Проблемы ЖКХ и пути решения. Заметка 8. Саморегулирование

Oct 19, 2012 13:26



В последнее время термин саморегулирование стал очень популярен. На саморегулирование возлагают большие надежды. Саморегулирование подразумевает установление профильными участниками соответствующей отрасли (а в данном случае сферы управления МКД) стандартов, правил и критериев в целях унификации деятельности членов таких СРО (саморегулирующихся организаций), упрощения работы с потребителями. Кроме того цель такого саморегулирования - это консолидация мнений единомышленников в интересах развития отрасли и защиты их интересов перед органами власти и крупными игроками смежных отраслей.

Через Государственную думу РФ пытаются постоянно провести (и частично проводят) изменения в жилищное законодательство РФ, которые предполагают сделать обязательным саморегулирование в области управление жильем. На мой взгляд трактовка саморегулирования именно в таком ракусре станет побуждающем мотивом для коммерческих управляющих организаций (не бывших ДЕЗов) искать применение в другой сфере, но только не в жилой недвижимости. И это далеко не только мое мнение.


Саморегулирование не может и не должно быть обязательным, т.к. теряется действительный смысл этого явления. Во всех цивилизованных западных странах эти процессы всегда шли снизу вверх, от бизнеса, а не наоборот. Внедрение саморегулирования сверху натолкнется на непонимание, дискредитирует идею саморегулирования (что уже происходит в строительстве и проектировании), станет лишь инструментом наживы недобросовестных участников рынка. Значительные необходимые траты (взносы) убьют малые предприятия, не дав им появиться и, наконец, увеличится стоимость жилищно-коммунальных услуг. В конце концов тогда проще ввести лицензирование и не вводить бизнес в заблуждение, спрятав госрегулирование под вывеской саморегулирования.

Думаю, необходимо:

1. Отказаться от инициативы сделать саморегулирование в управлении жильем обязательным. Но стимулировать настоящие СРО и предпринимательские сообщества, объединяющие управляющие МКД организации.

2. Разработать национальные стандарты отдельно по управлению и обслуживанию недвижимости, предусмотрев в них перечень видов и подвидов деятельности, которые могут быть применимы к управлению и обслуживанию. Стандарты должны описывать конечные измеримые потребительские качества предоставляемых сервисов. При этом стандарты должны предусматривать минимальные значения соответствующих показателей исходя из необходимости поддержания недвижимости на минимально допустимом уровне с точки зрения безопасности и эстетических норм. Также стандарты желательно разработать и для более высоких уровней сервиса. Стандарты должны носить рекомендательный характер и помогать потребителю и производителю договариваться (обязательными же должны быть требования к состоянию объектов недвижимости). К разработке стандартов необходимо привлечь бизнес сообщество и иностранных специалистов (богатый положительный опыт есть, например, у эстонских коллег).

теория управления, FAQ по ЖКХ, Управление МКД

Previous post Next post
Up