Nov 21, 2012 12:08
Мир за столетие. Промышленность Санкт-Петербурга.
ч. 1
. Промышленность города развивалась вслед за задачами государства: судостроение, вооружение, рельсы и подвижный состав для железных дорог, электроэнергетика, телефония .
Старейшими предприятиями Санкт-Петербурга принято считать Адмиралтейские верфи (1704 г.), , Ижорские заводы (1710 г.), завод «Арсена́л» -(1711 г.), Сестрорецкий оружейный завод (1721 г.). Все они играли важную роль в производстве военной продукции.
Первый линейный корабль - 54-пушечная «Полтава» (спущен на воду в 1712 году) с Адмиралтейских верфей - ознаменовал собой новый этап в развитии русского флота.
Первый пароход «Елизавета» был построен уже в 1815 г. на заводе Ч. Берда. Ижорские заводы спустили на воду пароходы «Скорый» (1816 г.) и «Проворный» (1819 г.). Только с 1857 по 1863 гг. было построено 26 винтовых кораблей (в основном для Балтики).
Первый русский корабль с броневой защитой был спущен на воду в 1861 г. (завод Карра и Макферсона - Балтийский).
Российская Империя имела мощный броненосный флот, львиная доля которого была построена на Петербургских заводах. Заводы Балтийский, Франко-Русский, Новое Адмиралтейство, Семянниковский, Путиловский, завод на Галерном острове, завод К. Митчелла создавали броненосцы, линкоры и крейсера. Город прочно лидировал в военном судостроении.
Судостроительные заводы Петербурга в XIX веке тесно кооперировали с другими машиностроительными и металлургическими предприятиями города. Ижорский и Обуховский заводы, Нобеля и Металлический, Барановского и «Старый Лесснер» изготовляли броню, артиллерию, торпеды, паровые машины и многое другое.
С началом прокладки железных дорог понадобились рельсы и подвижный состав.
Паровозы строили несколько заводов: Александровский, Невский (Семянниковский), Путиловский, Нобеля, мастерские Петербургско-Варшавской железной дороги.
Масштабы строительства подвижного состава были довольно внушительны. Общество Путиловских заводов производило по тысяче вагонов в год, а Сампсониевский завод - полторы тысячи товарных и двести пассажирских вагонов.
В течение полувека в Петербурге возникло около 100 металлообрабатывающих заводов. Среди них завод Л. Нобиля (1862 г.), «Феникс» (1868 г.), Барановского (1877 г.), Обуховский завод ( 1863 г.), Металлический завод (1857 г.).,
Еще одно направление эволюции петербургской индустрии в XIX веке - становление электротехнической промышленности, в котором ключевую роль играла фирма «Сименс-Гальске». После объединения этой компании с фирмой «Шуккерт и Ко», предприятие стало называться «Завод динамомашин фирмы «Сименс-Шуккерт».
Петербург со временем стал признанным лидером энергомашиностроения. Слаботочная электротехническая промышленность Петербурга послужила основой становления приборостроения и радиоэлектроники.
Необходимо вспомнить станкостроение - основу машиностроения. Пальмы первенства по праву принадлежат заводу «Феникс» (первоначально Дж. Мюргеда). Начав с производства деталей для машин, затем перейдя к сборке импортных механизмов, машиностроительный завод «Феникс» наладил собственное производство. Номенклатура, продукция включала паровые машины, подъемные краны, прессы и металлообрабатывающие станки. Отрасль развивалась, и к концу XIX века в Петербурге действовали фабрика наждачных изделий Н.И. Струка (шлифовальные станки), завод И.А. Семенова, завод Н. Гольдберга, товарищество пневматических машин, другие предприятия.
Машиностроительные заводы Петербурга в XIX в. были как частными, так и казенными. Нередко предприятия, созданные как частные, затем переходили в казну. Так, например, «Балтийский завод», основанный как частный в 1856 г., был трансформирован в казенный.
В XIX в. бурно развивалась хлопчатобумажная промышленность, которая по объемам производства находилась на втором месте после машиностроения.
Только на Выборгской стороне к концу XIX века работали: Никольская ткацкая мануфактура, Роченсальмская бумагопрядильная мануфактура, АО бумагопрядильной мануфактуры К.В. Гергарди, АО Малоохтинская ткацкая мануфактура, Товарищество Ново-Саманской мануфактуры, Товарищество Охтинской бумагопрядильни, Сампсониевская бумагопрядильная и ткацкая мануфактура и другие предприятия *. На каждом из перечисленных предприятий работало 300-1200 человек.
Обувная промышленность Петербурга начиналась с ремесленников-обувщиков (башмачников). В 1882 г. основана фабрика товарищества механического производства обуви («Скороход»). В 1860 г. основано товарищество российско-американской резиновой мануфактуры (позднее «Треугольник»).
В XIX веке Петербург становится центром химической промышленности. Первоначально ее представляли пороховые заводы на Охте. Затем появились и другие предприятия: Тентелевский завод («Красный химик»), основанный в 1875 г., Свинцово-белильный и красочный завод (позже им. Менделеева), созданный в 1867 г., Киновиевский ультрамариновый (1878 г.), завод братьев Бреме *.
В XIX веке развивалась пищевая промышленность. Кондитерские фабрики, пивоваренные заводы и другие предприятия дополняли отраслевую структуру промышленности города.
В конце 19 века заметное место в списке продукции города заняла электротехника. К началу I Мировой войны промышленность Санкт-Петербурга обеспечивала около 60% всех потребностей России в электротехнических изделиях.
После революции 1917 года, несмотря на войны и кризис в экономике, город сохранил значение важнейшего промышленного центра
II Мировая война нанесла тяжелейший удар по экономике города (сохранилось лишь 13% довоенного потенциала) и унесла жизни 2 из каждых 3-х петербуржцев. Тем не менее, город был в кратчайшие сроки восстановлен. И уже через 5-7 лет после войны промышленность города снова заняла в стране лидирующие позиции. Важнейшее место в городской структуре промышленности занял энергомашиностроительный комплекс, внесший весомый вклад в обеспечение страны всеми видами энергии (включая атомную).
В 60-70-х годах в городе было создано около 170 научно-производственных объединений (НПО), призванных быстро и эффективно внедрять в производство достижения науки. С этих пор энергоемкие и наукоемкие производства стали «визитной карточкой» современного Санкт-Петербурга.
В промышленном комплексе нашего города представлены практически все производственные виды деятельности.
Во-первых, Санкт-Петербург - мощный мировой центр судостроения. В городе сконцентрировано до 85% российских научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций отрасли и порядка 30% российского судостроительного производства. У нас создаются суда, корабли, подводные лодки, глубоководные аппараты и специальные морские средства практически всех известных типов (исключая, пожалуй, авианосцы).
Разработки в области военного и гражданского судостроения ведут ФГУП «ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова», ОАО «ЦКБ морской техники «Рубин», ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», ОАО «Северное ПКБ», ОАО «ЦМКБ «Алмаз».
Ведущие предприятия судостроительной отрасли - ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», ОАО «Балтийский завод», ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз».
Уникальность Санкт-Петербурга как центра судостроения состоит в том, что предприятия города способны практически полностью оснастить корабль всеми необходимыми механизмами, устройствами и системами. Соисполнителями крупных заказов выступают ОАО НПО «Аврора» (системы управления), ОАО «Пролетарский завод» (механизмы, арматура), ОАО «Концерн «Гранит-Электрон» (ракетное оружие), ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» (подводное оружие) и мн. др.
Во-вторых, Санкт-Петербург - один из ведущих мировых центров энергомашиностроения. Основная часть этого производства приходится на ОАО «Ижорские заводы», Невский завод, и петербургские филиалы ОАО «Силовые машины» (Ленинградский металлический завод, Завод «Электросила», Завод турбинных лопаток), которые являются ведущими российскими производителями оборудования для гидравлических, тепловых, газовых и атомных электростанций.
В третьих, Санкт-Петербург - крупный центр машиностроения. К ведущим предприятиям этого сектора относятся сборочные конвейеры ведущих мировых автопроизводителей, ЗАО «Вагонмаш» и ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» (поезда метрополитена, вагоны для железной дороги), ОАО «Машиностроительный завод «Арсенал» (космические аппараты), ОАО «Звезда» (дизели), ОАО «Климов» и ОАО «Красный Октябрь» (силовые установки для авиационной техники) и др.
Ну и, наконец, Санкт-Петербург - развитый центр разработки и производства электротехнической продукции, электроники и приборостроения. Среди ведущих предприятий этих направлений необходимо отметить ЗАО «Росэлектропром Холдинг», ОАО «Новая ЭРА», ООО «НИИЭФА-Энерго», ОАО «ХК «Ленинец», ОАО «Светлана», ОАО «НПП «Радар-ммс», ФГУП «НИИ «Вектор», ОАО «Российский институт радионавигации и времени», ОАО «Интелтех», ОАО «Авангард», ОАО «Ленполиграфмаш». Электротехническая и электронная продукция с берегов Невы используется практически во всех отраслях экономики на всех континентах мира.
Также к числу ведущих секторов промышленности Санкт-Петербурга относятся пищевая и перерабатывающая промышленности, металлургическое производство, строительство и реставрация, химическое производство, текстильная и швейная промышленности.
Согласно международным рейтингам, Санкт-Петербург является одним из самых инвестиционно-привлекательных регионов России.
Из крупных инвестиционных проектов последних лет, успешно реализованных в Санкт-Петербурге, можно выделить открытие производств таких известных в мире брендов как Pepsi (напитки), Knauf (строительные материалы), Bosch und Siemens (бытовая техника), Toyota, GM, Nissan и Hyundai (атомобили), Magna (автокомпоненты), Hewlett-Packard и Foxconn (электроника). В разной стадии реализации находится еще несколько крупных инвестиционных проектов в области автокомпонентов, электронного оборудования, бытовой техники, продукции металлургии, пищевой промышленности, энергетики.
Продолжение следует.