В сети появилась
статья очень уважаемого человека о том, почему надо учить детей музыке. Странно читать этот текст от лица человека, который всю свою жизнь общается с музыкантами, не понаслышке знаком с их проблемами и особенностями этого ремесла. Я убеждена, что музыкальное развитие - это прекрасно, но хочу добавить свою ложку дегтя в эту красивую медовую историю. Музыкальное развитие - это очень "растяжимое понятие" и надеяться на его эффективность во всех предложенных сферах - это все равно, что надеяться, что "врач вылечит мне спину". Какой врач? Какую спину? Что мы понимаем под "вылечит"? В общем, абсурд. Давайте разберём все по порядку.
1. "Играть - это следовать традиции.
Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать - это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер.
Дюк Эллингтон начал играть на рояле, потому что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!"
Ну уметь что-то делать и тем более делать это хорошо - это здорово, в любой сфере можно обрести поклонников. Но мы забываем важный момент. Музыка до определённого момента не записывалась, а только исполнялась. Сегодня записанная музыка превалирует над музыкой исполняемой и люди чаще включают проигрыватель, чем ходят на концерты. И чтобы очаровать девушку иногда достаточно красиво спеть в караоке, не штудируя Баха на рояле. Другой вопрос, что музыка - это огромный носитель общекультурного исторического опыта. И через неё можно познавать движение человеческой мысли, слышать дыхание эпохи, понимать логику того времени. Опять же через изучение истории музыки люди развивали собственный музыкальный язык, двигались вперёд и не боялись писать собственные опусы. Сегодняшнее поколение во многом потеряло эти навыки и об этом стоит задуматься и в профильных учреждениях тоже.
2. "Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину:
Заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке.
Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Музыка - это воспитание характера без риска травмы".
Я бы не была так уверена по поводу рисков травм. Конечно, это не будет перелом или вывих. Но статическое многочасовое сидение за инструментом не может не отразиться на здоровье позвоночника, суставов, глаз и т.д., у каждого свои слабые места. Многие музыканты в зрелом возрасте мучительно переживают "профессиональные" заболевания.
3. "Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности.
Он пространственно мыслит, попадая в нужные ноты, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, он знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить.
Неслучайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба".
Музыка точно развивает память, да. Как и любая деятельность, связанная с запоминанием чего-либо. В музыке есть дисциплины, требующие применения математических знаний. Например, полифония, гармония и анализ музыкальных форм. Проблема только в том, что эти дисциплины в музыкальных школах не изучаются. Все теоретические знания ограничиваются сольфеджио, задача которого прежде всего в развитии слуха, а не в построении логики музыкального мышления. Поэтому разговоры о форме и принципах развития возможны только лишь на уроках специальности и остаются на усмотрение педагога, которому нужно в срок выучить программу для экзамена. Так что скорее всего разговоры об этом на специальности случатся далеко не у всех. Играть без понимания того, что ты играешь - это очень распространённое дело.
4. "Музыка и язык - близнецы-братья.
Они родились следом друг за другом: сначала старший - музыка; потом младший - словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.
Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук".
Ну тут без комментариев практически. Да, есть много музыкантов, имеющих параллельную способность к языкам. Но есть много музыкантов, не имеющих такой способности. Более того, есть люди с откровенно плохим слухом, имеющие удивительные языковые способности. Что с этим делать? Ничего. Просто не ждать от музыки чудес. Музыка - это свой собственный язык. Говорить на нем или просто "читать со словарём" - это личная задача. Как её решать? Задача педагогов. Очень серьёзная и ответственная.
5. "Музыка структурна и иерархична:
Крупные произведения складываются из менее крупных частей, которые, в свою очередь, делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.
Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления.
Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук. Неслучайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием".
Ну тут ждём комментариев от компании Microsoft, не иначе. По крайней мере профессура ведущих музыкальных ВУЗов не показывает ошеломляющих результатов в освоении компьютерных программ. Все по старинке, с пером и бумагой. Но с памятью у них действительно лучше, чем у их ровесников.
6. "Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки.
За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными личностями. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.
Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное - понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера - обезоруживающая улыбка «хорошего парня»".
Ну тут просто хочется закричать.
Нет. Если это не ансамблевая игра, то нет, нет и нет.
7. "Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны.
Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нрав, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.
Дети, которые занимались музыкой, склонны к сочувствию, и одновременно терпеливы, и чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды»".
На такие обобщения даже отвечать ничего не хочется. Отдавать ребёнка учиться музыке, чтобы получить потом тот самый "стакан воды" большая ошибка. Музыканты часто эгоистичны и считают себя особенными. Чтобы не повредить руки, они скорее всего совсем не будут Вам помогать по хозяйству.
8. "Занятия музыкой приучают «включаться по команде».
Музыканты меньше боятся страшного слова deadline - срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра, или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности, и человек с таким опытом, в дальнейшем, не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Музыкальные занятия в детстве - это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь".
Для кого-то это будет радостью, для кого-то каторгой.
9. "Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел одновременно.
Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел - помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.
Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор, или биржевой брокер, следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Ребёнку-музыканту будет легче бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым".
А кто тогда потом сидит на кухне, выпивает и жалуется на непризнание? Те самые, "мыслящие в нескольких направлениях", которым "легче бежать по нескольким жизненным дорожкам и приходить первым"?
10. "И, наконец, музыка - наилучший путь к жизненному успеху.
Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:
Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы, даже и недолго, пусть и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру".
Снова обобщение. Можно рассмотреть этот же тезис среди людей с зависимостью. Сколько из них занималось музыкой и стала ли она причиной их наклонной дорожки? Столько есть сторон и факторов у успешности и неудачливости. Вспоминайте общую могилу Моцарта в этом месте.
Я бы не советовала родителям ориентироваться на популистские призывы в этом вопросе. Для некоторых банан - это просто банан, понимаете? И гамма - это гамма. И игра на академическом экзамене - это только игра на академическом экзамене. Чтобы музыка отвечала предложенным выше тезисам, нам надо пересматривать программы, надо думать, как адаптировать музыкальное образование, чтобы оно отвечало всем этим требованиям.
Но мы по факту сталкиваемся с огромной проблемой, когда музыкальное образование не то что не эффективно, оно может даже отвратить человека от музыки. Потому что редко где с самого начала оно отвечает прекрасным оптимистическим тезисам, приведённым в этой статье. Я бы всю эту статью обратила бы к педагогам, а не к родителям.
Коллеги, музыка действительно может решать эти задачи. Что лично мы, каждый из нас, делаем для этого? И какая часть из озвученного выше благодаря нам решается?
Вот такие мысли.