Хотела начать свой пост с фразы "в лучших традициях", но потом вспомнила, что однажды уже начинала с "в лучших тенденциях", и осадила себя. Хотелось сказать "в лучших традициях непредсказуемости сезон начался не так, как планировалось, то есть со свистопляски с спектаклями и составами", а ведь это не лучшие и вообще не наши традиции. Это блажь все; верю, что пройдет.
Итак в финале мы получили вечер одноактных балетов вместо "Лебединого озера", чем собственно и открылся сезон.
От "Привала Кавалерии" я многого не ждала: танцуется редко, да и это уже третья тройчатка на этой неделе, так что пожинаем посеянное. история проста: в селе останавливается полк, который поднимает ил со дна деревенской жизни. Тут и любовный треугольник, точнее два, и смешные солдатики, и много девушек в цветных юбочках. Ну что еще в деревне делать, как не плясать.
Весьма милый балет, отдающий пейзанскими радостями в стиле "Тщетной", хотя если о временных рамках говорить, то скорее это "Тщетная" в стиле. Короче, довольно живенько и не навязчиво, с простым юмором, классическими па-де-де и различными построениями на сцене... Типичный Петипа, хоть и нельзя так говорить, ведь кто знает, что вообще в классических балетах осталось от оригинала, разве что стиль и приемы. Очень милый танец с ленточкой по движениям почему-то больше напомнил танцы с шарфиком из "Баядерки", чем танцы в "Тщетной", например. Ну это так, наблюдения все.
Из нареканий хотелось бы сказать об очень ярких костюмах, которые даже некую нелепость вносили. У нас и так тут искусство условное кругом, не стоило наверно без нужды условность множить. А что касается исполнителей, то усталость замечалась, хоть солисты (Лебедев и Соболева) и были упорны. Что до Лебедева, так ему недалеко до совершенства: мне в нем нравится уверенный настрой в исполнении, только вот некоторые движения, к примеру, при поддержках показывают недоработочки. Но при этом некоторые поддержки с легким еле заметным подбрасыванием солистки были впечатляющими. Вишенкой на торте в "Привале Кавалерии" был выход полковника из дома одной из селянок: в этом было что-то абсолютно живое и даже слегка современное.
Второго отделения, мне кажется, ждали больше всех. Я точно его ждала. "Класс-концерт" продолжает начатое Бурнонвилем и Ландером в "Консерватории" и "Этюдах" соответственно. Асаф Мессерер показал то, чем был в его время и остается сейчас обычный танцевальный класс. Движения - от простых плие у палки до сложных туров и антраша, исполнители - от учеников младших классов до состоявшихся артистов, музыка - все быстрее и динамичнее. Малыши на нашиг глазах сменяются более старшими учениками - "растут" на глазах. И вот их уже не видать, только рослые юноши и грациозные девушки. И только музыка все стремительнее, элементы все сложнее, под конец прыжок примы в руки партнера - уже на грани опасности. И все это сдобрено прелестными сюжетиками, которые каждый танцовщик, наверно, не раз видал: малыши, подсматривающие за дуэтным классом старших, посиделки в раздевалке девочек, поливание пола из леечек. Все это действительно приоткрывает зрителю завесу этого сложного, но в сущности очень похожего на другие, мира. За кадром остается только то, какой это тяжкий труд. Как, впрочем, и любое другое серьезное дело. Но кто об этом вспомнит, когда Осипова совершает свои невесомые прыжки или крутит вихревые туры, когда Сарафанов вращается как машина или Борченко закручивает сумасшедшие фуэте (может ведь, когда надо). И все, все стараются показать лучше, выше, легче. У смотрящих, само собой, к концу уже искры из глаз.
Вечер продвигался от фривольного к серьезному. В финале была "Белая тьма" Начо Дуато. Увы, смотрю второй раз и чувствую, что это наименее любимый мной его балет. У меня к нему ряд совершенно необоснованных претензий вроде слишком внезапного финала, некоторой неопределенности с сюжетной линией, хотя ну какой там сюжет-то. А главное - я его не чувствую. Это трудная и тяжелая история о борьбе с зависимостью, балансировании на грани, даже в музыке это чувствуется, все подсказывает, движения отзываются резкостью и угловатостью, а эта находка - порошок, который то струится дымкой, то падает громким комом. Но что-то здесь для меня все равно не так, чего-то лично мне не хватает. Четко чувствую только, что в конце остается только героиня наедине со своей зависимостью и пустотой. Для этой жизни ее, увы, больше нет.
Вечер пролетел незаметно, вряд ли кто-то остался в полном расстройстве от того, что не увидел "Лебединое", ведь все еще впереди. Будет день - будет и Холберг, и Наташа, и озеро. Только бы здоровы были.
11.09.14 Привал Кавалерии/ Класс-концерт/ Белая Тьма. Михайловский театр