Осенью этого года посетила тренинг "Раскрытие голоса", информация о котором вся тут:
http://vk.com/club48327143, а ведут его Анна Шехова
http://shakty.livejournal.com/637876.html и Елена Ханпира
http://mirish.livejournal.com/851796.html. Три воскресенья подряд в компании замечательных людей (всего нас было семеро) мы занимались спиной, плечевым поясом, шеей, устраняли (пытались устранять) зажимы (у кого где были) физические, а также говорили о зажимах психических. Группа подобралась "проблемная" в плане спины и стеснительности. Поэтому очень много времени мы посвящали проработке болезненных зон и обсуждению страха петь.
Что меня поразило в этом тренинге:
1. Спина! Я ходила когда-то в студию , так скажем, вокала. Там тоже пытались нас раскрепостить, петь-танцевать, петь-хлопать, говорили, что надо расслабить все, но что именно делать для этого расслабления, сказано не было. Да, физические упражнения "на растяжку" мы делали. Но на голосе это никак не отражалось. Также известно, что хорошая осанка - это хорошо. Но то, что гиперлордоз (излишнее выгибание, изгиб позвоночника в районе поясницы) так влияет на звукоизвлечение, не знала. Здесь же нам не только показали, что такое "заболевание" у нас есть, но и показали очень простые упражнения, как от этого можно избавиться, ну, или хотя бы уменьши этот самый "лордоз". Дело было, конечно, не только в спине (нижней ее части), но и плечевом поясе, упражнения на эту зону, тоже дали простые и очень действенные. Во-первых, практически перестала "ныть" поясница, во-вторых, гораздо реже болит голова, шея и зона плечей. А при расслабленных плечах, шее, расслабленной, опущенной гортани голос "опускается" и приобретает неизвестную прежде глубину. Конечно, упражнения на челюсть мы тоже делали, но об этом ниже.
2. Челюсть! Когда я смотрела видео с моим участием (где я что-то говорю), то движения моего рта мне казались странноватыми, зажатыми. Я как-то прижимала нижнюю челюсть. Я только думала, неужели я так и правда говорю. А тут, на первом занятии, когда я начала говорить о том, зачем я пришла на тренинг, мне тут же сказали, что челюсть-то, дружок, зажата. И так я с этой челюстью и говорю, и пою, и голос потому такой тонкий и иногда писклявый. С челюстью оказалась засада. Расшевелить челюсть было гораздо менее приятно, чем делать упражнения на спину. Потому что тут, наверное, надо еще и с психотерапевтом работать (ибо этой некий эмоциональных зажим), и с лицевым хирургом или ортопедом (ибо есть вероятность артрита). НО упражнения на раскрытие этой самой челюсти, т.е. гортани, "у-канье", было самым действенным. Другое дело, что это упражнение у меня получалось лучше выполнять с Миришь, которая вела "вокальную" часть тренинга. Дома "укать" получалось хуже. Но когда получалось, то петь становилось очень легко и приятно. Прямо чувствуешь, как звук по твоей гортани распространяется и вылетает объемный и глубокий. А главное, ты при этом никак не напрягаешься.
3. Стопы! Когда испытаешь стресс, надо снять обувь и "заземлиться". И вообще лучше не ходить в обуви на каблуках, чтобы не терять опору. Узнать про это было любопытно. Вообще, упражнения на снятие напряжения, беседы на тему стресса, были крайне полезными. Другое дело, что сейчас прошло какое-то время, и я уже забыла выполнять их. А во время занятий я их выполняла профилактически. Особенно там было одно отличное задание, "душеспасительное", но я его не скажу:). Но занималась я этим впервые)))
4. Голос! Все-таки мы занимались и вокалом. Поработав над спиной, шеей, челюстным зажимом, расслабившись, мы приступали к распевке. И вот здесь я увидела-услышала чудо: человек, встав так, как нас учили, с правильной осанкой, с правильно опущенным подбородком (т.е. не задирая головы), т.е. с опущенной горатью, с правильным "забором воздуха", дыханием (вот это сложный момент, я его, кажется, так до конца и не поняла), вдруг начинал Петь. Он не фальшивил (хотя его убеждали, что у него нет слуха и лучше бы он не пел), брал очень высокие ноты и красиво брал (хотя человек был убежден, что он альт, а никакое не сопрано). Но как только человек расслаблялся, искривлялась спина или задирались плечи или подбородок или поджималась челюсть или вдох был неправильным, то голос сразу "пропадал", т.е. не попадал в ноту, опускался слишком низко или наоборот или человек пел "на связках".
главное впечатление:
Действительно любой человек может научиться петь правильно. Любой. А так как я это переношу на свою сферу деятельности - обучение китайскому - то получается, что любой человек может научиться правильно произносить китайские тоны. И слух тут, конечно, важен, но не так. Раньше я скорее склонялась к мысли, что если "медведь на ухо наступил", то хорошего произношения китайского не добьешься. Ан-нет.
Вывод: этот тренинг показывает способы "раскрытия голоса", но надо потом будет много работать, чтоб его не только "раскрыть", но и "поставить".