а ведь все просто

May 12, 2013 17:42

Это можно было бы назвать утопией, если бы не было так просто и очевидно.

Вчера я долго размышляла про музыкальное развитие, про форматы, про цели и про повышение культурного уровня, в общем, всю свою мировую скорбь собрала в кучку и сидела пол ночи в думах. И вдруг пазл сошелся и оказался до того простым и понятным, что мне стало не по себе от того, что этого нет у нас. В общем, я Вам расскажу, как двигалась моя мысль, как убивались зайцы на пути и ни один, ни два, а прямо целая Мазаевская лодка. Расскажу и сяду писать письма по инстанциям.
Итак.
Что мы имеем.
Мы имеем родительскую потребность приобщать детей к музыке. Судя по опыту московских концертов, родители готовы платить довольно большие деньги за мероприятия, где их малышей эстетически насытят. Возможности что-то такое найти есть только в больших городах, и то, я не уверена, что во всех больших городах они есть. Возможности эти ограничены фантазией организаторов и по факту не имеют цели повысить культурный уровень кого бы то ни было, поскольку основной задачей для них остается - развлечь. Соответственно, музыка, как духовная пища по-тихоньку вымирает и остается никому не нужной.

Что мы видим по другую сторону баррикад. А по другую сторону баррикад у нас живут музыкальные школы. В которых каждый преподаватель - музыкант, часто давно не концертирующий, потому что это не востребовано. В которой ученики живут от экзамена до экзамена. Это закрытый мир, отучившись в котором человек либо навсегда забывает о том, что он когда-то учился и не расчехляет свой инструмент. Или начинает профессиональное образование, путь которого часто печален и не справедлив. Музыкальная школа - это некий мир, который оторван от реальности. И, конечно же, если ничего не изменится, результаты будут все печальнее и печальнее. Размышляя на тему о том, как же можно музыкальную школу вернуть в реальный мир, я отказываюсь от мысли, что музыкальная школа должна повиноваться массовым бескультурным тенденциям и наступать на горло собственной идеологии. Но! Именно практика концертов в музыкальных школах, внимание, практика концертов разных форматов: для самых маленьких - это когда взрослые педагоги играют музыку, рассказывают об инструментах, на которых играют, а малыши могут приходить с родителями, рассаживаться удобно на подушках и слушать; для детишек по-старше, тех, кто может захотеть в музыкальную школу поступить, если ему понравится сам процесс, на этих концертах могут выступать и ученики школы. Причем я вижу, что это не обязательно только выступления солистов, которые каждый в своем классе отработали свои сольные сочинения. Это обязательно ансамбли! Это должно быть возрождение практики совместного музицирования. Через это многие желающие смогут научиться делать переложения для разных инструментов в том числе. И это джемы и импровизации в конце каждого концерта, в которых смогли бы поучаствовать и слушатели. И обучение в музыкальной школе таким образом может превратиться в возможность владеть инструментом, возможность музицировать, понимание, что то, что ты умеешь можно нести людям.
Подобные мероприятия могут стоить не дорого, но даже это недорого смогло бы помочь музыкальным школам выручить какие-то средства от своей очень важной и нужной деятельности.

На этом моя мысль не закончилась.
Ведь есть еще одна сторона баррикад - это маститые профессионалы-композиторы, которые либо пишут свою элитарную музыку в отрыве от того, что происходит, либо занимаются откровенной коммерцией. Многие из обоих лагерей талантливы и способны сделать что-то хорошее для будущих поколений. В частности, важным моментом я считаю исполнение и изучение современной (серьезной и академической) музыки. Той, что пишут сегодня. Ведь уже существует современная нотация, которую читать в музыкальных школах не умеют. А ведь сколько интересных ансамблей для таких концертов можно было бы написать для детей, сколько пьес и вокальных сочинений. Ведь как воспитать вкус и потребность, если профессионалы-композиторы так далеко ушли от реальных слушателей? И здесь тоже дело не в "пусть пишут что-нибудь попроще", а в "протяните руку тем, кто не успевает за вами".

Вот такие у меня мысли и я буду их думать и я буду писать людям, которых знаю и бросать камни в это болото. И надеяться, что, возможно, когда-нибудь так и будет. Каждая деревня, в которой есть музыкальная школа, сможет обеспечить музыкальным наполнением всех проживающих в близи.

Что думаете?

цели и средства

Previous post Next post
Up