Р. Еhуда Ашлаг. Введение в мудрость Каббалы, п.12 с Ор Шалом (черновик, перепечатка запрещена)

Mar 03, 2016 06:22

предыдущий пункт                                                                                                                                       следующий пункт

Однако необходимо понять, что поскольку все существо [отдельного] создания и всего творения в целом составляет одно только желание получать, а все остальное совершенно отсутствует во всем творении, но происходит как существующее из существующего из Сущности Его, да будет Он восславлен, то раз так, почему мы характеризуем это желание получать как Авиют (буквально:толщу) и Ахирут (буквально: густоту), и нам заповедано очищать ее с помощью Торы и заповедей, и дело доходит до того, что без этого нам не достичь высшей цели Замысла Творения?

Ор Шалом

То раз так, почему мы характеризуем это желание получать как Авиют (буквально: толщу) и Ахирут (буквально: густоту); мы находим в Пиркей Авот, глава 5, [такие слова]:  «Десятью речениями был создан мир и т.д; а разве одним речением не мог он быть создан? Только чтобы избавиться от злодеев, разрушающих мир, созданный десятью речениями, и хорошо наградить праведников, поддерживающих существование мира, созданного десятью речениями». Злодеи называются так потому, что все их желание состоит в том, чтобы только получать наслаждение и удовольствие. Но человек неспособен понять следующее: получение наслаждения и удовольствия называется злом, а получающий человек называется злодеем? А добрым и праведным назывется человек, дающий то, что у него есть? Он называется добрым? ...

Кроме того каждый человек вопрошает себя: почему мы не обретаем Благодать и негу? Из-за стыда. Я позволяю себе испытывать стыд только из-за того, что обрету благодать и негу! Однако это [сомнение] беспочвенно, поскольку и в материальном мире мы видим, что человек испытывает стыд и не готов получать.

Вопрос, который возникает в этой ситуации, касается самого стыда: почему вообще создал Творец такое явление, как стыд? Это непознаваемо. Мы учили, что все, о чем мы говорим, относится к категории «по делам Твоим мы познали Тебя» - по тем качествам, которые нам уже присущи. Но то, что существовало до творения, мы совершенно не можем постичь. И на первый взгляд, приведенную выше мишну из Пиркей Авот трудно понять: «Десятью речениями был создан мир и т.д; а разве одним речением не мог он быть создан?» Получается, мишна спрашивает, а нельзя ли было создать по-другому!? Ответ: смысл мишны не в том, чтобы исследовать, почему Он не создал [мир] одним реченеием, а [она посвящена вопросу] почему именно так Он создал его десятью речениями.

Сам текст мишны вызывает вопрос: какова вина злодеев в том, что Святой [Творец], да будет Он восславлен, создал мир десятью речениями? Разве Он не сотворил мир десятью речениями, намереваясь исправить присущие им качества? Ответ: создана такая ситуация, чтобы каждый человек мог сделать расчет: что выгодно и что не выгодно. Однако если бы десять речений были произнесены ради награды, а одно речение - ради наказания, то такая ситуация не стимулировала бы движение человека вперед. Пояснение. Человек может ходить только на двух ногах: одна нога называется удовольствием, а другая нога называется страданиями; от страданий он пускается наутек, а за удовольствием - бегает. Пример: на одном месте работы человек работает за двоих, получая очень небольшую зарплату. Его друзья рекомендуют ему перейти на другое место рабты, чтобы там заработать больше. Но он отказывается. Почему? Поскольку на нынешнем месте работы он уже освоился и приобрел необходимые навыки, а кто знает, добьется ли он успеха на новом месте работы ... Следовательно, хотя ему сулили большее наслаждение, чем он испытывает сейчас, он отказался. А иногда происходит иначе, когда у этого человека очень напряженные отношения с хозяином предприятия и нет у него ни дня покоя. И в этом случае друзья рекомендуют ему  сменить место работы и избавиться от страданий, но и теперь он отказывается. Кто говорит, что в другом месте будет лучше? То есть несмотря на то, что при нынешних обстоятельствах он страдает, он отказывается что-то менять. Но если на одном месте он будет страдать, а на другом месте зарплата у него будет больше, скажем, в четыре раза, то, конечно, он туда пойдет! Удовольствие привлекает его, а страдания - отталкивают. Иначе обстоит дело в двух первых ситуациях; там было либо одно отталкивание со стороны страданий, либо одно притягивание со стороны удовольствия. А этого недостаточно.

Так обстоит дело и с десятью речениями: когда человек видит, что злодеи страдают, а награда предназначается праведникам, тогда есть у него две ноги и он может ходить и продвигаться. И это объясняет написанное: «левая рука отталкивает, а правая - приближает». Однако все это относится к материальному миру, где награда и наказание  раскрыты; напротив, в Торе и заповедях существует сокрытие и мы должны верить в награду и наказание, и все это затрудняет работу!

предыдущий пункт                                                                                                                                       следующий пункт
 
Previous post Next post
Up