Мир за столетие. Промышленность Санкт-Петербурга ч 2.
Продолжение.
Рассмотрим судьбу отдельных заводов, являвшихся визитной карточкой Петербурга и Ленинграда.
Машиностроение
Путиловский (Кировский) завод
Днём рождения завода считается 3 апреля 1801 года, когда на нём было отлито первое пушечное ядро.
В 1844 году на заводе начат выпуск железнодорожных рельсов.
В 1880-е гг. на заводе также началось строительство миноносцев и корабельных башенных орудий для броненосцев, а в 1894 году - производство паровозов. В 1900 году Путиловский завод занял первое место по выпуску среди российских металлургических и машиностроительных заводов, а в Западной Европе уступал лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии.
В 1910-х годах завод активно развивает судостроительное направление деятельности. В 1911 году на заводе спущен на воду эскадренный миноносец «Новик», самый быстроходный корабль в мире в то время. В 1912 году основана отдельная производственная площадка - «Путиловская верфь», ныне ОАО «Северная верфь
В феврале 1917 года на Путиловском заводе - крупнейшем артиллерийском заводе страны и Петрограда - работало 36 тыс. рабочих. Массовая забастовка рабочих Путиловского завода 18 февраля, переросшая 23 февраля (8 марта) 1917 года в демонстрации и митинги рабочих под лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!», привели к столкновениям с полицией и послужили началом Февральской революции в Петрограде.
В 1922 году, после национализации, завод получил новое имя - «Красный путиловец».
В 1924 году на заводе проведены испытания первого советского трактора «Фордзон-Путиловец» и начато его серийное производство.
До Великой Отечественной войны завод, кроме тракторов, выпускал паровозы и вагоны, двигатели для зерноуборочных комбайнов, мотовозы, легированную и нержавеющую сталь и прокат сложных профилей, железнодорожные краны, проходческие щиты для строительства Московского метрополитена, а также боевую технику - танки Т-28 и артиллерийские орудия. В конце 1920-х годов был налажен выпуск трамваев, которыми завод обеспечивал не только родной город, но и другие регионы.
17 декабря 1934 года, через 16 дней после убийства С. М. Кирова, заводу присвоено название «Кировский завод».
В 1939 году на Кировском заводе создан танк КВ и освоен его выпуск.
В годы Великой отечественной войны основные мощности и многие специалисты Кировского завода были эвакуированы в Челябинск, где вместе с Челябинским тракторным заводом и ещё шестью частично или полностью передислоцированными в Челябинск предприятиями образовали знаменитый «Танкоград» - крупнейшее в годы войны производство танков, САУ и другой бронетехники, а также боеприпасов.
Но часть мощностей и специалистов Кировского завода, а также заготовки тяжёлых танков КВ остались в Ленинграде, и в течение всей блокады ленинградский Кировский завод, оказавшийся почти на линии фронта, продолжал собирать и ремонтировать танки и другую бронетехнику.
С 1964 года на заводе организовано серийное производство тракторов «Кировец».
В новых экономических реалиях, случившихся в начале 90-х, эта продукция в прежних объемах оказалась никому не нужной. В итоге сегодня Кировский завод, по сути дела, конгломерат малых и средних предприятий.
Предприятия производят тракторы и другие сельскохозяйственные машины, запасные части, металлопрокат, энергетические машины. Также предприятия выпускают оборудование для газовой и атомной отраслей, металлургическую, машиностроительную и прочую продукцию, некоторые виды энергии и др.
Если в 1917 г. на Путиловском заводе работало свыше 30 тыс. чел., а в советское время численность превышала 50 тыс. чел, то сейчас на Кировском заводе работают 6-7 тыс. чел.
Компания убыточная.
Оборот компании в 2010 году составил 11,321 млрд руб., чистый убыток 205 млн руб. (в 2009 году - чистый убыток 1,032 млн руб.) Отметим, впрочем, что по официальным данным, за 2011 год консолидированная прибыль ОАО составила 51 млн рублей, а задолженность перед банками уменьшилась до 4 млрд рублей.
Тотальный износ оборудования, устаревшие технологии, а также отсутствие стабильного спроса на мощную сельскохозяйственную технику являются причиной относительно низкой рентабельности Кировского завода.
Все последние годы ситуация вокруг Кировского завода осложнялась конфликтом акционеров.
По оценкам аналитиков рынка недвижимости, территория Кировского завода составляет не меньше 200 гектаров и на две трети пригодна для редевелопмента. Это означает возможность возведения нескольких миллионов квадратных метров недвижимости. Так что кто бы ни владел заводом, он будет владеть ценным активом. А ведь когда-то это было одно из самых крупных предприятий Ленинграда и страны.
Александровский чугунолитейный завод - Паровозные мастерские механического завода Николаевской ж.д. - Пролетарский завод
В 1845 г. здесь был изготовлен первый в России магистральный паровоз. В течение 20 лет Александровский завод был основной базой паровозо - и вагоностроения в России.
7 ноября 1922 г. Александровский Главный механический завод был переименован в Пролетарский завод. С 1925 по 1931 гг. завод занимался восстановлением и ремонтом пассажирских и товарных вагонов, строительством вагонов, ремонтом колёсных пар, производил работы по литью и механической обработке, постройке платформ.
С 1960-х гг. Пролетарский завод был перепрофилирован на производство судовых машин и гидравлических механизмов для кораблей.
Последние годы предприятие специализируется в судовом и энергетическом машиностроении. Кроме того, предприятие выпускает широкий спектр продукции для строительства, транспорта, сельского хозяйства и других отраслей. Завод, в том числе, является поставщиком «Газпрома» и ОАО «Росэнергоатом»
Финансовое положение завода сложное.
29 апреля Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял к рассмотрению заявление о банкротстве ОАО «Пролетарский завод». Истцом выступает государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ). Как сообщил «Фонтанке» директор департамента управления активами АСВ Андрей Дерябин, завод должен агентству около 2 миллиардов рублей.
Ижорские заводы
На предприятии строились первые в России землечерпательные снаряды, колёсные пароходы, судовые машины.
С середины XIX века Ижорские заводы становятся основным поставщиком брони для российского флота и береговых укреплений. На заводе осваивается строительство миноносок и миноносцев. С 1878 по 1900 год было построено 19 миноносцев, пять тральщиков
За годы довоенных пятилеток (1929-40) на заводе были изготовлены первые советские блюминги, выпускались кривошипные и эксцентриковые прессы для автомобильных и тракторных заводов и налажено производство крупных поковок.
В Великую Отечественную войну Ижорский завод производил корпуса танков, бронеавтомобили, боеприпасы, бронеколпаки для ДОТов и др.
В 1998 году Ижорские заводы вошли в состав Объединенных машиностроительных заводов (Группа Уралмаш-Ижора).
Реакторные установки производства Ижорских заводов эксплуатируются на 47 атомных станциях России и СНГ, а также на АЭС Болгарии, Словакии и Финляндии.
Обуховский завод - завод «Большевик» - Обуховский завод
Был основан 4 мая 1863 года.
В техническом отношении Обуховский завод принадлежал к числу наиболее передовых предприятий. На заводе производились 20 сортов стали, броня для кораблей, артиллерийские башенные установки, пушки разных калибров, снаряды, мины, стальное, медное и чугунное литьё, пароходные коленчатые валы, хирургические и чертёжные инструменты, стальные ружейные стволы и магазинные коробки для винтовок, налажено производство колёс, шин и осей для подвижного состава железных дорог России и др.
Сейчас ГОЗ выпускает продукция военного назначения. Заводы работают в интересах РВСН, ВМФ, ПВО, Роскосмоса. Есть и гражданский сегмент - оборудование для атомной промышленности, системы управления воздушным движением, ГЛОНАСС.
Компания убыточная.
В этом году ОАО "ГОЗ Обуховский завод", которое входит в концерн ПВО "Алмаз-Антей", в период с января по июнь 2012 года увеличило чистый убыток по сравнению с тем же периодом прошлого года на 2,6% - до 211,75 млн рублей, сообщается в отчете компании.
ОАО «Концерн ПВО „Алма́з-Анте́й“» - российский концерн, объединяющий предприятия, разрабатывающие и выпускающие вооружения (ПВО и ПРО). Он объединяет 46 предприятий и НИИ.
Многие СМИ связывали с концерном «Алмаз-Антей» криминальный передел собственности входящих в концерн предприятий.
В Советское время на заводе «Большевик» работало более 20 тыс. человек, сейчас на ГОЗ всего 3 тыс. чел. Завод переезжает на другую площадку и собирается продать 60 га территории.
Сестроре́цкий инструментальный завод имени С. П. Воскова.
Сестроре́цкий инструментальный завод имени С. П. Воскова (бывший Сестрорецкий оружейный завод) - основан по указу Петра I.
1859 г. - завод освоил машинный способ производства винтовок. На завод привезены машины из Америки
1867 г. - на всемирной выставке произведений земледелия, промышленности и художеств в Париже завод получил несколько медалей за выставленные образцы оружия и бронзовую медаль, как один из самых лучших оружейных заводов в Европе.
1894 г. - выпуск первой трёхлинейки Мосина.
1896 г. - завод удостоен золотой медали на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.
Начало XX века - число станков 875. Количество рабочих 1725 человек. Завод полностью электрифицирован.
1925 г. - производство завода полностью восстановлено. На заводе трудится 1760 человек.
1962 г. - создаются станки для алмазной промышленности. Выпускается 28 типоразмеров новых режущих инструментов. Продукция завода поставляется в 60 стран мира.
1990 г. - спад производства, как результат последствий перестройки в СССР.
2007 г. - ЗАО «СИЗ Пром» находится на стадии перебазирования оборудования из исторических зданий на площадь в 14 га в промзону Конная Лахта, где выделена земля и за счёт городского бюджета будут проложены инженерные коммуникации.
С мая 2008 года территория завода начала освобождаться для многоэтажного типового строительства
30 октября 2009 - оставшимся руководством был дан банкет по случаю закрытия производственной деятельности завода. Все рабочие уволены.
Завод Арсенал
Санкт-Петербургский «Арсенал» был основан в 1711 году Указом Петра Великого как «пушечные литейные мастерские»
По своей технической оснащенности завод всегда считался одним из лучших не только России, но и в Европе. Об этом свидетельствует участие «Арсенала» во всемирных технических выставках, проходивших в Лондоне в 1850 и 1861 годах и в Париже в 1900 году.
В 1914 году завод стал носить имя своего основателя - Петра Великого. В 1940 году заводу было присвоено имя М. В. Фрунзе. Именно на «Арсенале» были созданы первые в России модели орудий с нарезным стволом. В годы Великой Отечественной войны завод не только продолжал бесперебойно работать, но и освоил производство лучшего, по тем временам, 100-мм противотанкового орудия БС-3, а также совместно с другими предприятиями принял участие в создании знаменитых «Катюш».
В 1973 году был начат выпуск космических аппаратов.
Сегодня «Арсенал» - это современное предприятие с высоким уровнем технологии и организации производства, продолжающее свои вековые традиции.
Но не все гладко и здесь. Чтобы выжить, заводу приходится сдавать площади в аренду.
В апреле 2011 г. компания MAN Truck & Bus AG подписала с администрацией Санкт-Петербурга меморандум о взаимопонимании. Документ предполагает открытие к 2012 году в городе завода по производству грузовиков, сообщает пресс-служба правительства города.
Предприятие будет располагаться в цехах завода «Арсенал».
До переезда в Шушары эти площади занимал General Motors. В проект MAN готов вложить 25 млн евро, создать 10 тысяч рабочих мест и выпускать ежегодно 6000 грузовиков.
Завод "Людвиг Нобель" - Завод "Русский дизель"
В 1879 г. Л. Нобель первым в России начал выпуск колес с резиновыми шинами.
В 1890-е гг. завод выпускал паровые машины, газовые и керосиновые двигатели, насосы, паровые котлы, оси для экипажей, стальные снаряды, минные аппараты и машинные части.
С 1899 г. завод развернул массовое производство дизелей.
В 1900 г на Всемирной выставке в Париже двигатель Дизеля получил Гран-при, чему способствовало известие, что завод Нобиля в Петербурге наладил выпуск двигателей, работавших на сырой нефти. Этот двигатель получил в Европе название "русский дизель".
В 1908 г на заводе были изготовлены два двигателя для подводной лодки "Минога" - она была построена на Балтийском судостроительном заводе по проекту конструктора Ивана Бубнова и стала первой в мире дизельной подводной лодкой.
В послевоенные годы завод строил мощные судовые дизельные агрегаты, которыми был оснащен почти весь танкерный и промысловый флот, а также корабли ВМФ и корабли серии командных комплексов управления космическими объектами. Двигатели завода поставлялись во многие страны мира.
В 1988 в пос. Кирпичный завод Всеволожского района началось строительство современного предприятия по производству дизель-редукторных агрегатов и дизель-генераторов, которое вошло в производственное объединение «Русский дизель».
В начале 1990-х гг. завод акционирован.
В 1999 г. Петербургский завод признан банкротом и закрыт, Всеволожский завод, также именуемый «Русский дизель», занят выпуском запасных частей.
Петербургский вагоностроительный завод - Ленинградский вагоностроительный завод им. Егорова.
Завод был основан в 1874 году выходцем из Шотландии Ф. К. Рештке. Изначально специализировался на металлообработке.
С 1897 года переориентировался на выпуск вагонов и был переименован в Петербургский вагоностроительный завод.
С мая 1968 года Ленинградский вагоностроительный завод приступил к серийному производству моторвагонных поездов для подвижного состава метрополитена.
В начале 1990-х годов ЛВЗ имени И. Е. Егорова был приватизирован и трансформирован в ЗАО «Вагонмаш». Из-за охватившего страну экономического кризиса и снижения спроса на подвижной состав со стороны метрополитенов ЛВЗ был вынужден прекратить производство.
Только в середине 2000-х годов, после приобретения завода группой «Дедал», выпуск продукции вновь был реанимирован. В 2007-2008 годах предприятие строит вагоны дальнего следования для РЖД и электровагоны для метрополитенов.
На данный момент вагоны, произведённые заводом, используются большинством метрополитенов России и стран СНГ, а также в ряде других стран.
По оценке экспертов, на начало 2008 года предприятие занимает около 12 % российского рынка магистральных железнодорожных вагонов, и около 7 % рынка вагонов метрополитена.[
Машиностроительный завод «Феникс» - Станкостроительный завод «Свердлов» - бизнес-центр «Феникс».
Завод был основан в 1868 Дж. Мюргедом, сначала собирал импортные машины и станки, затем наладил собственное производство паровых машин, подъемных кранов, резальных прессов, металлообрабатывающих станков. В 1914-17 выпускал боеприпасы, осенью и зимой 1941 завод выпускал снаряды.
В послевоенные годы налажен выпуск металлорежущих станков собственных конструкций (горизонтально-расточных, координатно-расточных, копировально-фрезерных, типа «обрабатывающий центр» и др.). В 1962 на базе завода создано Станкостроительное объединение.
В 2003 г. в отношении предприятия была возбуждена процедура банкротства.
В 2005 г. в административном здании обанкротившегося завода был открыт бизнес-центр «Феникс.
В 2005 г., впервые в России, был продан бренд машиностроительного производства. Торговую марку ЗАО "Станкостроительный завод "Свердлов" приобрело ООО "Киров-Станкомаш"
Судостроение
Адмиралтейские верфи
Адмиралтейские верфи - одно из старейших судостроительных предприятий России, первое промышленное предприятие Санкт-Петербурга. К апрелю 1706 года было спущено на воду первое судно.
Всего в петровское время на верфях Санкт-Петербургского Адмиралтейства было построено 23 корабля и более двухсот галер.
За время существования верфи в Адмиралтействе на ней было построено 256 крупных кораблей.
В советское время на верфи осуществлялось множество оборонных проектов, в том числе выпуск атомных подводных лодок.
Сейчас главное направление Адмиралтейских верфей - проектирование, производство и модернизация судов гражданского и военного назначения различных типов.
В конце 2009 года был подписан российско-вьетнамский контракт на поставку Вьетнаму шести дизель-электрических подводных лодок проекта 636 «Варшавянка», их строительство будет вестись на «Адмиралтейских верфях». Сумма договора - $1,8 млрд. В настоящее время завод строит подводные лодки и целую серию танкеров и научно-экспедиционных судов.
Завод Карра и Макферсона - Балтийский завод
Со дня своего основания 26 мая 1856 года Балтийский завод первым осваивал новые проекты судов и кораблей, которые в дальнейшем строили и другие предприятия отрасли.
Балтийский завод первым приступил к серийному строительству кораблей (крейсера типа «Победа», броненосцы). Подводные лодки типа «Барс», «Морж» ничем не уступали лучшим зарубежным образцам. Из отдела подводного плавания Балтийского завода возникло в впоследствии знаменитое ЦКБ «Рубин» (1938 год).
В начале ХХ века на Балтийском заводе построили линейные корабли «Петропавловск» («Марат») и «Севастополь» («Парижская коммуна») - первые российские дредноуты.
Важным этапом в развитии предприятия в 60-е годы стало строительство серийных танкеров типа «Пекин» (водоизмещение 40 тыс. т.) и типа «София» (62 тыс. т.).
За период с 1974 по 1992 годы на Балтийском заводе была построена серия атомных ледоколов второго поколения. Головной корабль носил имя «Арктика», который в 1974 году в активном арктическом плавании достиг Северного полюса.
В 80-е годы прошлого столетия предприятие освоило строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 («Орлан»): «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов». Последний корабль этой серии «Петр Великий», построенный на заводе в 1998 году, по составу оборудования и вооружения до сих пор не имеет аналогов в мировом флоте.
В апреле 2004 года Балтийский завод завершил выполнение крупнейшего международного заказа в области надводного кораблестроения - строительство серии фрегатов для Военно-морских сил Индии.
В 2008 и 2009 годах ОАО «Балтийский завод» передало заказчику два дизель-электрических ледокола «Москва» и «Санкт-Петербург». Эти суда стали первыми дизель-электрическими ледоколами, построенными в России за последние 30 лет.
Всего за 150-летнюю историю предприятия здесь построено более 500 военных кораблей, подводных лодок и гражданских судов.
В 2009 году завод приступил к стапельной сборке плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» для первой в мире плавучей атомной электростанции. Этот проект, как и многая другая продукция Балтийского завода, не имеет аналогов в мире.
Но такое может быть только в России: успешно действующий Балтийский завод - на грани исчезновения. Банкротство бывшего машиностроительного гиганта СССР предопределено, он может быть закрыт или перепрофилирован, - так считают не только эксперты, но и сотрудники БЗ, которым давно не выплачивают зарплату. Хотя предприятие загружено почти на 90% мощности!
Дело в том, что Балтийский завод и Северная верфь входят в ОПК - промышленную группу, подконтрольную частному лицу - экс-сенатору от Тувы Сергею Пугачеву. В 2010 году один из столпов группы - Межпромбанк - не смог выполнить обязательства перед клиентами и лишился лицензии.
Вопрос пока висит в воздухе. Очень узкий круг заинтересован в банкротстве Балтийского завода. Это те, кто хотел бы его снести и использовать его территорию под застройку. Сейчас цена земли на Васильевском острове под Балтийским заводом раз в шесть превышает стоимость его основных фондов. Хотят построить там элитное жильё.
В противовес им существуют интересы государственной обороны, промышленной политики не только нашего города, но и Российской Федерации. Большинство сил направлено на то, чтобы сохранить завод. Вопрос - как сохранить? Формально, юридически БЗ пока еще принадлежит Пугачеву. А Пугачев то ли в Монако, то ли в Париже.
Этот вопрос был задан Путину на совещании в Череповце, и он сказал, «мы не дадим обанкротить Балтийский завод»
Северная верфь» (в прошлом «Путиловская верфь», в советские годы - завод имени А. А. Жданова)
За многолетнюю историю на заводе было построено около 400 кораблей и судов различного назначения. Среди них около 170 кораблей для ВМФ России и СССР, оснащённых самыми современными для своего времени системами вооружения, в том числе: газотурбинные сторожевые корабли противолодочной обороны; большие противолодочные корабли; эсминцы.
Основная номенклатура продукции завода включает боевые надводные корабли и коммерческие суда различного назначения. Верфь обладает большим опытом строительства крейсеров, эскадренных миноносцев, тральщиков, противолодочных и сторожевых кораблей. Со стапелей завода сошли научно-исследовательские и пассажирские суда, лесовозы, траулеры, контейнеровозы и ролкеры.
Верфь располагает уникальным на Северо-западе России крытым отапливаемым эллингом с четырьмя построечными местами (стапелями), длиной 165 и шириной 19,2 м каждое, где можно вести строительство независимо от погодных условий, и спускоподъёмным комплексом в составе плавучего дока грузоподъёмностью 10 000 т и трансбордера, позволяющим спустить судно с любого стапеля. При этом возникает техническая и экономическая возможность осуществить спуск судна на воду при готовности 76 % - 80 % (против 50 % с открытого наклонного стапеля на других предприятиях) и снизить трудозатраты строительства в целом на 15 %.
Более 75% акций "Северной верфи" принадлежали структурам бывшего сенатора Сергея Пугачева, потом были заложены Центральному банку РФ по невыплаченному кредиту Межпромбанка, а в октябре 2011г. переданы в доверительное управление Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Более 20% акций находится в собственности ОСК. В 2011г. чистый убыток "Северной верфи" по РСБУ составил 1,09 млрд руб., выручка - 16,5 млрд руб.
Продолжение следует