Как мы жили в СССР, выпуск 7.

Aug 16, 2013 14:00




Детские воспоминания о СССР

anclbens (Ленобласть, небольшой город):
Помню, в 70-е...
В магазинах было всего полно. Традиционно для кота покупали минтай, стоил какие-то копейки. В детстве обожал шоколадное масло. Ещё круче была сгущёнка, но увы она в магазинах была не регулярно. В 80-е стало похуже со снабжением. Запомнились очереди за маслом, давали 200 грамм на человека, раз в неделю по средам. В принципе можно было набрать много, если целый день убить на это но очереди были часа на 2 минимум.
Ещё помню очередь за репчатым луком, стояли долго, почти уже
очередь подошла, но сюрприз... Подъехал на мотоцикле с коляской какой-то инвалид однорукий, похоже поддатый. Инвалиды обслуживались без очереди.
Этот инвалид скупил весь лук, погрузил мешки в коляску и уехал.
Народ на него повозмущался, но инвалид коротко всех послал и уехал. Куда ему столько лука надо было?
В городе бывал праздник, когда завозили арбузы , сливы.
На рынке сливы бывали, и клубника тоже, и даже арахисовые орехи, но ценник был невероятный. Зато бутерброды с чёрной икрой в кулинариях были, стоили тоже дорого, но родители как-то раз купили мне такую булку с маслом и чёрной икрой. Мне не понравилось, красная икра вкуснее. Колбасы было полно, но завозили то один сорт, с жиром- не любимый, то за 2.20, какая-то резиновая- перчёная. И это продолжалось долго. Докторскую привозили не часто, или ветчину, тогда праздник.
Помню большие скопления мужчин у винных магазинов, был даже анекдот, про бормотологов, которые на винпозиум собрались.
Была проблема, чтобы одеться. Джинсы, это было что-то чудесное. Кроссовки мне отец привёз с Украины, когда ездил туда в командировку. Мама моего одноклассника ездила на экскурсию в Узбекистан - в Бухару, Самарканд и т.п. Привезла оттуда целый чемодан книг - " Три мушкетёра", фантастика Беляева, Марк Твен, Фенимор Купер. Чтобы у нас такую книжку купить, требовалось сдать 20 кг макулатуры. В Узбекистане этот дефицит лежал запросто, никому не нужным.



tag2903:
Происхождение плохое. Семья - просто ужас. Дядя (генерал-майор НКВД), брат бабушки, посадил самого Ежова. Дед жизнь положил на колхоз, так и умер, получив инфаркт: не дали какие-то вагоны, чтобы отвезти жратву в город, чтобы там познеры ели и пили от пуза и при этом всю жизнь потом пи-дели , проклиная Советскую власть. Отец пошел работать в 11 лет. Туда же , в колхоз, чтобы прокормить семью во время войны. Ну, до 60,естественно, не дожил. Он ведь не Ельцын, который себе пальцы повредил, всячески гадя, чтобы не работать.
А еда в доме была всегда. Много всякого мяса, которое пахло мясом. Антоновка, которая пахла яблоками.. Творог, молоко, сметана - это так, между делом. Про еду могу долго писать. Только ведь она так просто не давалась. Работать надо было, а не руководить и бумажки перебирать в конторах. Руководить и управлять, как показывает практика, может любой идиот. Только от этого ничего не прибавится.



zverolov1:
74 - 83 год. Учусь в школе и каждый день возле продовольственных магазинов на Симоновском валу наблюдаю автобусы с номерами РЯВ, РАП, РОВ... С рязанского шоссе к нам сворачивали рязанские автобусы и рязанцы толпами скупали колбасу. Каждый день по три-четыре автобуса. Люди занимали очереди-карусели и покупали по три-четыре батона 3-4 раза. Потом бросались за сыром, потом за мясом. Бананы брали штурмом.
Потом мне рассказали, что в Горьком (сейчас Н.Новгород) были продовольственные КОМИССИОННЫЕ магазины. Страна себя прокормить не могла.
Правильно говорил Суворов-Резун, чтобы развалить СССР американцам достаточно было бы прекратить продавать нам зерно. СССР наладил бы производство зерна и продовольствия, куда деваться. Но через НЭП, через частную инициативу. И она расползлась бы по всей стране сметая гнилые коммунистические догмы. СССР с НЭПом в деревне, это был бы уже не коммунистический СССР.



6202, "СССР навеял":
Умиляют авторы, которым в 88 году было 10 лет, и они рассуждают, как хорошо и изобильно было в 70-х-начале 80-х.
Казань, 78 или 79 год. Я школьник, прихожу из школы и сразу топаю в молочный магазин занимать очередь за маслом. Очередь длиной как во время войны за хлебом. Стою несколько часов, пока мать с работы не прибежит. Потом ввели талоны на масло (в том же 78-79 году), а также на мясо и колбасу. Поначалу были отдельные талоны на мясо и на колбасу, но вскоре "объединили"- или мясо или колбаса. Нормы выдачи постоянно снижались. В начале 80-х масло на талон давали 200 г на человека в МЕСЯЦ. Мясо (ИЛИ колбасу - 400 г в МЕСЯЦ). И тех ни фига не было, приходилось так же в очереди стоять. В 81 или 82 году в Казани были талоны на КАРТОШКУ. Можно было купить в строго определенном магазине 2 или 3 кг полугнилой картошки на человека в МЕСЯЦ. На рынке она может и была, но раз в 10 дороже.
Наша семья из 4 человек (отец, мать, я и сестра) не могла себе позволить. Отец- инженер высшей категории в оборонном НИИ, орденоносец, "в составе коллектива авторов" удостоенный Государственной премии СССР в области науки и техники за разработку какой-то системы на военных самолетах- денежную часть премии - (10 тыс) директор НИИ забрал себе, а "коллективу авторов" дали Почетные грамоты, что они "лауреаты", наградили орденами и дали рублей по 100 премии. Зарплата отца была в 1985 году - 180 руб. Токарь в том же НИИ получал под 300. Отец в юности работал токарем, имел навыки, и просил перевести его в токаря, чтобы как-то деньги заработать. Ему отвечали- "Не положено! С высшим образованием в токаря низзя!". Мать- воспитатель в интернате получала 110 руб, кажется. В масштабах цен это примерно как сейчас 18 и 10-11 тыр. С голоду не подохнешь, но и полноценно с двумя детьми жить невозможно. Спасали частые командировки отца. В основном в Москву ездил, возвращался всегда с набитым рюкзаком и чемоданом. Мы ходили его встречать на вокзал, и для меня это всегда был праздник, потому что домой всегда ехали на такси, потому что груза много - это практически единственные разы, когда я в детстве ездил на легковой машине. При чем помню, какая это была проблема, достать такси. У вокзала была стоянка такси, на ней очередь из желающих уехать и ни одной машины. Изредка подъезжает таксер, и начинает "Не, я в этот раён не поеду!" или еще как выделываться. И набиваются в одну машину абсолютно чужие люди, которым ехать в разные места.
Безопасность... Ну-ну. Подросткам в Казани в 70х-начале 80- х было смертельно опасно покидать пределы своего "района". По "Броду"- ул Баумана - казанскому Арбату, открыто бродили целые банды гопников с окраин. Милиция их боялась и не трогала. А они вылавливали одиноких подростков, особенно интеллигентного вида, заводили в ближайшую трущобу, грабили и избивали. Насколько знаю из рассказов иногородних друзей, такая же ситуация была по всей стране.
Много чего можно вспомнить про совок. Что в Советской Армии творилось. Нынешние "ужасы"- безобидный детский сад по сравнению с нравами "непобедимой и легендарной".
В целом из нынешнего настоящего можно видеть, что совок был абсолютно обречен. Потому что был абсолютно экономически неэффективен, да плюс государство держалось на вранье и лицемерии. Когда в 1991 СССР рухнул, подавляющее большинство народа просто пожало плечами - стало де-юре то, что уже было де-факто.
Вообще забавно - буквально вчера я был в Душанбе. Таксист средних лет, который нас вез, всю дорогу восклицал "Вах! Как хорошо мы жили при Союзе! У нас все было! В магазинах всего навалом! Деньги люди имели!"- я пытался слово вставить, что зато центровая Россия голодала и нищенствовала, да куда там! - "Это горбачевская пропаганда! В СССР все хорошо жили!".



Общие впечатления и рассуждения

young1954:
Я 1954 г.р., отец еще жив-1922 г.р.
С его слов не было каких-то уж совсем страшных репрессий, в его окружении (соседи, родственники, друзья по двору и в школе, их родственники) вАще никого не арестовывали, с питанием было все ок, жили тесно, но дружно, душевно. Никого не боялись, криминала не было, если и дрались, то до первой крови, потом-брэк. Двух брюк и двух рубашек хватало на год. Никто никому не завидовал в материальном плане, завидовали силе, уму, таланту.
Свои детство и юность вспоминаю с удовольствием(что ес-но)))...), донимали очереди в продмагах и лечение зубов без обезболивания, это самые ужасные воспоминания !). Потом институт, работа. Тоже все как-то было по-доброму, с душой, люди что ли другие были ? Куда они все подевались после 1991 года ?! Хотя понятно-бытие определяет.....
Сейчас живу в несколько раз лучше, чем в юности, все можно купить, по 60 квадратов в семье на человека, несколько авто. НО многое непонятно и неприемлемо. Молодежь гордится не собственными успехами, а планшетами, крутыми ноут- и нетбуками, авто родителей и т.п. и т.д. А на вопрос в скольких произведениях упоминается "Монтигомо ястребиный коготь" следует ответ: "А кто это ?" Недавно сам слышал как одна девица, стоя у Малого театра, спрашивала у другой: " А кто такой ОстровскОй ?" Недавно один "кадр", окончивший мой ВУЗ, пришел устраиваться на работу. После беседы с ним я понял что моя 3 по сопромату является 5!). Невестка не знает разницы между музеями Пушкина и им. Пушкина. И таких примеров тьма.........
И хилые они какие-то, болеют постоянно, все по врачам бегают. У деУшки прыщи на лице, а она вместо нормальной жизни тонну краски на лицо...блииин, чем они думают ?



tektor5:
6202 пишет, как таксист хвалил жизнь в Союзе, неудивительно все, кто работал на государственной технике, на любых видах транспорта, имели возможность зарабатывать, знаю, что на дачи возились необъятные тонны материалов со строек, к ловким шоферам ОБХСС не цеплялся (гегемон), а дачник купит справку что приобрёл в магазине - все довольны. Что на служебных волгах подрабатывали -мелочь. Помню из Тулы в Москву проводник набивал битком купейный по 3р, навокзале билетов не взять, сам я ездил не раз, и никогда контролёры не проверяли (некоторые уверены, что взяточничества в Союзе не было). Кто служил в любой кассе (особенно в авиа), в гостиницах, или в магазинах или оптовых базах на жизнь не жаловались, как и партократы.



mborzov:
В СССР было плохо с продуктами. Вот только количество жителей в СССР и в РСФСР в частности как ни странно увеличивалось. А с 1991 года оно почему-то уменьшается и причем не маленькими темпами до 1 мил. в год.
Автор этой статьи не желает объяснить сей нонсенс?
А может автор не читал доклада ООН о бедности на Европейской части СССР и странах восточной Европы.
Так в 1987 году за чертой бедности на указанной территории жило 14 милл. человек в 1997 году 164 милл. Вопросы еще есть? И еще один вопрос: колхозов и совхозов миллионеров в СССР было не мало и середняков тоже с лихвой в той же Псковской области хватало. При этом продуктов в МАГАЗИНАХ не было, всю вырезку сжирала номенклатура КПСС и ВЛКСМ. А вот сейчас поля в той же Псковской заросли бурьяном. Молоко в деревне бабушка достает из холодильника (мечтал попить парного молока, как в СССР) пакет "Веселый молочник". А в СУПЕРМАРКЕТАХ продуктов (ГОВНА) навалом. Как сиё объяснить? Только не надо ля-ля про фермеров и т.п. Во всем мире основную массу сх-продуктов производят крупные сельхоз компании, например американская "Монсанта"
Я детство провел в д/с "Золотой ключик" (двух этажный комплекс с мозаиками в два этажа, тремя летними дачами и другими хоз постройками) не далеко от Финского залива... Сколько было детских оздоровительных учреждений на том берегу рассказывать я не буду... Вот только сейчас уже НЕТ того д/с, осталась одна трансформаторная будка. Также ликвидированы и соседние ДОЛ. А вместо них коттеджи... Та же картина и в городе Всеволожске.



yuri_li:
Правильно кто-то тут сказал, делить нужно на 50. Если отбросить бред про совок, голод, секса нет и т.п., а также восторженные сопли, то как раз то и будет. Жили не лучше и не хуже - жили по другому. Хотелось бы туда вернуться? В молодость да, именно в ту жизнь нет.
Чукчу спрашивают когда ему лучше жилось сейчас или раньше? Чукча: однако, раньше. Почему, у тебя же сейчас снегоход, в чуме, телефон, микроволновка, триколор ТВ, компьтер? Чукча: э, однако, чукча раньше молодой был, его девушки любили!

avaxhomedotru):
О, я тоже хочу поучаствовать!
Гкхм!
В последнее время всё чаще и чаще наблюдаю в Рунете удивительное явление: стоит кому-нибудь вывесить подборку фотографий советского периода, как тут же набегает благодарная толпа, со слезами умиления на глазах начинающая причитать “ой как прекрасно, спасибо, хочу туда!” - причём в ответ на удивлённое “а чего прекрасного-то?” звучит либо “зато мы делали ракеты и перекрыли Енисей”, либо “ну как же, поглядите - автоматы с газированной водой за копейку всего, а стаканы-то в тех автоматах общие, да не болел никто!; а вот тут, смотрите: город зелёный какой, и машин мало, и люди все на фотографиях улыбаются!” - твою дивизию, конечно улыбаются - как упал тот метафизический кирпич на башку, так и ходили все, улыбаясь всё шире и шире; а чего грустить-то: во всех учебных заведениях политинформация, история КПСС, сочинения на тему “Комсомольские бьются сердца” плюс конспектирование и перевод на иностранные языки “Продовольственной программы”, в журнале “Наука и Жизнь” - материалы на тему “не спешите выбрасывать крышечки от кефирных бутылок!”, а в “Крокодиле” - “Пьянству бой, Позор несунам и Смерть империализму!”, на каждом фасаде “Слава советскому народу”, в каждом магазине - “Три семёрки”, вкусный соевый батончик и плавленый сырок “Дружба”, а в каждом телевизоре - небывалые успехи в деле построения коммунизма, “Сельский час” с вечной битвой за урожай и конечно же, на сладкое - лучшие в мире мультфильмы! - например, “Ну, погоди!” и прочие шедевры высоких духом творцов; ну а кто из всего этого гумуса произрос и заколосился, думаю объяснять не нужно - достаточно включить круглосуточный информационный канал “Вести” и дождаться начала часа - их там часто показывают, на фоне государственного флага.



Что способен современный молодой человек увидеть в мультфильме “Ну, погоди” - кроме дурной кальки с “Тома и Джерри”? А ведь между тем это - документ эпохи, наглядно иллюстрирующий два тезиса апологетов СССР, встреченные мною давеча в ЖЖ: а) в Союзе жить было очень безопасно, и б) в Союзе очень многие играли на музыкальных инструментах (гармонь, мандалина, пианина, ложки алюминивые и конечно же - королева дворов и подъездов - шестиструнная гитара: тыц-тыц, мы подошли из-за угла, etc).
По поводу первого. Отчего-то в увлекательных спорах о доступности колбасы, используя оную в качестве фундаментального критерия отрицания либо напротив - безоговорочного принятия советского строя (иногда колбасу дополняют квартиры, фабрики и атомная бомба) полемисты никогда не упоминают такие фундаментальные столпы позднего СССР как пьянство и хулиганство.
Здесь нужно сделать важное пояснение: в современном понимании этого слова никакого досуга в Союзе не было (отсюда кстати бурный расцвет так называемых КСП: стреноженный идеологией, народ пытался формировать альтернативную официальной “культурную реальность” - что в условии тотального запрета на свободу мысли и не могло привести ни к чему иному, кроме как пению в лесной чаще песен про то, как прекрасно сидеть в лесной чаще и петь песни).
Так вот: к сожалению, не все в СССР были туристами, театралами и книголюбами. Более того - основная масса населения (и прежде всего - молодёжи) росла как ковыль в чистом поле. Точнее формально молодёжью много кто занимался, но без особой для юных душ пользы (скорее даже напротив - во вред им); самым же эффективным институтом по работе с молодыми были не комсомол и пионерия, а детсткая комната милиции (фраза “сейчас милицию вызову!” была, пожалуй, самым частым словосочетанием в диалоге юного и зрелого поколений).
То есть жить было невероятно СКУЧНО. Вместо масс-медия были слухи (слухи были чрезвычайно распространены в СССР), вместо клубов - кружки по выпиливанию лобзиком и вышиванию крестиком (можно было ещё строить космическую станцию “Союз” из фанеры на колёсиках и петь хором), а вместо кафе и пивных - брейгелевской чудовищности гадюшники (автоматы с разбавленным пивом, банки вместо кружек, очереди, мат, периодически “вспыхивающие винтом” ссоры а то и драки, “пиво без водки - деньги на ветер”, нечастое везение в виде солёных сушек и конечно, запомнившееся навсегда кислое зловоние - настолько крепкое, что казалось ощутимым физически и на ощупь; кстати, этнографам на заметку - сорт пива никого не интересовал, поскольку пиво (как и любой другой продукт при развитом социализме) - вещь самоценная).
Да, конечно - любые попытки обобщить свой опыт на некий исторический период жизни социума обречены на фиаско - однако основной вектор жизни по моим ощущениям был именно таков: серая и убогая скука - от которой правда существовало спасение, выдавашееся в обмен на деньги в многочисленных “стекляшках”, “трех ступеньках”, “ямах” и прочих оазисах - поэтому я даже не могу сказать, что пьяных в любое время года и суток было много - их было настолько много, что лежащий на улице в позе убитого выстрелом в затылок человек был такой же привычной частью городского пейзажа, как и многочисленная наглядная агитация (кстати, никого не удивлял звонок в дверь квартиры (подъезды тогда ещё не походили на сейфовые хранилища банков) с просьбой от совершенно незнакомых людей вынести им стаканчик (просто - пустой стакан, чтобы не пить из горлышка - разумеется с возвратом) - конечно, реагировал кто как, но многие просьбу удовлетворяли).
К сожалению-2: не все граждане могучей страны после возлияний падали и спали, ох не все! Многих тянуло на подвиги, с целью хоть как-то заявить миру о себе - вот здесь и уместно вспомнить Волка с верной его гитарой за спиной и беломориной в углу пасти, гуляющего по вечерним аллеям тенистого сада - всё в точности так и было, за исключением лишь небольшой детали - как правило, зайцам, белочкам и прочим мелким и безобидным зверюшкам смехуёчками отделаться не удавалось.
Неужели всё было так беспросветно, спросите вы? Что - люди были вечно пьяны и несчастны? И ничего хорошего не было? Светлого - ничего? Отчего же, отвечу я. Было сколько хочешь: и света, и счастья, и интересных дел. Вот только благодаря совесткой власти или вопреки ей - большой, очень большой вопрос.



Юрий Норштейн как-то заметил, что авторское кино обязательно несёт отпечаток личности своего создателя. А сама личность - отпечаток исторической эпохи, добавим мы. Поскольку и первое и второе суть не статичные состояния, а процессы, то и наблюдать их развитие довольно любопытно. Так, например, в 2003 году Юрий Борисович говорит:
“Была ужасная жизнь, теперь всё поменялось, теперь всё по-новому”. А спустя три года продолжает свою мысль:
“А знаете, почему я снимал? Скажу, и пусть меня будут осуждать как человека реакционного. Потому что была советская власть. Потому что мне давали деньги. Нет, я должен был, конечно, приходить в Госкино и просить, и «Ежика в тумане» не хотели запускать, и мы пришли с автором сказки Сергеем Козловым и долго прыгали вокруг редактора по имени Даль Константинович Орлов, пока он не позволил сделать режиссерский сценарий…”
Юрий Борисович абсолютно прав. Понимаете, в чём парадокс? Без советской власти Норштейна как автора “Сказки Сказок” и “Ёжика” просто не было бы - и дело тут, разумеется, не в деньгах, но в факте самого возниктовения этой власти в начале прошлого столетия. Ядерная бомба, балет, атомная энергетика, полёты в космос - это всё случилось бы и в альтернативной, гипотетической русской истории (ну может быть какие-нибудь космические запуски Россия осуществляла бы не самостоятельно, а в рамках международной космической программы - неважно это); - а вот “Сказки Сказок” мир бы не увидел никогда. И вот, в частности, почему:
“Это было в 1977 году, я приступил к «Сказке сказок». Мне было предложено подписать письмо, в котором евреи Советского Союза давали гневный отпор западной пропаганде, “клеветнически утверждавшей, что в нашей стране процветает антисемитизм”. Я прочел письмо и сказал, что подписывать его не буду. И тут меня стал убеждать Федор Хитрук. Он сказал: “Юра, подпишите, от вашей подписи ничего не изменится, никто не пострадает, а если вы откажетесь, то вам закроют фильм, вообще не дадут больше снимать”. И в конце концов я подписал. После этого я долго мучался, не мог спать. Франческа мне говорила: “Ну, хорошо, ты бы не подписал, и не было бы «Сказки сказок»”. Успокаивает лишь то, что мне в разных странах мои соотечественники говорили, что этот фильм был для них глотком свободы. И все-таки саднило долго, и я помню, какой ценой мне достался этот фильм.”
Может показаться, что этой компиляцией цитат я Юрия Борисовича осуждаю - ни Боже мой. Подписание письма - это ерунда, в жизни каждого советского человека таких “подписаний” было - вагон и маленькая тележка - отличавшихся друг от друга лишь калибром да степенью увечья собственной души - это вообще не важно. Здесь интересна сама коллизия, при которой один и тот же ветер и поднимает бурю, и надувает паруса человеческой судьбы. Ведь и “Сказка”, и “Ёжик” вплетены в ткань советской истории так же неразрывно, как и их создатель, сказавший “делаешь всё равно про себя, про свою жизнь делаешь - и ничего другого”. Разорви эту ткань - не станет ни Норштейна, ни Стругацких, ни Довлатова, ни Шаламова, и далее со всеми остановками.



Так выпьем же за советскую власть! Спасибо за внимание.

***
Вообще, хочется уже внести ясность в этот непростой вопрос - что же такое СССР - от которого у многих моих соотечественников мозги уже дымятся.
Всё очень просто: СССР - это сословное общество феодального типа, населённое полученным в результате длительной отрицательной селекции так называемым “советским народом” - то есть людьми примитивной деревенской культуры, являющихся горожанами максимум во втором поколении - и стоящее на двух столпах тире исторических предназначениях: религиозно-метафизическом (построить коммунизм), и геополитическом (служить непотопляемой ядерной платформой в противостоянии Североамериканских Штатов и Великобритании, борящихся за планетарное господство).
Если же говорить совсем коротко и просто, то СССР - это такой режимный номерной завод плюс НИОКР, с бараком для обслуживающего персонала - и колючей проволкой по периметру.
К сожалению, это всё.



Как мы жили в СССР, выпуск 6.
Как мы жили в СССР, выпуск 8.

СССР, Как мы жили в СССР, жизнь, люди

Previous post Next post
Up