Это выстраданный материал. Тема, волнующая всех мам, которые активно развивали своих детей в центрах раннего развития от 0 до 3х. 3 года - это уже такие большие и сознательные дети, надо же срочно что-то делать, потому что если после трех уже поздно, то после шести и вовсе все безнадежно потеряно, правда?
Нет, друзья, не правда.
Все мои мысли по этому поводу по катом для интересующихся.
У меня есть любимейший фильм моего детства. "Бум", тот самый с юной Софи Марсо в главной роли. Там есть удивительный момент, который я очень часто в своей жизни вспоминаю. Переживающая свои первые чувства Вик спрашивает бабушку: "Что мне делать?"
Бабушка отвечает: "Ждать!"
И растеряная Вик восклицает: "А еще...?"
Как же мне понятно это ее "а еще...?" Самое сложное для меня всегда было именно ждать в состоянии бездействия.
И, наверное, я многих огорчу, если скажу, что самое лучшее, что можно сделать в музыкальном развитии для ребенка 3-6 (крайние точки, конечно же, индивидуальны) - это заниматься своим развитием, создавая тем самым благоприятную среду для ребенка и ждать.
Чего мы ждем? - спросите вы.
Мы ждем, когда человек дозреет. Когда он научится пользоваться своими колоссальными физическими возможностями (а они именно такие и будут, если давать ему экспериментировать со своим голосом, разрешать издавать звуки разной степени противности, выключить постоянный фон дома). Потому что до воспроизведения мелодий нужно дозреть.
Родителям со слухом это дается весьма сложно, скажу я вам. Поскольку приходится выносить фальшивое пение с мыслями, интересно, это он/она всегда будет так фальшиво петь? Надо с этим срочно что-то делать? Нужен срочно педагог, пусть "поставит" ему голос? Но открою вам секрет! Дети, которые даже в возрасте до года идеально чисто ловят унисоны, после двух-трех могут надолго слететь в невыносимую фальш. И это не страшно!
Причина проста. Они больше сочиняют, нежели повторяют. Они отвлекаются на текст и ритм. Они пока не научились пользоваться голосом. Именно поэтому мне интуитивно кажутся не только не полезными, а даже вредными ранневозрастные детские вокальные коллективы, поскольку детки начинают "гудеть" в ансамбле и нужды выстраивать мелодию у них не возникает, они все вместе дружно "гудят".
Так что же с ними делать?
Что им можно дать в этом возрасте?
В этом возрасте им можно дать разнообразие слухового опыта. Они как губки впитывают то, что потом однажды, когда в их головах что-то перещелкивается, смогут воспроизвести и ошарашить окружающих. Прекрасно подойдут коллективы для взрослых, куда дети смогут приходить и находиться внутри взрослых процессов, поскольку нет для этого возраста ничего лучше среды.
Развиваться самим, открывать этот мир для себя и пусть они будут рядом. Пусть они делают это как угодно фальшиво, противно, громко, низко и высоко. А мы будем просто ждать. Потому что иногда важно не торопиться.