня сказать правду? И наоборот, если я лгу, но вижу, что в силу каких-то странных аберраций в голове у моего собеседника получается картина абсолютно правильная и нужная, то солгал ли я на самом деле?
Если второй вид лжи - не совсем ложь (а я именно так думаю), то и до разрушения личности дело не обязательно дойдет.
Reply
Reply
Разумеется, в этом аргументе понятие истины берется не корреспондентное, а скорее конвенционалистское. И я думаю, вполне возможно формализовать описанную выше систему убеждений вместе с понятиями "правдивой лжи" и "лживой истины". Я, может быть, даже попробую )) Только времени не хватает катастрофически
Reply
Reply
Leave a comment