Агитационный текстиль. Игнорируемое наследие

Nov 19, 2014 12:53

Была сто лет назад, в 2010, вот такая выставка в Музее декоративно-прикладного искусства на Делегатской.




Тогда у меня и ЖЖ никакого не было, и про эти фото с тех пор напрочь забыла, а вот публикация одного ФБ-френда напомнила, нашла и решила показать.

Конечно, история отечественного текстиля начинается гораздо, гораздо раньше, чем постреволюционный период. Вот, например, образец конца XVIII (!) в.


Сами понимаете, для текстиля это мегапочтенный возраст. В особенности такого, простецкого, который не воспринимался как нечто, заслуживающее хранения и сбережения.

Чудесный нежный платок с птичками, это уже XIX в.



Самое большое впечатление производит, конечно, продукция хлопчатобумажных мануфактур 1920-30-х гг. По стилистике это очень перекликается со знаменитым агитационным фарфором того же периода. Но, воплощенное в ситце и совершенно органично в него вписанное, это, пожалуй, сильней, чем фарфор.
Поражает, как мощно традиция переплавляет все эти бредовые серпА-молотА и прочий идеологический морок. Нет, агитационный посыл не искажается, не забалтывается и не глушится, он проговаривается ясно и четко. Но совершенно очевидно, что не он здесь заказывает музыку, а, наоборот, традиция использует его, как любой другой визуальный ряд, не особенно даже интересуясь его публицистическим потенциалом.

Вот, полюбуйтесь, прочтите сопровождающие подписи! Сшить бы сейчас платьице из "Лампочки Ильича"... Хоть кто-нибудь подумал бы об Ильиче?..


Только залюбовались бы безупречным ритмом, энергичной линией и сбалансированным колоритом принта.

Революционные пятиконечные звезды - просто шедевр.



А эти тракторчики?..


Бердслей, Леонардо и Хокусаи, я уверена, не отказались бы иметь их в своем портфолио!

Вот этот роскошный ситец, практически, шпалера ...


... представляет собой вот что:


А, каково? Что сказал бы Брейгель?..

Всмотритесь в этот дивный ситчик, который так и просится на летнюю юбочку!


Да!!! Это именно то, что вы видите, сюжет называется "Красноармейцы на уборке хлопчатника".

А вот это, почему-то вызывающее у меня стойкую ассоциацию с классическим японским сюжетом про 47 ронинов, на самом деле повествует нам про "Стрелковый кружок в колхозе".



Вот такие агитационные ситцевые платки были большим трендом того времени.


Аккуратно вырезан в левом нижнем углу - Троцкий. В один прекрасный момент он, как известно, из тренда выпал и стал, мягко говоря, небезопасен. Ну не выкидывать же весь платок по этому случаю!

Сам по себе такой "содержательный" платок не был изобретением постреволюционного времени, изменилось только его информационное наполнение. Аналогичные платки XIX века - с генералом Куропаткиным... Иваном Сусаниным... царствующими особами... и т.п. представлены довольно широко, и заслуживают самого пристального внимания.
Самый выдающийся из них, с Александром II Освободителем, Наполеоном и "дорогим русским народом" выпущен Прохоровской, если не ошибаюсь, мануфактурой в 1912 г., соответственно, к юбилею Отечественной войны 1812 года. Это просто обнять и плакать! На нем много текста, абсолютно шедеврального... не менее шедевральна сама компоновка этого текста, шрифты... Я очень сожалею, что не могу вам его не только показать, но даже адресовать туда, где вы могли бы увидеть и его, и все остальные текстильные шедевры.

Что позволяет мне сделать плавный переход к печальной части моего рассказа. Дело в том, что фотографировать на этой выставке было категорически запрещено.
Вообще-то я по своей природе крайне законопослушный человек. Мне хочется соблюдать законы и правила, даже те, которые кажутся мне совершенно дебильными. Но запредельное хамство и жлобство, которое продемонстрировали сотрудники музея на Делегатской, просто вынудило меня пойти против своей натуры и все-таки нарушить их запрет. Так что все эти фотки - контрабандные! Отчасти этим объясняется их поганое качество.

Я признаюсь в этом правонарушении и не жалею о том, что его совершила. Пусть это будет мой личный протест против любимой отечественным музейным сообществом политики собак на сене. Я считаю эту политику не просто невероятно глупой, но, хуже того, совершенно преступной!

Вот, например, отечественный агитационный текстиль. Есть такое противное слово - самобытный. Я его терпеть не могу, но в данном случае нужно употребить именно его. Это самобытная и уникальная страница истории отечественного дизайна! Настоящая вершина дизайнерской мысли, демонстрирующая высочайшую визуальную культуру, профессиональный уровень, мастерство и аутентичность. Это именно то отечественное, чем мы должны изо всех сил гордиться, что должны бешено пиарить и популяризировать, на чем должны учить новые поколения дизайнеров - и где это все? Кто это видит? Кто и что знает об этом? Ни одна собака, никто. За исключением маленькой кучки узких специалистов, это явление абсолютно никому неизвестно.
А благодарить за такое положение вещей мы должны, в первую очередь, музейное сообщество отечественной школы, девиз которого "Лечь телом, запереть в запасниках, показывать малую толику один раз в сто лет, и, не дай бог, не допустить никакого фотографирования!"

Все это возмущает меня до такой степени, что даже, как видите, иногда толкает на преступления.

Про Леонардо обязательно будет в ближайшее время, как договорились! )

выставка/музей, злопыхаю

Previous post Next post
Up