Мама Карла коллегу лепит.

Dec 08, 2014 17:02



Да, меня тут сто лет не было, да, я снова собираюсь насыпать сюда всё кучей... Обещания, дисциплина? Нет, не слышал.
За последние несколько недель отвалились эмоции и потребность в общении, лучше всего это состояние могла бы выразить не написанная картина "Светло-синий квадрат". То ли это новый сюрприз от депры, то ли мозг включил экономный режим - рефлексировать тоже не хочется. Проблемы перестали волновать меня - и правильно сделали. О проблемах: большая жопа постепенно уменьшается - одну её треть я уже решил. Всего-то две трети осталось - тьху. Достаточно о проблемах.
Мама Карла медленно лепит. Очередной нежданчик; жданчиков в её биографии не было, кажется, ни одного.
С темой ужасающих немецких школ конца девятнадцатого начала двадцатого... нет не с темой - раньше... Да, Мамулю очень давно волновал образ "козла отпущения" - ученика, которого выбрали в игрушки для битья. Волновал, но не продуктивно: персонажи приходили какие-то расплывчатые, совсем туманно аморфные. Хотя, однажды пришёл серенький мальчик, у него даже имя было, сейчас уже не помню, замечательно подходящий. Мальчик пришёл одновременно с желанием сделать куклу побольше и попроще - новый формат и минимум шарнирных наворотов - ура-ура, всё сошлось воедино! Если бы.
Мысленно всё было готово: форма представилась, состав смеси придумался, персонаж даже успел рассказать кусок своей истории, но тут меня отвлекли проблемы (тм), а когда я вернулся, готовый к труду и обороне, в кукольной очереди уже произошли незаметные перемены. Ну, да, Мама Карла окрылённая и вдохновлённая - о, у меня целых два месяца свободного времени и созревший образ, сейчас как бахну - ого-го - поскакала замешивать папью, не всматриваясь в очередь и, честно сказать, вообще ни о чём не думая.
Странности начались с самого замеса: во-первых, Мамуле вдруг шарахнула в голову идея, что бензилового спирта у неё осталось слишком мало - надо экономить, а потому к новой смеси она вывалила остатки смесей для своих "солдатиков" - ага, снова привет медным ядам - она же сначала делает, а потом думает. Впрочем, соли меди там уже не в такой концентрации - для консервирования хватит, а чтобы отравиться - надеюсь, нет. Мамуля ещё не знала о символичности своего поступка.
Мальчик планировался действительно серый - с древесным углём в составе, но вместо угля в смесь пошёл совсем другой компонент - уголь пропал из поля зрения. В итоге смесь получилась не запланированного цвета - красивого светло-голубого. Чёрт возьми, как же я хотел получить такой оттенок замешивая папью для Шина - фиг - не вышло - и близко не родня, а тут вот само намешалось, когда не надо было! Законы подлости, чтоб их.
Ладно. Закрыли глаза на цвет. Дальше всё пошло по плану. Заготовки снова делались на фольге - не люблю, но делаю. Кукла обещала быть большой - сантиметров 45 - то что надо.
Такие вот болванки только из духовки:



А потом Судьба неумолимо поволокла Маму Карлу в интернет - поманила. Она умеет. Мама Карла вообще легко манима - лишь бы от работы отвлечься. Десять минут к ряду заниматься одним и тем же делом - пытка. А в сети на неё свалилось чудовищно прекрасное!Вот прям такое! Да.
У некоторых почему-то создалось ложное впечатление, что я разбираюсь в анатомии - нет, не разбираюсь - я с ней знаком. В основном понаслышке и совсем бессистемно, а потому стараюсь не упустить возможности узнать по теме что-нибудь новенькое.
Мне повезло, или не повезло - как посмотреть - поучиться в детстве пару лет в художке, а повзрослев, провести сомнамбулический годик в художественном училище. Чему-то, наверное, научился, но никакой стройной системы в голове так и не выросло.
Как построить голову? Мозгослизни и бетономешалка в помощь! "Линии построения" в моём сознании остались словосочетанием - два существительных - одно подчинено другому; содержание - пустой звук. Как я всегда строил голову: проще простого - срисовываешь эту самую голову с натуры, пока педагог не заметил, а потом быстренько пририсовываешь к ней линии построения, чтобы казалось, что ты что-то там осмысливал и работал. Наверное, нам объясняли всё это строительство, но у меня при тех объяснениях включался внутренний марсианин. Со временем решил, что слишком тупой и просто забил.
А тут спустя столько лет - Подарок! Есть на свете педагог способный понятно объяснить анатомию головы даже марсианскому баклану. И, слава прогрессу, добрые люди записали видео с его объяснениями и положили в ютьюб.
Трёх часовая лекция об анатомии головы в исполнении Александра Рыжкина - это прям чудо просветления какое-то! На вес золота. Смотреть всем - и художникам и скульпторам и куклоделам! Рыжкин - самый правильный педагог, которых я когда-либо слышал - гений педагогики! (моя внутренняя, кудлатенькая, карманная училка готова сожрать свой диплом от зависти и стыда) Слушая лекцию, все три часа скачешь от восторга: Боже, как всё просто, как интересно и понятно, даже очевидно, ну, почему я жалкий, невнимательный тормоз сам никогда не замечал этой гармоничной простоты, так ясно бросающейся в глаза! Бросательно бросающейся со всею не бросовой очевидностью!
Ученики этого педагога - счастливчики! В качестве вишенки на торт: не проверял, но в сети говорят, что учитель Рыжкина был учеником Готфрида Баммеса.
Скачал лекцию в комп, два раза пересматривал - буду ещё. Полагаю, Маме Карле имеет смысл пересматривать это перед каждой новой куклой, поскольку память у неё дырявая.

image Click to view



А вот тут ещё пояснительные схемы из лекции добрые люди выложили.

Наскакавшись, насмотревшись, вдохновением овеянная, Мама Карла ломанулась пилить кукольную голову, напрочь забыв о том, что сначала надо подумать, поговорить с персонажем, дослушать его историю, в конце-то концов. Ей было не досуг, да. Она пилила, заправив язык за воротник.
Кривь и кость:



Голова сначала казалось такой большой... такой подходящей...



Кукольные пропорции отличаются от человеческих, тут кукла ещё дальше от реальности, чем скульптура. Это, конечно, всего лишь моё мнение отрицающего голый гиперреализм и желающего в первую очередь художественной правды.
Как-то по сети гуляла фотка супер реалистичной куклы - маленький человечек - не отличишь - сделано очень круто. Но на этом круто-сделано восхищение и заканчивается - как-настоящий и что? А ничего - просто ты так делать не умеешь, а вот кто-то умеет и всё на этом - мастерству можно позавидовать, а идеи нет. Позавидовал мастерству и забыл, что же там вообще было сделано-то таким крутым методом. Гиперреализм тоже должен быть зачем-то; просто чтобы поразить своей гиперностью - ну, скууука же.
Гипер-супер мне не нужен, простому реализму хорошо бы научиться, потому что не умея делать натуралистично, не сделаешь интересной стилизации. Как ни крутись, а неумение будет наружу торчать. Не знаю, может кому-то и удаётся скрыть свою неспособность к классической реалистической живописи или скульптуре, но в большинстве случаев умех и неумех видно сразу - даже в очень условных, сильно стилизованных работах. В условных стилизациях даже заметнее, чем в детализированных. За деталями ещё можно как-то спрятаться, за простыми формами - нет, ну, разве за ооочень простыми.
Мама Карла прячется за деталями. Она понимает, что нужно делать учебные работы, осмысленно копировать понравившиеся скульптуры, но лень родилась вперёд неё. Когда я был подростком, мне хотелось учиться рисовать и лепить как следует. Все возможности были бесцеремонно просраты, а теперь мне хочется просто делать своё - криво-косо, не правильно - как умею, по-своему, выражая только свою художественную правду... или не художественную - "что имею, то и в-виду" короче. Это не правильно, но мне плевать.
Так вот вся вышеизложенная клюква была прелюдией к фразе: глаза у куклы должны быть больше, чем у человека.





И тут вдруг Мама Карла поняла, что: а) слепленная голова сильно меньше, чем планировалось, и теперь нам нужна новая болванка под тело (о, только не это!) б) она слепила какого-то левого, совсем не знакомого, чувака, и мало того, что видит она его в первый раз, так он ещё и взрослый (О_о)



Ну, и где ученик колледжа восемнадцати лет от роду? А фиг его знает, слился куда-то. Я вместо него. Мда. И тут новоприбывший рассказал свою странную историю (так что даже состав папьёвой смеси оказался не случайным).
Зовут его Йозеф Кауфманн. Раньше его все звали Йозеф фон Айзенштраль, но это ложь, и врать он больше не хочет. Ему надоело быть бесчестным трусом и зависеть от семьи и системы - так он сказал. Он дитя вынужденного мезальянса: мама - разорившаяся баронесса - Урсула фон Айзенштраль, папа - богатый промышленник - Йоахим Кауфманн. Кто же знал, что в денежные проблемы вплетутся ещё и идеологические. Но для семьи всё сложилось не так уж плохо: папа был слишком богат, а мама слишком родовита - двух лишков хватило, чтобы переписать биографию всего семейства в соответствии с требованиями режима. Кукольное общество не многим лучше человеческого - даже кривое зеркало продолжает отражать.
И если у родителей всё было очень и слишком, то сын получился какой-то не совсем.
Зепп был тихим и незаметным ребёнком - молчаливым, даже угрюмым. Авторитарную мать это расстраивало и злило, ей хотелось, чтобы сын её вырос аристократом - видным, блистающим, чтобы хоть как-то заслонил, отодвинул позор её брака по расчёту. А это что - тщедушный волчонок, а не молодой барон. У отца были заводы, отцу было не до ребёнка.
И всё бы ничего, даже школьные проблемы можно было стерпеть и пережить - звездою класса Зепп не был - но тут вдруг раскрылась его страшная тайна: он тайком от всех мастерит кукол. Ужас! Это же не нормально! Мальчик играет с куклами - разговаривает с ними, будто с живыми. У баронессы сумасшедший сын! После этого в жизни Йозефа всё стало окончательно не очень и не слишком. Мать бесновалась, отец смотрел с некоторым удивлением и пренебрежением. Семейным советом было решено после школы отправить Йозефа в военное училище - уж там-то из него сделают настоящего человека. Ну, да, ну да, там-то, конечно - плавали, знаем. Человека из Йозефа делали старательно... и безуспешно. К тому времени он уже понял, что он - теперь и навсегда - кукольник, а не "человек". В это вот понимание, словно в кирпичную стену и долбился горох образовательно-воспитательной муштры. Зепп умудрялся делать кукол даже в военном училище. Друзей у него, ожидаемо, не было - нелюдимый, разговаривающий сам с собой парень не привлекал дружелюбных сверстников. Привлекал не дружелюбных, но издёвки и подтрунивания на него не действовали. Юного барона дразнили Снеговиком, но особенно не донимали, его холодность и безразличие ко всему живому, как-то даже немного пугали. Никто не мог объяснить почему, но другие подростки будто бы опасались его. Сплетничали о том, что отец его какой-то очень хитрый преступник, а мать столь безрассудна, что согласилась выйти за негодяя, может быть даже за убийцу. Сплетни в закрытых учебных заведениях фантасмагоричны.
Однако опасались его не зря. Однажды кому-то из не в меру гордых мальчишек захотелось избавить Зеппа от его странной, мрачной "популярности", показать всем, что побаиваться сумасшедшего верзилу глупо и перешёптываний он уж точно не достоин. Как всегда нашёлся желающий отличиться.
Зепп тогда сделал свою первую тростевую куклу - принцессу Розу. Алое платье, ярко голубые глаза - настоящая принцесса - есть чем гордиться. И вот эту-то розу у него и украл возмущённый сокурсник, разбил бедной кукле её ясные голубые глаза и подбросил искалеченную обратно.
Конечно Зепп знал, кто виноват - все знали. Но никто не догадывался, что из этого выйдет. На следующий день тихий, скромный Йозеф фон Айзенштраль молча подошёл к своему обидчику прямо посреди урока географии и воткнул ему в глаз карандаш, всё так же безмолвно, одним точным движением; отвернулся и пошёл на своё место.
Был большой скандал. Скандал удалось замять. Не правильного сына снова пристроили в военное училище - другое, такое же как прежнее. Но там он уже доучился без приключений, хотя "человека" из него пытались сделать и там. Розу он возил с собой и почему-то не ремонтировал - придумал для неё танец слепой принцессы.
А потом началась война. Сначала Зепп не понимал, во что втянула его судьба, а когда понял... испугался. Наверное, впервые в жизни испугался. Страх ужасен своей иррациональностью - никогда не знаешь наверняка, где он тебя настигнет. Его он настиг вместе с пониманием, что он, Зепп Кауфманн, недобарон фон Айзенштраль, "оказался на стороне зла". У него была возможность не участвовать во всём этом, но скорее всего ценой собственной жизни, а может быть и не только собственной. Как бы то ни было, он не решился разоблачить семейную легенду и ушёл воевать.
Война закончилась поражением. Йозеф вернулся домой в чине капитана - с осколком гранаты в боку, презрением к себе и безглазой принцессой Розой. Слепая кукла побывала даже в окопах - в минуты затишья она танцевала свой беспечный танец и там, для таких же как она уставших марионеток; правда их кукловод не был столь великодушен и заставлял свои игрушки вовсе не танцевать.
Война тоже не сделала из упрямого Зеппа "человека" - так и остался кукольником - но что-то всё-таки в его бесстрастной личности надломила. После войны он отказался от своего баронства, взял фамилию отца и, окончательно рассорившись со всей роднёй, ушёл, даже в штатское не переодевшись, в мундире - поражение было заслужено - с собой взял только инструменты для изготовления кукол и слепую принцессу.

И все эти десять кэгэ романтики и драмы упали Маме Карле на голову - за что, она ведь не просила! Нет, она просила, просила, но блин другого совсем. Сверхзадача: как всё рассказанное передать в кукле? А никак! Не знаю я как. Чёрт побери! Теперь ещё предстоит маленькую тростевую куколку делать. Вот прямо сейчас вся эта затея кажется мне бредовой и невыполнимой... Хоть в одном я теперь уверен: одежду сшить Мамуля уже сможет.



Старательно упиливала туловище до самой тонкой тонкоты, и всё равно оно оказалось большое (Т_Т) В кои то веки получилась не плоская грудная клетка и не подходит! Аыыыыыы!



Кому-то другому теперь достанется, вот такая хорошая грудная клетка:



Руки и ноги тоже кому-то другом достанутся. Эх, не быть Зеппу ростом 45 см, хоть 35 бы набралось. Это называется, она решила сделать большую куклу (рукалицо). А руки и ноги Йозефу достались генриховы - вот такой поворот судьбы - когда-то они оказались слишком большими для Генриха и валялись бугристыми культяпками без дела. Вообще думал их выкинуть, потому как пилить состав в котором куча медного купороса очень вредно для пилящего, но почему-то не выкинул. Оказалось не зря. А туловище когда-то заготавливалось для Герды... Господи, может он ещё и доктору Манфреду какой-нибудь родственник, док ведь тоже какой-то там фон, только по папеньке. Но про родню мне особо не рассказывали.
Так вот Мамуле показалось, что увеличить не доставшееся Герде туловище нужно совсем немножко. Ха! Показалось ей! В итоге, после долгих плясок и мучений, туловище для Йозефа получилось почти такое же как и первое упиленное. Спрашивается, ради чего были все танцы! Но нет, всё же второе самую малость поменьше. Ядодовитые ноги после допилки и подклейки покрылись зелёными разводами - меееедь. Но это ничего - пусть носит на себе ядовитую печать людоедского режима, проснувшаяся совесть обязывает.



Эта смесь, кстати, не слоится. Не знаю почему, просто такой подарок Маме.
Плечевые шарниры по-прежнему не дают мне покоя. Очередная модификация с лопатками - уже третья:





Оно ещё доработается, но пока Мама Карла очень даже довольна, теперь надо как-то красиво руки прикрутить - снова думаю над локтями - придумывается всякая сложная херня - просто и красиво - никак. Надо думать ещё.



Кстати, да, Мама Карла таки опять ушла от любимых круглых шарниров. Круглые шарниры замечательны, но они прокручиваются - на то и круглые, а некоторым людям, перевертевшим куклу в изломанную кучку, не хватает мозгов снова придать ей человеческий вид. Раньше меня это печалило, сейчас адово бесит. Поэтому компромисс ищется не только между простотой, красотой, естественностью и функциональностью, добавился ещё человеческий фактор (рукалицо) Я долго фыркал и снобился, но в конце концов добавил пятую переменную в уравнение. Чёрт возьми, Мама Карла не Лобачевский решать такие злоебучие задачи! Но что поделать. К тому же акробатическая подвижность всё же опциональна. Нет, ну хочется конечно йога-позы и прочее буто, но вот, если концепция не требует, можно и пренебречь. Снова поиски.



Не круглые шарниры всё же можно сделать достаточно эстетичными и подвижными, если очень стараться, то их даже худо-бедно в анатомию вписать можно.



"Мальчик" получился страшненький, но какой уж есть - привыкаю потихоньку. Не люблю близко посаженные глаза. Зато отсутствие губ и впалые скулы нравятся - выразительные и хорошо гармонируют с его характером, как мне кажется.





Частенько натыкаюсь в сети на дискусси о профессионализме и авторском стиле. Народ упорно отстаивает противоположные мнения. Одни говорят, что все куклы, да любое творчество, так или иначе "похоже" на автора - и это хорошо: художник самовыражается - выражает себя, свой неповторимый стиль - в этом есть искусство. Замечательно, когда по работе можно сразу узнать чья она. Другие с пеной у рта доказывают, что профи "себя" не делает, профи может вообще всё что угодно сделать - в любом стиле, как заказчик попросит, так и сделает - на то он и профи. Первые на это фыркают - фи-фи-фи, ремесленничество. Вторые возражают: не прикрывайте отсутствие навыка "стилем" и "искусством".
Мне вообще по-фигу, кто из них прав: иногда кажется - все правы, а потом - все не правы.
Мама Карла вот совсем не умеет делать на заказ - с портретностью у неё всё очень плохо - ну, не умеет она делать похоже. Сходство только случайное бывает. Хотя с чужими идеями - ещё хуже: не может Мамуля делать персонажей, которые ей противны или не интересны - нужна хоть грамулька симпатии, хоть что-то занимающее... лучше килограмулька, да. Если не весь образ целиком, то хотя бы какие-то элементы она подгонит под своё восприятие прэкрасного, в этом смысле куклы неизбежно будут "похожи" на автора, да. Плохо это? Не знаю.
Можно конечно плюнуть и ставить себе задачи на разнообразие форм, но зачем, если мне хорошо ковыряться в своих формальных предпочтениях, в которых тоже есть некоторый простор для разнообразия. Ради учёбы? Нет уж, учиться делать то, что мне не нравится, я не буду уже точно. Чтобы угодить клиентам? В топку клиентов, на поддержание штанов себе метлой заработаю - куклы для удовольствия. Чистейший эгоизм, да. Отсутствие развития? Едва ли. Развитие - неизбежность, потому как физически невозможно сделать десять одинаковых кукол, если ты не три-дэ-принтер. Десятая всё равно будет лучше первой, и даже если все десять тощенькие девочки, к примеру, все они будут разные, опять же, если ты не принтер, потому что делать какую-то работу бездумно невозможно. А когда думаешь, начинаешь замечать ошибки и пытаться их исправить. Можно вообще всю жизнь лепить одну тему и раскрыть её ого-го как - в ширь и глыбь... А можно сделать тысячу тем, и не раскрыть ни одной. Относительно всё это.
Так вот к чему я. Есть у Мамы Карлы слабость - длинные, гибкие шеи, и так с каждой куклой греет она себе голову, как бы шею навертеть подлиннее и поинтереснее (рукалицо) С короткими шеями у неё только двое малявок было. А тут она оторвалась знатно, похерив все пропорции - считать "я так вижу" аргументом, буггагагагагагага.











Другой Мамулин пунктик, который она навертела всем своим куклам, даже коротышкам - это длинное туловище. О, змеиная спина - любовь-сирдца, и снова плевок в лицо классическим пропорциям. Люди с очень длинным туловищем бывают - видел сто раз! Хотя для кукол "бывают" - не аргумент, у кукол вообще может быть всё что угодно, лишь бы в концепцию вписывалось.





С туловИщами вечная беда. Они нихрена не пластичные выходят и чересчур многошарнирные. На этот раз сгибы смотрятся немножко получше и деталек не десять штук... пока. Мама Карла очень хочет оставить туловище из трёх кусков... но какой-то злобный демон внутри уже просит пяти, а ещё ведь шрамы на боку надо сделать. О, это же ещё одна Мамулина фишечка - она любит шрамы - желательно покорявее и повнушительнее. Осколок от гранаты должен был качественно ему бок разворотить - посмотрим, как получится. Тут, правда, вылезает другая проблема - декоративность. Многошарнирие очень декоративно, соответственно оно с трудом выносит дополнительные "украшательства" - то есть в трёхчастный торс ещё можно шрамов насовать, а вот в пятичастный - будет, пожалуй, перебор. Теперь сложнейшая задача: решить, чего больше хочется - шрамов или частей (рукалицо)



Это вот такой черновичок пока. Перепилится всё ещё пятьдесят раз.
Дорвалась до тазовой кости - ещё один не в меру прекрасный кусок человеческого организма - стильный сам по себе, но на стилизацию напрашивающийся... и чтобы подвздошные осточки торчали! Но как это всё крепить, едрить-колотить, никто не подумал загодя... впрочем идеи уже есть. Вместо тазовой кости получился загадочный конструкт в стиле арт-нуво - но все довольны.



А вот чего долго и нудно Мама Карла добивалась от шеи. Решение оказалось простейшим. Но нравится это, похоже, только ей самой, в ФБ эту фотку старательно игнорируют:



Шея получилась очень длинной, да...



На солдата он совсем не похож, ну, так он и не был им по-призванию. Мама Карла терпеть не может всякое "брутальное", поэтому и солдаты к ней все приходят с каким-нибудь вывертом. Тут ещё страньше обернулось: она ведь зарекалась делать шарнирных военных - не положено, мол, им своим умом жить... но этот так упорно нёс на вытянутой руке это самое жить-своим-умом, что Мама сжалилась и начала делать.







Фотка просто так - разнообразить фотографическое однообразие хотя бы цветом (сам не знаю, зачем столько их нашарашил)



Красные глаза - временные. Потом будут реалистичные. Маме Карле понравилось делать реалистичные глаза и теперь эта эгоистка задвинула кукольные пожелания на второй план! Зепп махровый интроверт - ему не нужны реалистичные глаза! Но она хочет, и скребёт бешеной лапой, утешая себя тем, что будь у Зеппа реалистичные глаза, ей будет сильно проще делать для него тростевую куклу, соблюдая правильную меру условности, чтобы получились не две куклы, а кукла и не-кукла, как у Магритта "не трубка", только другим способом.

А из этих невнятных кучек потом получатся ступни:





Тут лицо уже немного долеплено, правда так немного, что десять отличий найдёт лишь автор, но пусть всё равно будет:





У кого в армии самые красивые ноги? У кавалериста! Правильно, а почему? Потому что кривые. Ха-ха-ха. Сам пошутил, сам посмеялся, чо.
Кривые ноги лучше прямых, и не пытайтесь убеждать меня в обратном - я любитель гнутых линий, но вот сделать кукле кривые ноги сложнее, чем прямые... а ещё я не любитель лёгких путей...



Они будут кривые, да! А вот шарнир тут не нов - и у демона и у Герды похожие: объединённый шар и цилиндр - продолжаю пытаться эстетизировать эту конструкцию - технические характеристики меня устраивают. Провернуть коленкою назад можно, но и в исходное положение вернуть легко, не запутавшись.



Сделано пока ещё мало, так что процессофотки появятся снова. Надеюсь, что не по сорок штук на один ракурс.
Думал ещё музыки сюда впихнуть, но видюшку уже делать лень, а пост и так обо-всём получился, хоть и крутится то всё вокруг кукол. Короче надоело мне писать. Уползаю читать)))

Настроение:


куклы, куклосказки, про людей, рабочие моменты, размыышлизмыы, аццакая рукодэльницца, Йозеф, Кук и куклы, папье-маше, bjd, простых путей не ищем

Previous post Next post
Up