На написание этого поста меня вдохновили три вещи: фильм про Маккуина - "Маккуин и Я", интересно было взглянуть на видео из его личного архива, интервью с ним и его друзьями, коллегами, в том числе его музы и лучшей подруги Изабеллы Блоу, погрузиться, раствориться в его мире, чуть приоткрывая для себя частицу его Души в пространстве атмосферной музыки, его мыслей, чувств и желаний, круговороте событий, обид, проблем, трудностей (да, и он тоже был - Человек!). Посмотреть фильм можно здесь (на английском!):
Click to view
Также его великие, изумительные, необычные, экстраординарные работы, которые, несомненно, достойны восхищения, и музыка одного из его любимых композиторов (теперь и моих!) Филиппа Гласа. Послушайте музыку Гласа
http://music.yandex.ru/#!/album/21080, чтобы немного войти в то пространство, в котором творил Маккуин, так постигается душа.
Ну что ж, начнем...
Величайшего кутюрье конца XX - начала XXI века Александра Маккуина либо ненавидели, либо любили!
Он - тот, кто эпатировал публику своими необычными, странными, гротескными и неоднозначными образами, всегда на грани безумия, всегда недосказанность, и всегда крик отчаяния в пустоту зрительного зала, в пустоту сердец, с удивлением и ужасом наблюдающих за тем, что творится на подиуме.
Маккуин родился в обычной семье, успел поработать портным в лучших мастерских, где научился старинной кройке, приобретя огромный опыт, а позже стал разрабатывать и внедрять свои новые методики и техники. Затем он поступает в Центральный колледж искусства и дизайна им. Святого Мартина в Лондоне, где учились такие известные дизайнеры, как Джон Гальяно, Стелла Маккартни, Хуссейн Чалаян и другие. Маккуин восхищался Гальяно и Вивьен Вествуд, но он никогда никому не подражал, он был собой, Творцом, личностью.
Он любил наблюдать за природой, откуда всегда черпал вдохновение, особенно обожал птиц, их красивый, стремительный, плавный полет и гибкие линии, также рыбью чешую, крылья бабочек.
"На свете нет дизайнера лучше, чем сама природа". Александр Маккуин
Все коллекции, созданные Маккуином, отличались невероятной проработкой деталей, изысканной отделкой и дорогими материалами.
Хотя бренд Александр Маккуин в первую очередь ориентирован на потребителей предметов роскоши, основной целью работы дизайнера было желание донести свое понимание моды и внутренней красоты тела до широкого круга читателей глянцевых журналов, именно поэтому показы и публикации фотографий его моделей стали главными событиями в творчестве дизайнера.
Бросив школу в 16 лет, за несколько лет он прославился, благодаря своему упорству, своему неистовому желанию творить оставаясь собой. Он любил бросать вызов, искать свой путь в жизни и, главное, находить, потому что пытался и стремился стать лучшим, выразить себя!
Главный редактор нескольких глянцевых журналов, идейный вдохновитель самых потрясающих модных фотосессий,
муза многих дизайнеров и фотографов,
живая легенда,
эксцентричная и фриковатая Изабелла Блоу умела находить таланты.
Так она нашла и Александра Маккуина, покоренная его дипломной работой "Джек Потрошитель преследует свои жертвы" в 1992 году. В этой работе прослеживается восхищение дизайнера викторианской культурой и одеждой и связь его семьи с той эпохой. Для Маккуина была очень важна его личная связь с коллекциями, связь с историей его семьи, генеалогией его рода. Луи Вилсон, его преподаватель в колледже им. Святого Мартина, говорил, что «у него всегда была история, которую он хотел рассказать в своих работах». Тема для выпускной работы была выбрана не случайно: его предки в Лондоне владели гостиницей, где Джек Потрошитель держал свои жертвы.
Интересно, что одним из элементов костюмов стали настоящие человеческие волосы, которые дизайнер использовал для создания принта шипов, причем в самых первых моделях он использовал свои собственные волосы.
Работу над каждой моделью Маккуин начинал с определения дизайна боковой части, так как считал, что это самый ужасный угол обзора: «Вы видите все эти комки и выпуклости, S-образный изгиб спины, выступающую попу. Если я добиваюсь идеальных пропорций и силуэта сбоку - это будет идеально смотреться вокруг всего тела».
Также он не любил посвящать много времени зарисовкам коллекции: «Я создаю дизайн модели преимущественно во время примерки. Я сразу же меняю крой. Отрезая, я приковываю внимание к желаемым частям тела».
Всегда все вещи Маккуина (стильные и практичные) были переполнены яркостью и индивидуальностью самого Александра, это обеспечило его успех в мире высокой моды. Он раскрывал свои чувства и мысли в дизайне, именно поэтому все коллекции стали олицетворением истории жизни их автора. В мире моды Маккуин стал революционером, отвергающим любые существующие на тот момент стандарты и правила.
«Ты должен знать правила прежде, чем их нарушить. Я провел огромное количество часов, изучая, как создается одежда, что действительно важно постичь, чтобы научиться ее разрушать».
«Я хочу стать автором и поставщиком определенных силуэтов или кроя, чтобы, когда я буду уже мертв, люди знали, что 21 век начался Александром Маккуином».
Блоу помогла Маккуину запустить свою линию одежды в 1994 г., а в последствие стала его лучшей подругой и музой.
А в 1996 он стал главным художником-модельером в Живанши, где проработал пять лет, сменив Гальяно. Показы Александра всегда были полны непредсказуемости, волшебства и безумия. Он придумывал какие-то невероятные перфомансы, метаморфозы превращений, перед зрителем разворачивался другой, ирреальный, мрачный, подчас легкомысленный, с нотками юмора и веселья, искрометности, вызова, хулиганства, яркий и эксцентричный мир свободы от запретов и ограничений, пессимистичный, но насыщенный огромным потоком энергии и философского взгляда на жизнь.
«Он одел моделей в чадры и заставил их летать по воздуху, где они кувыркались и делали пируэты, после чего имитировали смерть от электрического тока!»
Washington Post, декабрь 2000 г.
И это был - мир Маккуина,
где основная тема птиц, перьев, как символ свободы от бренной жизни, которую он обретет в 2010 году, покончив жизнь самоубийством, не выдержав смерти его близкой подруги Изабеллы Блоу, и самого близкого человека, советника и друга, своей матери.
Среди его клиентов были Сара Джессика Паркер и Николь Кидман, Михаил Горбачев и Принц Чарльз.
Работа в Givenchy не принесла ему морального удовлетворения, поэтому он увольняется, перед уходом создав одну из своих самых красивых коллекций. Показ в очередной раз вызвал большой резонанс и снова подтвердил его репутацию талантливого дизайнера.
«Если люди признают и уважают то, что я делаю, это хорошо, но я делаю это не для того, чтобы быть известным. Известность лучше оставить кинозвездам. А я просто предлагаю услуги».
Он вдохновлялся архитектурой, природой, музыкой, черпая свое вдохновение в одиночестве и тишине загородного дома.
Восхищался Нотр-Дам-дю-О или капеллой Роншан (бетонная паломническая церковь, построенная гениальным архитектором Ле Корбюзье в 1950-55 гг. во французском местечке Роншан. Ее интересно рассматривать с разных сторон, с каждым разом она меняется, изменяется и ее суть.),
Разрыв света между стенами и кровлей (светотеневой контраст)
старинной архитектурой Франции и Италии, он обожал слушать Майкла Ньюмана и Филиппа Гласа, в душе чувствуя себя шотландцем, хотя его семья имела нормандские корни.
Он был разный, новатор, человек, двигающий идеи в массы, от которого, в свою очередь, другие черпали свои идеи.
Я почувствовала неосознанную тягу откликнуться, осознать, войти, слиться с ним через его коллекции, начиная от самых его первых работ, нащупать его Путь становления личности, провести небольшое исследование его Души...
Итак, вот что получилось...
Его коллекция весна-лето 1994 называлась "Нигилизм", впрочем, всю карьеру Александра называли нигилистом.
Коллекция построена на сочетании крови, грязи и золота. Это как символы в одежде.
Грязь - это открытые и прозрачные вещи, обнажающие грудь и остальные части тела, также это и как символ его бунтарства.
Золото - это богатство и шик, который присутствует в длинных шелковых платьях,
а кровь - это и есть сам Маккуин. Тот, который дает жизнь обычным вещам. Это его штрих.
Осень-зима 1994/1995
Эта коллекция Маккуина называлась Banshee, что в переводе на русский означает "Сирена тревоги" или "Звук, предупреждающий о смерти". Коллекция была вдохновлена Ирландией. Уже тогда Александр Маккуин совмещал несовместимое. Например, как появление бритоголовой беременной девушки в платье викторианской эпохи.
Снова все те же знаки, символы. Над которыми думать, думать и думать.
В этой коллекции появляются уникальные принты, которые в скором времени станут отличительным знаком Маккуина.
Весна-лето 1995
Коллекция называет "Птицы", и была вдохновлена знаменитым фильмом Хичкока. От птиц мы видим оставшиеся перья или уникальные принты в виде ласточек. Безумные жакеты с объемными плечами, лакированные платья с рисунками разлитой краски и топ из скотча, который произвел фурор!
Также визитной карточкой этого показа стала сильно заниженная талия.
«Я хотел удлинить тело, не просто показать наготу. Для меня эта часть тела - не столько ягодицы, сколько нижняя часть спины - самая привлекательная часть тела, как женского, так и мужского».
«Изменить то, как выглядит женщина, сделав лишь срез - удлинить тело - это искусство… Я хочу дать женщине силу, я хочу, чтобы люди боялись женщин, которых я одеваю… Когда женщина надевает Маккуин, одежда придает ей уверенности, делает ее сильной. Это помогает дистанцировать людей… Во многом это сродни облачению в бронь».
Продолжение следует...