Сенсация! Путина не отодрали?! (Солето, Италия)

Aug 28, 2022 18:40

фрагмент цикла фресок "житие св. Стефана"

Продолжаю рассказывать о своей недавней поездке по итало-греческим деревенькам южной Пулии. Сейчас деревня Солето - #внеполитики, но в 14 веке было иначе.

I. Ворота св. Вита и византийская церковь св. Стефана

В Солето я приехал на поезде из соседнего городка Галатина за пять минут.

Stazione di Soleto

Сойдя с поезда, я пошел в центр города, чтобы посетить знаменитую церковь св. Стефана.

Via Roma

Стены города почти не сохранились, поэтому войти в исторический центр можно через любую улицу. Но интереснее всего через сохранившиеся ворота св. Вита 14 века.

Porta San Vito

Наверху, вопреки ожиданиям, не св. Вит с собакой, а Мадонна со львом.

Porta San Vito, вид сзади

На следующем же повороте - храм, а напротив него - какой-то офис.

Comune di Soleto, ufficcio tecnico

В нём висело расписание, когда храм открыт. В гугле было написано что он открывается в 15:30, но это оказалось неправдой, открывался он в 17:00. Для тех кто туда поедет после меня - вот актуальное расписание.

расписание

Уже раздумывая в каком кафе мне придётся провести полтора часа, я начал фотографировать храм снаружи. Этот очень маленький храм был построен в 1347 году. В то время это был религиозный центр греческого Саленто. Здесь и в окрестностях до сих пор говорят на грическом диалекте, то есть на искаженном греческом. Но все местные жители, которых я спрашивал, отвечали что сейчас на нём разговаривают только старики.

Chiesa di Santo Stefano

Раньше здесь был протир, а в люнете - изображение св. Стефана. Но они не сохранились. А розон и колокольня, сделанные из леччского камня - сохранились. Пока я фотографировал, смотритель храма с ключами проходил мимо, и, хотя его ждали другие дела, предложил открыть храм для осмотра пока он курит сигарету, чем я и воспользовался.

Chiesa di Santo Stefano, фасад

Внутри - все четыре стены покрыты фресками 14 века, смесь стиля Джотто и византийских икон, похожи на фрески в соседней Галатине. Я их все сфотографировал, и затем в фотошопе кое-как соединил. Поэтому большие фото ниже вернее было бы назвать коллажами.

Вот стена напротив входа. Наверху - Ветхий деньми, окруженный тетраморфом. Ниже - какое-то собрание апостолов с Богородицей посередине. Обычно так изображают Пятидесятницу, но тут скорее всего что-то другое, так как Пятидесятница - ниже, в апсиде, используемой в качестве престола. Ещё в апсиде - молодой Иисус, в окружении византийских архиепископов. Ниша слева от престола - жертвенник.

центральная (восточная) стена

На стене слева - тоже есть ниша, используемая для богослужения. На этой стене - четыре ряда фресок. Первые три посвящены жизни Иисуса. Нижний ярус - святые в человеческий рост.

левая (северная) стена

Отдельно сфотографировал плохо сохранившуюся тайную вечерю.

Тайная вечеря

На правой стене первые два яруса посвящены жизни св. Стефана. А на нижнем - тоже святые в человеческий рост, и распятие. В левом верхнем углу - молящиеся донаторы.

правая (южная) стена

Сзади на нижнем ярусе тоже изображены святые в человеческий рост. А выше - Страшный суд. Наверху - апостолы. В центре снизу - архангел Михаил. Снизу слева (по правую руку с точки зрения изображенных) - праведники, а справа (по левую руку) - мучения грешников.

задняя (западная) стена

В одном из грешников я увидел очень знакомое лицо. Итало-византийский художник пророчески изобразил его даже солнцеликим! Но за что конкретно с ним так - написано над его головой, я не могу разобрать. Наверное это «спецоперация» по-гречески.

мучающийся грешник

Благодаря доброте хранителя ключей я сэкономил полтора часа. Имея кучу времени, я пошел дальше осматривать город.

II. Собор и башня

От храма святого Стефана я пошел ко второй по важности достопримечательности города - собору. Проходил мимо красивых улочек.

Via Matteo Tafuri

Вообще говоря, это не собор, в том смысле что епископа в таком маленьком городке нет. Это просто большая главная церковь города, на итальянском - chiesa matrice. Но площадь возле неё всё-равно называется «соборная площадь».

Piazza Cattedrale

Построена эта церковь была в 1783 году, взамен старой пятинефной, разрушенной землетрясением.

А башня 1397 года, построенная в стиле цветущей готики - пережила землетрясение. Строительство этой башни приписывается Раймондо дель Бальцо Орсини, либо его сыну Джованни. Отсюда он мог осматривать свои владения от моря до моря (Адриатического и Ионического). К сожалению, сейчас подняться на эту башню нельзя, я спрашивал.

Chiesa di Maria Santissima Assunta

Башня состоит из пяти этажей. Нижние два - глухая стена. Вот самый верхний. Он был повреждён тем землетрясением, и потому перестроен. Работы продолжались вплоть до 1910 года.

Guglia di Raimondello, верхний ярус

Все три яруса построены из леччского камня и богато украшены статуями. На предпоследних двух ярусах -  по четыре оконных проёма, а на последнем - аж восемь. Между третьим и четвертым этажом (т.е. предпоследним и тем что ниже) - изображены четыре грифона в коронах.

Guglia di Raimondello, второй сверху ярус

Кстати, это не колокольня, а просто башня рядом с храмом. Колокольня гораздо ниже и находится с другой стороны.

Guglia di Raimondello, третий сверху ярус

Внутри - это обычный барочный храм.

Chiesa di Maria Santissima Assunta, внутри

Но что-то от старой церкви сохранилось. Вот например византийская купель 14 века. Сейчас в ней католики окунают руки перед входом в храм.

Fonte battesimale, XIV secolo

Большая часть капелл здесь новые, от середины 18 века и новее. Но вот этот мраморный алтарь св. Франциска из Паолы был создан в 1706 году, то есть был ещё в старом храме.

Altare di San Francesco da Paola

Кафедра из орехового дерева - тоже старая, 1703 года. Вырезана Маттео Джервазио на ещё более древней основе.

Pulpito

Напротив кафедры - небольшой орган.

орган

Главный алтарь создан в 1796 году. Позади него - деревянные хоры.

Altare maggiore

В общем, это проходная барочная церковь. Но в Солето есть ещё несколько церквей с красивыми фасадами, более древними.

III. Ещё храмы.

Идём по улочкам в центре города к другим храмам.

Via Principe Amedeo

Рестораны и остерии в это время (после обеда, но до ужина) закрыты.

Via Giuseppe Manca

Вот церковь душ чистилища 17 века.

Chiesa delle Anime e del SS.Rosario

Портал датируется 1660-70 годами. В люнете - благословляющий Вечный Отец, окруженный ангелами. Снизу - в огне жарятся очищаются души. Ещё ниже - разные регалии, в смысле что в чистилище они бесполезны.

фрагмент портала

Неподалёку есть ещё церковь св. Николая, тоже 17 века.

Chiesa di San Nicola

Портал с двумя колоннами здесь богато украшен. А наверху - статуя святого Николая.

портал

Чуть поодаль, стоит лишь выйти за пределы исторического центра - находится церковь Богородицы. Перед ней -  небольшой парк.

Villa Santa Maria delle Grazie

Храм построен в 1601-1609 годах в стиле барокко.

Santuario della Madonna delle Grazie

На фасаде сохранились некоторые элементы дворца 16 века. Вокруг окна - две ниши со статуями св. Франциска и св. Антония.

фрагмент фасада

Я обошел весь город довольно быстро, и у меня ещё оставался почти час до следующего поезда. Я решил пойти в кафе.

IV. Кафе Орсини

В двух шагах от храма Богородицы расположено кафе «Орсини».

Caffetteria Orsini

В отличие от ресторанов, кафе в Италии открыты целый день.

витрина

Увидев, что я всё фотографирую, владелец кафе начал мне позировать. Вот он с женой.

кондитер с женой

А вот - с большим тортом на день рождения.

кондитер с тортом

После Галатины (столицы пастичотто) я был более чем сыт, поэтому взял только одно печенье и одну конфету.

печенька и марципановая конфета

Запивал чаем и свежевыжатым гранатовым соком (не редкость в Италии, но и не в каждом кафе его делают). Наверное, только русский пьёт горячий чай в сорокаградусную жару.

мой полдник

Я посидел на веранде минут сорок, потихоньку полдничая, после чего пошел на станцию к поезду. Так прошла моя короткая, но интересная и насыщенная поездка в Солето.