Как найти связь между словами и почему это важно?

Sep 21, 2019 23:36

Очень интересная и познавательная статья " CARAPACE и ЧЕРЕПАХА" от Kalju Patustaja (new_etymology), хотя остается впечатление незаконченности, отсутствие вывода. Создается впечатление, что автор не захотел позволить себе принять существования устойчивых фонетических "переходов", которые бы просто и ясно объяснили связь между словами. Так, например, автор сравнивает слова "череп" и "кирпич". Ясного доказательства связи этих слов в статье я не нашел. А вот с учетом устойчивого перехода "Ч-К", свободы переворачивать слова, с понятием важности рассмотрения неогласованных корней слов, можно было бы дать ясное, короткое и логически обоснованное существования близкой связи этих слов. Попробуем вместе?

Неогласованный корень слова "череп", который собственно и составляет главное значение слова, является ЧРП. Трех-буквенный неогласованный корень - это классика. Большее количество согласных - это один из основных признаков существования приставок или окончаний, которые можно отбросить без большой потери значения слова. Неогласованный корень слова "кирпич" - КРПЧ, где последнее "Ч" - это скорее всего окончание "ич" (как в слове Ильич, например). Если это так, то мы можем принять, что классический корень слова "кирпич" - это КРП.

Сравним неогласованные корни ЧРП и КРП. Как мы видим, они отличаются только первой согласной. С другой стороны, нам известно о существовании устойчивого перехода "Ч-К", т.е существует достаточно большое количество доказанных примеров его применения. Таким образом, используя переход "Ч-К", мы видим, что оба корня (Ч/к)РП и КРП являются таким образом "фонетически тождественны".

Слова с фонетически тождественными корнями, что называется, "лежат в едином фонетическом поле". Таким образом, мы только что логически доказали фонетическую связь между словами "череп" и "кирпич".

Ну и что с того, что эти два слова звучат похоже? А есть ли между ними какая-нибудь смысловая связь?

Для определения смысловой связи нам надо понять какую общую идею несут не только слова "кирпич" и "череп", а также и другие слова звучащие также как и они, или слова из "звукорядов" неогласованного корня КРП/ЧРП. К счастью слово "кирпич" оказался "говорящим" и его смысл очень легко понять любому носителю русского языка. Для этого достаточно лишь слегка изменить призношение слова как возможное слово "крепич", чтобы чётко увидить смысл - "крепкий". Теперь становится очевидно, что характеристика "крепкий" является главной в смысле слова "череп".

Таким образом, мы сейчас дали логическое обоснование под наше предположение, что оба слова "кирпич" и "череп" лежат в одном и том же звуко-смысловом поле (или принадлежат фонетико-семантическому полю) "крепкий".

А для чего всё это было нужно? Для чего нужны определения этих звуко-смысловых полей?

Слова не возникали из неоткуда, их никто специально не придумывал до относительно недавнего времени. Как буква современного алфавита имеет свое обозначение (глиф), так раньше базовые понятия представлялись иероглифами. Именно так, иероглифы прочитывались разными людьми на разный манер, разными интонациями и огласовкой, иероглифы могли быть перевернуты или слегка искажены. Чтобы дать описать новый факт или явление, достаточно было соотнести самую главную его характеристику с уже известным иероглифом. Таким образом накопление знаний приводило к многочисленным дупликатам определений, так чтобы их различать пришлось формализовать все существующие фонетические особенности слов, что в итоге привело к замене иероглифов знакомыми нам фонетическими алфавитами.

Звучание слов трудно изменить сразу, т.к. люди их используют повседневно. Другое дело - смысл слов. Чтобы изменить его, достаточно написать несколько книг с его новым значение, а старые книги - уничтожить. Такой процесс из поколения в поколение приводит в итоге к переформатированию сознания. Могущественные общественные институты были всегда заинтересованы в продвижении их идей. Были созданы университеты, созданы государственные языки, введено всеобщее обучение, алфавиты приведены к современному стилю для удобства пользования. В итоге слова запоминаются наизусть, написание и понимание основных слов подается человеку в раннем возрасте, когда критическое восприятие практичеки не существует. Огромное количество информации запоминается как данное и освященное обычаими и авторитетом учителей. Изменение смысла слов, иносказание, юмор, сатира, стихи, культура, кино, радио, телевизор, политически корректная речь приводит к тому, что мы ускоренно теряем возможность понять старые тексты, обрывается связь времен, возникает возможность разного рода спекуляций, в том числе официальной научной.

В последнее время нарастает критика традиционных общественных наук, таких как история и археология, например. Мы являемся свидетелями возникновения множества альтернативных подходов и теорий в области истории, например. Информационный поток лавинно нарастает. Что может служить индикатором правильности исторических теорий, если физические артифакты могут быть либо искусно подделаны или свободно трактоваться в угоду оплачиваемому интересу?

А может быть те тысячи и тысячи слов которыми пользуются миллиарды людей по всему миры можно использовать так, чтобы привычные слова вдруг "заговорили", "объяснили" бы свой собственный смысл? Для этого нужно постараться определить методы "вскрывающие" настоящий смысл слов. Это не легко, но если это получится, то появится уникальная возможность "скормить" найденные правила искусственному интелекту, чтобы драматически ускорить процесс анализа слов целыми библиотеками печатной, звуковой и видео информации, что также уточнит результаты этой работы.

RE:
CARAPACE и ЧЕРЕПАХА от Kalju Patustaja (new_etymology) в anti_fasmer
Фонетико-смысловой метод анализа образования простых слов и их взаимосвязей
Переход: Ч - К
Компонента: КР/ЧР/ГР/ХР - скрытый, защищенный, крепкий, покрытый, кривой, неровный
Что в имени твоём: Опричь

наука, мнение, вяк, слова

Previous post Next post
Up