Базелиц - скульптор.

Jan 17, 2012 14:13



Наконец-то я собралась написать об одной из лучших выставок, увиденных мной в прошлом году. Это выставка скульптур немецкого художника Георга Базелица в музее современного искусства в Париже. До последнего времени мои знания о Базелице были самыми скудными, а о том, что он занимается скульптурой, я не имела вообще никакого представления. Увиденное мной в Париже стало настоящим откровением. Выставка впечатлила настолько, что я решила написать рецензию, перевела парочку статей из каталога и даже кое-что из них слепила, но для рецензии этого оказалось маловато, так что ограничиваюсь постом. Уж очень хочется поделиться. Все предложения в кавычках - это цитаты из каталога.


Из каталога я узнала, что в Пале де Токио вот уже 20 лет, как регулярно устраиваются ретроспективы немецких художников. Начало этой традиции было положено в 1981 году, тогда выставка "Немецкое искусство сегодня" впервые открыла перед французским зрителем сложность и многообразие художественного мира современной Германии.  Затем последовали ретроспективы Рихтера, Польке, Кифера, Базелица, Шютте и Пенка. Впервые Базелиц экспонировался в Пале де Токио в 1996 году. Но тогда, насколько я поняла, была показана только его живопись.  
Скульптурой Базелиц начал заниматься довольно поздно. Впервые он стал известен как скульптор лишь в 1980, когда на Биеннале в Венеции была выставлена его работа "Модель для скульптуры". Посетители биеннале вспоминают: "Не то сидящая, не то лежащая фигура, грубо вырубленная из куска дерева и экспрессивно раскрашенная красными и чёрными пятнами поражала своей брутальностью и всяким отсутствием гармонии. Ошеломлённым посетителям немецкого павильона она казалась находкой, привезённой из экспедиции, происходящей не то из прошлого, не то из будущего".



1. Модель для скульптуры. 1979-1980.

В "Модели для скульптуры" сформировались технические и эстетические принципы Базелица: работа топором и пилой напрямую с деревом без подготовительных рисунков и эскизов. Свою работу Базелиц определяет как борьбу материала и интсрументов. Важнейшим началом в скульптуре он считает сопротивление дерева напору инструментов. Уже с самом названии работы заключается задача, которую поставил перед собой художник: создать новую пластическую форму, образец, с которого можно было бы начать новый оригинальный путь в скульптуре. Именно создание нового пути в скульптуре - главная амбиция Базелица. "Изучая предшественников, я оказываюсь в недоумении. Я не могу поместить себя в известную мне традицию". Множество путей европейской скульптуры от античности до современности кажутся художнику слишком знакомыми, знаковыми, слишком академическими.  В одном из интервью Базелиц сказал: "Даже самый последний глупец может научиться рисовать как Рафаэль, а вот создать по-настоящему плохие рисунки - это гораздо сложнее, для этого нужен ум". Рассуждая о мотивах создания своих скульптур, Базелиц говорит: "Когда я создавал свою первую скульптуру, мои мысли были сосредоточены на том, как она будет выглядеть. Я следовал тем же абстрактным принципам, как если бы я писал картину: глубина, объём, поверхность. Но все мои попытки были до абсурда провальны. Тогда я понял, что традиция скульптуры очень коротка". Свой труд художник сравнивает с работой археолога, а ход работы с капанием земли. "Подобно археологу, который при помощи поиска древних залежей воскрешает загадочное прошлое, скульптор ищет в материале. Я хотел сделать что-то так, как будто выкопать. Я копаю землю и нахожу что-то. И это что-то такое, какое оно есть. Я использую топор и пилу и не делаю ничего, кроме того, что напрямую верезаю из дерева скульптуры, к которым нечего прибавить. Не смотря на это, когда объект готов, возникает эффект, чувство, будто он выкопан из земли".

Головы и торсы 1980х годов несут черты архаичности. Их неуклюжие позы, раскраска, напоминающая ритуальные татуировки, глубокий вырубленный орнаментальный рисунок и застылвшие улыбки сближают их с африканскими скульптурами, которые собирал Базелиц.



2. Без названия. 1982 -1984.



3. Голова. 1982- 1984.



4. Г-Голова. 1987.



5. Синяя голова. 1984.



6.



7. Без названия. 1982.



8. ? 1980е



9. Привет из Осло. 1986 - 1988.

В 1989 - 1990 гг Базелиц создал скульптурную группу "Дрезденские женщины".  Насколько мне известно, это его единственная работа, связанная с гражданской тематикой, а именно с бомбёжками Дрездена. Боль современного человечеста Базелиц попытался выразить при помощи той же архаической образности. По выражению организаторов выставки "галлюцинаторные взгляды Дрезденских женщин позволяют нам взглянуть в глубь веков". Искусствоведы указывают на влияние африканской скульптуры, проявившееся здесь в том, как сделаны длинные прямые шеи. Некоторые находят также переклички с готическим искусством. Но что это за переклички - в каталоге не написано, а сама я их что-то не вижу.



10. Дрезденские женщины. 1989 - 1990.



11. Голова из группы "Дрезденские женщины".



12. Голова из группы "Дрезденские женщины".



13. Голова из группы "Дрезденские женщины".

Среди рассуждений Базелица о своём методе работы есть высказывание, что к скульптуре нужно приступать с чувством агрессии. Агрессия начинает особенно проступать в его красных головах и торсах, созданных в период с 1993 по 1996.



14. Эксцентричный. 1993.

Вырубленные им формы грубы и лапидарны, нанесённые на их поверхность засечки кажутся случайными, созданными в иррациональном порыве.  Дикость, внутреннее несоответствие линий, разногласие между трёхмерной формой и пятнами цвета выражают агрессию, волю и неукротимую энергию этих скульптур. Вместе с тем Базелиц предупреждает, что от его работ может возникнуть ложное впечатление, будто бы его работы бысро, одним махом. "На самом деле это не так, я много работаю с фрагментами. Я люблю материал, состоящий из отдельных обрывков и фрагментов".



15. Торс. 1993.



16. Вещь с рукой. 1993.

Желая сделать свои работы ещё более острыми и динамичными, Базелиц деформирует пропорции и выворачивает лицо и ноги своих фигур в разные стороны.  


17. Языческая женщина. 1994.



18.

Со второй половины 1990-х гг Базелиц направил поиски в сторону популярного искусства. Сближение с популярным искусством выразилось в первую очередь в технике: художник начал использовать картон и ткань, то иммитируя ими одежду, то целиком оборачивая деревянную основу. 


19.

Интересно, что поворот к популярному искусству произошёл во имя всё той же оригинальности, открытия нового пути. И тут мне вспомнился недавно прочитанный Гринберг, который пламенно утверждал, что любая сделка с популярным искусством, любой компромис пагубен для художника. И вот Базелиц, провозглашая модернистскую идею нового, делает недопустимый - если верить Гринбергу - шаг. И вопреки теории прославленного критика создаёт невероятно убедительные и сильные произведения.

Многие его персонажи, ярко раскрашенные гуашью, с огромными глазами и гигантскими ступнями, вызывают в памяти картинки из детских мутфильмов. Своих героев Базелиц наделяет атрибутами современной массовой культуры: часами, сумкой, белой фуражкой. Популярные, почти китчевые образы приобретают серьёзность и выразительность, т.к. исполнены очень остро и экспрессивно.



20. Ультрамариновая женщина. 2004.



21. Моя новая морда. 2003.

Выставка завершается  двумя автопортретами, созданными в 2009 - 2010 годах. Насколько я поняла, названия не следует переводить, т.к. и в английской, и во французской версиях каталогов, да и повсюду в интернете они пишутся неизменно по-немецки: "Volk Ding Zero" и "Dunklung Nachtung Amung Ding". Я решила было перевести, но вышло что-то невразумительное, так что оставляю оригинал.  Создавая эти работы, Базелиц вдохновлялся образами романской скульптуры. Молчаливые и задумчивые исполины, сидящие в позе заключённого в темницу Христа, кажутся древними, существующими вне времени изваяниями. Покрывающая их голубая краска нанесена неаккуратно и неровно, словно иммитирует утраты.



22. Volk Ding Zero. 2009



23. Dunklung Nachtung Amung Ding. 2009 


24.

Один из авторов каталога называет Базелица мастером путать следы, путать так ловко, как будто бы не было десятилетий наблюдений, раздумий и практики. Действительно, творчество художника остаётся открытым для самых разных влияний и заимствований. Базелиц не боится смешивать в своей речи языки скульптуры африканских племён, Европейского Средневековья и массовой культуры 20 века. Он изучает и анализирует наследие старых мастеров и работы своих современников. Он осмысляет и перерабатывает самые различные приёмы и техники и создаёт свой неповторимый язык. Глядя на его работы, мы едва ли находим следы раздумий и построений. Скульптуры Базелица производят впечатление древних, испокон веков существовавших образов, извлечённых художником из толщи дерева.

Картинки отчасти мои, отчасти -  с сайта музея http://www.mam.paris.fr/fr/expositions/baselitz-sculpteur , №19 позаимствовала на сайте http://didie-la-folle.blogspot.com/2011/10/baselitz-sculpteur-musee-dart-moderne.html.

Previous post Next post
Up