«БАЯДЕРКА», МАМТ, 14 марта 2014

Mar 20, 2014 00:02

«БАЯДЕРКА», МАМТ, 14 марта 2014
(Сергей Полунин - Наталья Сомова - Оксана Кардаш - Дмитрий Загребин)
«Баядерка» - не из самых любимых мною балетов. Но этот спектакль понравился, оставил такое светлое последействие. Так что хочу поблагодарить и артистов Музыкального театра Станиславского, и Наталью Макарову, и Игоря Зеленского.

ПРИТЯГАТЕЛЬНАЯ ПРОСТОТА «ВЕЧНЫХ ИСТИН»

Балет-миф о трагической любви храмовой танцовщицы и знатного воина исполнители главных партий играют просто и ясно (без излишних рефлексий-метаний, с акцентами ключевых моментов ролевого взаимодействия); танцуют точно и вдохновенно (артикулируя заданные технические элементы, исполняют их свободно и естественно). И чудесным образом изнутри мифа о трагической любви создают ауру света, просветленности и прикосновения к вечному. В «реальных» сценах 1-го действия - яркость и страстность танца, обрывающиеся гибелью баядерки. В «ирреальных» картинах 2-го действия - парение в воздухе над сценой в отсветах-играх Теней. В финальном 3-м действии - катастрофа столкновения «реального» и «ирреального», кара и награда богов.

Солор - воин и охотник, Победитель - помнит, что за удачную охоту на тигра нужно отдать должное Высшим силам у Священного Огня (в танце Солора Сергея Полунина - сила и смирение). Наталья Сомова в роли Никии не играет изначальную обреченность, в ее танце - гибкость, но нет гибельности, слабости, и у нее есть победа - в противостоянии с Великим брамином. В дуэте Солора и Никии - любовь, радость; их страстность светлая. В танце Солора-Полунина и Никии-Сомовой - легкость, свобода, широта. Завершение их встречи - тайная клятва у Священного Огня. Выборы сделаны. По велению души. В глубине священного леса, в темноте лунной ночи.

При свете дня, в центре дворцового праздника, все воспринимается иначе. Человек, к счастью-несчастью, обречен делать выборы. В суете жизни им не всегда понимается, какой выбор - судьбоносный, а какой случайный, и можно все переиграть.

[Spoiler (click to open)]В этом спектакле главные персонажи, - как их играют Полунин - Сомова - Кардаш, - красивые и умные, сильные и страстные, способные «зажечь» любовь. Такой треугольник Солор - Никия - Гамзатти не мог не стать роковым. Никия и Гамзатти состоялись как противостоящие драматургически уравновешенные роли. В борьбе за любовь страстная и свободная Никия не признает смирения, берет в руки кинжал, страстная и сильная Гамзатти - безжалостно повелевает служанке уничтожить соперницу. Центр смысловых линий спектакля - Солор, созданный Сергеем Полуниным.

Выбор Солора - почти из двух равных возможностей любви - самый печальный выбор человека. «Почти!» На чаше весов любви к Никии - клятва, данная перед Священным Огнем (или «просто костром в лесу»?). На чаше весов любви к Гамзатти - желание отца-Раджи (или «ценности статуса»?).

Дворцовый праздник (апофеоз пестроты и мишуры жизни, где-то уже за гранью вкуса, что в смысловом плане понятно): после прощального, страстно-отчаянного танца баядерки Солор, обернувшись на Никию, задерживается, и все-таки уходит за Раджой и Гамзатти. Солор уходит от выбора, уже сделанного им самим по доброй воле и освященного, тем самым делая другой выбор, роковой, в силу обстоятельств. Роковая ошибка, такая человеческая. Роковой выбор делает и Никия, отбрасывая противоядие.

Никия побеждает соперницу, являясь Солору в видениях. Под воздействием опиума отключается давление «реальности», и Солор в измененном состоянии сознания проживает трагическую и светлую любовь с Никией. В пространстве ирреального души Солора и Никии связываются - метафорически - единой «тканью», навсегда («танец с шарфом»).

В этом спектакле трагическое 2-е действие исполнено и Сергеем Полуниным, и Натальей Сомовой, и девушками-Тенями так мощно, совершенно, светло и до невозможности красиво, что примиряет человека со всем происшедшим (героев между собой, героя с самим собой и зрителя с героями). Трагическое, настолько стихия Сергея Полунина, что всякий раз поражают воплощенные в танце его обертоны, нюансы и преодолевающее попадание в «волну света».

Что побеждает в финале? Священное. Или «символическое», которое управляет «реальным» (если воспользоваться терминологией структурального анализа). Обесценена священная клятва - и мир гибнет. Этот смысл «прорастает» только в последнем действии. Действие открывает оживший Бог, совершенный и бесстрастный (Дмитрий Загребин). Он - пластическое воплощение Высших сил, карающих и награждающих. Свершится ли в его храме свадебный обряд Солора и Гамзатти?

На ступенях храма возникает танцующая Никия. Солор устремляется за видением, повторяет движения Никии, проявляя невидимую, но неразрывную связь с ней. Линия стремительных туров Никии - и вслед за видением головокружительные туры Солора. Пролетающая в прыжках Никия - и вслед за ней стремительные и высокие прыжки Солора. Прыжки Солора-Полунина настолько мощные, что кажется: Солор преодолеет «плен» Раджи, обретет свободу. Но - нет. И Раджа, и Гамзатти продолжают свадебный обряд и после того, как Солор отбрасывает Гамзатти. В последний момент Солор сообщает Великому брамину о священной клятве в надежде, что обряд будет остановлен. Великий брамин приказывает продолжать, а Солор готов подчиниться. И тогда мир рушится, исчезает в этих своих воплощениях.
Для жизни в другом мире оставлены духи Никии и Солора, навсегда соединенные любовью, «заслужившие свет».

"Баядерка", Наталья Сомова, балет, Дмитрий Загребин, Сергей Полунин, МАМТ, Оксана Кардаш

Previous post Next post
Up