Распространено мнение о "доброте" русских по сравнению с иностранцами. Мол, у иностранцев все направлено на экспансию и подавление, а у нас, даже если деды и завоевывали кого-то, относились терпимо и мирно. Данное конкурентное преимущество русского народа любят подчеркивать "патриотические" авторы, когда объясняют, почему мы должны быть главными.
Русские и вправду толерантнее многих тех, кто сегодня воспитывает в человечестве толерантность. Наш былинный богатырь, в отличие от героев эпосов других народов, даже не профессиональный военный. Война для него - дело вынужденное, на которое он отвлекается и от которого прибытков не ждет. Победив, все время норовит сбежать с княжеского пира, не ценя честь и славу. Князь, как правило, обижается - странно, что он не понимает, как удобен этот русский богатырь! Так и хочется набрать богатырей побольше (дешево обходятся), да пойти на какой-нибудь Вашингтон. На эту заманчивую русскую неприхотливость и повальное неумение богатырей ценить собственные вложения, и клюет русский "патриот".
Глубже "патриот" не копает. Потому что если читать былину дальше, начинаются вещи неприятные.
Князь со всей своей властью и дружиной для русской былины - явление, в лучшем случае, не мешающее богатырю делать его богатырские дела. Былина признает за княжеской властью право на силу, блеск и уважение, однако не связывает эту мишуру с реальными потребностями общества. Реальные потребности удовлетворяет только богатырь, человек из народа. Нередко бывает, что князь обременяет богатыря, мешает ему своими дворцовыми интригами и предрассудками или вообще сам создал проблему, которую богатырь решает.
"Патриотическая" идея, что русские самые добрые и поэтому должны захватить весь мир, на самом деле, противоречит народному героическому эпосу, для которого этот "весь мир" - отвлекающие от дела неприятности. Сфера путаника-князя, несерьезно.
Что же это за дело такое, которое для русского богатыря важнее геополитического доминирования и даже собственного князя с его пирами и социальными лифтами? А, может, нет никакого дела, а просто русский народ - анархист и отрицает любые формы государственного насилия? Но он бы не стал тогда терпеть столетия крепостного рабства! Да и князя, с его атрибутами власти, хоть и относят к недоразумениям, но уважают и необходимость его признают. Речь, таким образом, идет об иерархии ценностей богатыря, а не о его конфликте.
Былина не отвечает прямо на этот вопрос. Тем, для кого она сочинялась и так все было понятно. Тем же, кто видел в русском народе ресурс для удовлетворения амбиций, никакие объяснения все равно бы не помогли.
Прямой ответ там, где (когда) формировалась русская нация. Для евреев, прежде чем они осели в Израиле, Бо постчитал необходимым пережить Египетское рабство, а затем 40 лет бродить в пустыне. Для русского народа "египетским рабством" были кочевники, захватившие плодородные степи и оттеснившие славян в т.н. "зону рискованного земледелия". Очень рискованного! Из всех стран, где когда-либо велось сельское хозяйство, самые холодные зимы - в России. А это значит, что все, в том числе и князь с дружиной и геополитическими амбициями, подвешены на очень тонкой ниточке, которую держит в руках землепашец-крестьянин.
Очень важный момент, его необходимо прочувствовать. Тонкость ниточки вовсе не в простом факте, что крестьянин кормит или в том, что могут быть неурожаи. Так везде было. Тонкость, точнее особенность, российских реалий в том, что при среднем урожае кору с деревьев начинали есть в феврале, а при "богатом" - в апреле. Соответственно, управлять этим народом так, чтобы предусмотреть и компенсировать катастрофу, было невозможно в принципе. Сколько блистательных геополитических ходов было не сделано потому, что все взяли и умерли с голоду!
Так расставлялись приоритеты. Тупой быдлован-крестьянин (а он, в силу все тех же приоритетов и условий существования, вынужден был быть именно тупым быдлованом) необходим намного больше, чем изящное светское общество со всем его интеллектуальным многообразием, превосходством и амбициями. Здесь же и суть противоречия между "интеллигенцией" и "быдлом", особенно острого в России. "Интеллигенция", начиная от князей и дружинников и заканчивая современными стартаперами-предпринимателями, не имеет возможности порвать нить, на которой висит. "Непозволительная роскошь" - интересно, хоть в одном языке еще есть такое выражение?
Это на самом деле ужасно! Просвещенный человек, выделяющийся из окружающих - как максисмум просто полезен, но отнюдь не главный. А "быдло" не видит никакого смысла в собственном развитии, потому что порвет этим со своим высшим предназначением, уронит себя в национальной иерархии, "оторвется от земли". "Ботаник" в иерархии ниже "гопника" - факт, в России не требующий доказательств. И это вовсе не невежество, а рациональное, продиктованное объективными обстоятельствами, решение.
Учитывая, что интеллигенция не прилетает с Луны, а выходит из народа, меняя этим лучшую долю на худшую, она живет под впечатлением утерянного первородства. В результате большую часть своего существования и потенциала она тратит на то, чтобы от своего народа освободиться. Она хочет быть как во всем мире, где интеллигенцией стали те, кто проявил лучшие качества, и ведут теперь свой народ к развитию и просвещению. Однако разница настолько очевидна, что даже сложился обычай приглашать иностранцев в критические моменты (потом прогонять), потому что к своим отношение несерьезное, да и ослаблены они низкой востребованностью.
Сколько князей и царей начинали свое правление демократическими реформаторами и заканчивали мракобесными диктаторами! И ведь есть логика в таком преображении, состоящая в том, чтобы соответствовать реальной потребности, а не своим оторванным от земли представлениям о ней. От правителей требовался функционал, а не чтобы они жизни учили - да и чему может научить человек без корней того, кто стоит на переднем рубеже обороны и держит на себе жизнь свою и его?
Заваривать с таким народом чудо-богатырем геополитическую кашу - самоубийство. Только победишь шведов и тевтонцев - тебя цинично выгоняют, за отсутствием в тебе дальнейшей потребности. Пойдешь татар воевать - во вражеской линии свои же бородатые лапотники с вилами стоят. Соберешь Православное Воинство на сопках Манчжурии влиять - оно в плен сдается. Пойдешь проливы от Османского ига освобождать - все разбегаются, одни только господа офицеры остаются.
В большинстве случаев даже не возникает конфликта между амбициозным "актором" и народом, которому выпала честь его амбиции реализовывать - потому что конфликт тоже от дела отвлекает. Создавать Образ России Будущего в таких условиях также бессмысленно, как "ботанику", остановленному предложением "дай мобилу позвонить", пытаться учить остановивших шахматам. В лучшем случае кое-кто поддержит, чтобы украсть выделяемые средства или продвинуться в иерархии.
И, тем не менее, несмотря на все парадоксы и кажущуюся нежизнеспособность конструкции, Россия прекрасно просуществовала тысячу лет, постоянно прирастая новыми территориями. И в геополитике поучаствовала, побывав армией во многих главных европейских и азиатских городах. То есть конструкция, на самом деле, вполне годная. И противоречия, которые должны бы ее разорвать на части, работают на ее укрепление. Наверное, только в России существовал целый сонм мыслителей, прозревавших в собственном "простом" народе какую-то особую силу и стать, и вряд ли этот порыв только Стокгольмским синдромом объясняется.
И были настоящие былинные богатыри! «Потом приехал некто богатырь. Сей богатырь по заслугам своим и по всегдашней ласке прелестен был…» - писала Екатерина Вторая захолустному дворянину из Смоленской деревеньки Потемкину, под руководством которого к России было присоединено и обжито самое большое количество враждебных территорий за всю ее историю.