Вообще-то я думал, что все будет просто.
В 2014 году начнется переход от модели внешнеэкономической экспансии к модели внутриторговой экономики.
Механизмы были не вполне понятны, но сам факт сомнения не вызывал.
Ведь не станем же мы воевать и/или готовиться к войне!
Действительность оказалась сложнее.
В современных социумах - государствах не бывает просто экономических систем.
Это всегда либо военно-экономические, либо торгово-экономические системы.
Военно-экономическая или торгово-экономическая системы являются деятельностно-адаптационной базой любого государства.
Государство - социальная система, созданная для взаимодействия с другими государствами.
Государство адаптируется к внешней среде, состоящей из других государств, при помощи военной или торговой деятельности.
В каждый конкретный момент истории в основе взаимодействий лежит либо преимущественно военная деятельность, либо торговля.
Соответственно, государства бывают:
- военными (чередуется военная экспансия с военной защитой),
- торговыми (чередуется внешнеторговая экспансия с внутриторговой экономикой),
- военно-торговыми (чередуется военная и торговая экспансия, сочетание возможно только такое).
В первом случае, в случае военно-экономических систем, экономика (хозяйственная деятельность, производство) обслуживает военную верхушку и военно-территориальные цели.
Военное государство преимущественно занято тем, что захватывает новые территории и защищает старые.
Все межгосударственные отношения видятся как бесконечная вооруженная борьба за территории, которые служат основой и источником благосостояния.
Торговля допускается, но лишь постольку, поскольку служит военной мощи и решению военно-территориальных задач (вспомните, например, Петра Первого).
Все виды деятельности в государстве подчинены одному - военному противостоянию с другими государствами, которые видятся исключительно как военные противники/ союзники.
Естественно, в военном государстве господствует военный класс.
И его методы управления - вертикальная иерархия, приказная система, насилие, произвол, бюрократизм и т.д.
Нам такое государство хорошо известно, это царская Россия. И затем СССР Сталина.
Во втором случае, в случае торгово-экономической системы, экономика (хозяйственная деятельность, производство) обслуживает торговую верхушку (финансовую и производственную) и торговые цели.
Как мы знаем, цели торговли - получение прибыли.
Торговое государство занято тем, что создает условия для торговли, внешние и внутренние.
Межгосударственные отношения - это отношения по поводу торговли, по поводу обмена товарами и получения прибыли, которая является источником благосостояния.
Военная деятельность обслуживает торговые интересы, если речь идет о взаимодействие с торговыми государствами, и решает собственно военно-территориальные задачи, если приходится выстраивать отношения с военными государствами.
Так или иначе, развитое торговое государство не заинтересовано в военно-территориальной экспансии. Это хлопотно, не всегда прибыльно и ничего общего не имеет с обмена товарами и услугами, на что нацелена подавляющая часть элиты.
Понятно, что в торговом государстве господствует торговый класс (в том числе, финансисты - торговцы деньгами и промышленники, производящие товары).
В торговом государстве на первом месте находятся торговые методы управления - взаимообмен, торг, горизонтальные отношения взаимозависимости, коррупция и т.д.
Россия сейчас находится на переходном этапе.
Весь период царизма, а также первая половина большевистского правления (до Великой Отечественной войны) Россия/СССР была чисто военным государством.
Экономика работала, прежде всего, на войну. Все остальное - по остаточному принципу.
После Великой Отечественной войны большевики строили уже другое государство.
Фактически оно было государство внешнеторговой экспансии, борьбы за внешние рынки и экспортно-импортный товарооборот.
Торговый класс при царизме имел подчиненное положение, при большевиках был предан анафеме в принципе.
Но до тех пор, пока вы производите товары, избавиться от торговли и торговцев невозможно.
Искоренить торговлю и товарно-денежные отношения большевикам не удалось. Максимум - крайне затруднить внутреннюю торговлю.
Но так называемая внешнеэкономическая (на самом деле, внешнеторговая) деятельность в послесталинский период СССР процветала и определяла сущностное лицо государства рабочих и крестьян.
Революция Горбачева-Ельцина в этом смысле ничего не изменила.
Россия отбросила условности и лживый язык коммунистов, назвала вещи своими именами и погрузилась во внешнеторговую деятельность с головой.
Однако к 2014 году цикл доминирования внешнеторговой экспансии закончился (в полном согласии с моим прогнозом).
Встал вопрос о новых целях деятельностной подсистемы Российского государства.
Как вы понимаете, на сегодняшний день, с учетом особенностей предыдущего исторического периода, мы имеем в России военно-торговое государство.
До Великой Отечественной войны доминировала военная деятельность, затем - внешнеторговая экспансия.
С 2014 года перед Россией и россиянами, прежде всего перед нашей элитой, стоит выбор.
Можно опять строить военно-экономическую систему адаптации к внешнему миру государств.
Можно остаться в рамках торгово-экономической системы, сменив модель - с модели внешнеторговой экспансии на модель внутриторговой экономики.
Украинский кризис катализировал процесс выбора.
Фактически в 2014 году ничего не решилось.
С одной стороны, Россия начала военно-территориальную экспансию, присоединив Крым и поддержав ополченцев в Донбассе. Это путь к военному государству.
С другой стороны, Россия попала под санкции, потеряла значительную часть украинской торговли, ввела торговое эмбарго и провозгласила программу импортозамещения и самофинансирования, что открывает возможность построения экономики внутренней торговли. Это путь к внутриторговому государству.
Совместить их нельзя, доминирует всегда один вид деятельности.
Предстоит делать выбор.
Цикл реорганизации деятельностной системы России - 2014-2044 года.
В течение первого периода этого цикла - 2014-2026 гг - будет определяться цель деятельностной системы.
Мы должны будем выбрать способ адаптации, приспособления к другим государствам.
Выбор - между построением или внутриторговой экономической системы, или системы военной экспансии.
Но тринадцатилетие 2014-2026 имеет сложную внутреннюю структуру.
В 2014-2017 должны определиться действующие лица 13-летнего периода, социальные акторы.
В 2017-2020 эти действующие лица должны четко определить свои социальные цели и донести их до людей.
В 2020-2023 они должны разобраться со своими возможностями, средствами, мобилизовать общество на поддержку своих целей.
В 2023-2026 они должны утвердиться в качестве социальных субъектов, несущих конструкций, на которых держится тот выбор, который сделает общество.
То есть мы сейчас в самом начале пути.
Формируются группы людей, которые предложат России выбор.
Кто-то будет отстаивать военную экспансию. Для начала - ввод войск в Донбасс, коридор в Крым и Приднестровье и т.д.
Если общество пойдет по этому пути, то о развитии внутренне торговли, росте благосостояния, научно-техническом прогрессе, улучшении качества жизни можно будет забыть.
Причем мы вернемся не в СССР Брежнева, мы вернемся в СССР Сталина. Ну, или к режиму Александра III и Николая II в осовремененном виде.
Или нам предстоит узнать, что такое русский фашизм.
Несколько групп будут предлагать различные варианты внутриторговой модели.
Если мы выберем путь построения внутриторговой экономики, то нашу страну ждет не только экономическое процветание, рост благосостояния, качества жизни, решение демографической проблемы.
Нас со временем ждет реальная демократизация.
Не завтра, не сразу, но довольно скоро по историческим меркам, и совершенно неотвратимо.
Кстати, если Россия выберет путь внутриторговой экономики, то ее ждет и расцвет частной собственности и частного предпринимательства.
Тут фактически нет вариантов.
Но окончательная либерализация - время сравнительно отдаленного будущего.
Государство максимально уйдет из экономики только в течение периода 2032-2044 гг., к самому концу реорганизации деятельностной системы.
В течение ближайших лет власти сохранят свое присутствие в экономике, и даже может его усилить на какое-то время.
Период 2014-2017 тоже имеет внутреннюю структуру, каждый год имеет свое значение.
Принцип все тот же - люди организуются как деятели, решают вопросы кто, что, как, в каком качестве.
В прошлом, 2014 году, должны были определиться конкретные люди, которые занялись проблемой, которые готовы двигать реформу деятельностной системы, которые не хотят оставаться в рамках экспортно-ориентированной экономической модели.
Ищите их среди тех, кто выступает за войну в Украине и военное противостояние США и Западу.
И среди тех, кто готов развивать внутреннюю экономику и занялся разработкой плана экономических реформ.
С 2014 по 2017 гг в среде таких людей будет идти отсев.
Кто-то потеряет интерес или не найдет своего места.
Кто-то останется, и перейдет со своими планами на следующий уровень, в новый четырехлетний период социальной реорганизации.
И вот тут мы, наконец, добрались до 2015 года.
Люди, в 2014 году решившие заняться социальными реформами в деятельностной системе, в 2015 году будут четко определяться со своими текущими целями.
2015 год - год выбора, определения, конкретизации целей.
В целом же четырехлетие выглядит так:
2014 - определение круга людей, желающих действовать,
2015 - конкретизация целей этих людей,
2016 - поиск средства для достижения целей,
2017 - утверждение в качестве социальных субъектов, которые имеют, что предложить и на кого опереться.
В 2017 году мы узнаем конкретных людей и конкретные группы, которые будут действовать в дальнейшем, продвигать реформы.
Период 2014-2017 - ключевой.
И реальные цели действующих лиц периода будут определяться именно в 2015 году.
28 марта 2015 года
Начало:
Прогноз на 2015 год. Часть 1. Общие соображенияПродолжение:
Прогноз на 2015 год. Част 2. Властно-политическая система