Поговорим: импровизация

Sep 10, 2016 19:58

Такое модное сегодня слово импровизация. Давайте попробуем обсудить, что это за зверь и с чем его едят.
А я тем временем расскажу и покажу, что я вкладываю в это понятие, когда анонсирую его в своих обучающих программах.

Мы все слышали ни раз высказывание, что "лучшая импровизация - это та, что приготовлена дома". Что же получается? Мы все думаем, что человек импровизирует, а он все заранее выучил? Разве это честно?
В словаре мы встречаем точное определение слова "импровизация" - от латинского "improvise", что означает "без подготовки".
Не противоречит ли эта фраза изначальному значению самого понятия?

Не противоречит. И я попробую подкрепить свои слова вот какими мыслями.

Когда дети начинают разговаривать, они сначала отвечают нам наборов звуков и слогов. Выражают свои эмоции, чувства и потребности всеми доступными неосознанными пока способами. Затем слоги собираются в слова. Потом слова собираются в предложения. И вот, наконец, малыши начинают выражать свои мысли осознанно, подбирая слова, сочетая их по-разному.

Музыка очень схожа с языком. Именно поэтому путь через искусственное заучивание произведений по нотам - как единственный вектор развития - мне кажется тупиковым. Это все равно что заучивать и воспроизводить тексты, но не разговаривать. Значит ли это, что заучивать тексты вредно? Нет. Ведь учить стихи - это чудесный способ развивать память и знакомиться с красотой языка. Но это не может быть единственным способом использования языка.

Можно ли любого, кто владеет построением фраз и лексикой называть писателем? Нет. Но выражать свои мысли с помощью слов такой человек вполне может. Конечно же, и композитором по критерию "связал пару нот" называться странно. Хотя сегодня и то, и другое встречается.

Но вернемся к импровизации и к подготовке, которая не противоречит, а способствует. Для исполнителя бесспорно важны технические навыки. Поэтому исполнители делают огромное количество упражнений на развитие своих исполнительских возможностей. Виртуозное исполнительство сродни цирковому искусству. Оно предполагает многочасовые тренировки даже при наличии хороших физических данных от природы. Но оно не тождественно способности стихийно выражать свои мысли. То есть исполнитель-виртуоз не обязательно способен что-то импровизировать на ходу. Благодаря многочасовым занятиям скорее всего в его арсенале будет достаточно средств и заготовок, которыми он сможет воспользоваться, если ему придется импровизировать и это может быть очень эффектно (это сродни явлению, когда человек способен молниеносно вспоминать уместные цитаты и вставлять их в дискуссию).
Однако, бывает, когда человек рассыпается гроздьями цитат, не заботясь особо об их уместности. В этом случае, какими бы они не были виртуозными, они могут не только не украсить, но даже и испортить общую картину.

Другой пример - это когда человек в беседе теряет нить. Он начинает что-то рассказывать и его собственный рассказ уводит его от первоначального замысла в глубокие дебри и вот уже всем становится скучно и хочется чтобы это поскорее закончилось. В музыкальной импровизации такое может часто случаться. Происходит это от неспособности почувствовать форму, от неимения опыта выстраивать мелодию, от отсутствия пауз, ритмического однообразия, отсутствия чувства стиля и т.д. Есть множество нюансов, знания и умения услышать и прочувствовать которые, помогают человеку выражать свои мысли.
Кому-то помогает интуиция, кому-то техника, кому-то отработанная на практике теория.

На мой взгляд, для того, чтобы импровизировать было приятно и для того, кто импровизирует, и для того, с кем он импровизирует, и для того, кто его слушает, важно развивать все три эти направления. Интуиция - это способность предчувствовать и предугадывать дальнейшее движение, техника - это физические возможности для исполнения и, наконец, теоретическая база, которую почему-то у нас пока изучают в основном на композиторских факультетах в музыкальных ВУЗах: полифония, функции в партитуре, формообразование, композиционные приемы и техники, гармонические системы (страшные на первый взгляд слова, а на деле интересные музыкальные фокусы на грани с математикой).

Это и есть, собственно, подготовка. Запас знаний, физических возможностей, средств выразительности слухового и практического опыта. Ну и любовь к музыке, конечно же.

Желающих развиваться в этом направлении я жду уже сейчас на очных занятиях по групповой вокальной импровизации по воскресениям в центре Москвы.

поговорим, цели и средства

Previous post Next post
Up