Идея катануть от Ванино до Хабаровска возникла уже давно. Всё ждал, когда доделают дорогу, что бы можно было проехать по ней без напряга. И вот, в начале осени прошлого года без асфальта оставалось всего ~ 30 км. 1 сентября навьючил свою КОНАшку всяким добром и
выдвинулся в трёхдневный заезд, но из-за погодных условий пришлось тогда отказаться от задумки. Зато смог доехать до Лидоги и получил представление о дороге, что немаловажно.
Вообще говоря, в этом сезоне не планировал повторить попытку по причинам социального характера, но стечение обстоятельств позволило разведать трассу дальше Лидоги. И это оказалось сродни какой-то войсковой операции, пусть не столь масштабной, но с чётким планированием, стремительным осуществлением и сменой транспортных средств.
Всё началось с той случайной встречи, когда в ходе
марш-броска до Лидоги мне на пути встретился велосипедист из Владивостока. Андрей ехал в сторону Ванино. Через несколько дней
я проводил его до харчевни и, казалось бы, пути наши разошлись. Однако, дальнейший его маршрут пролегал в Комсомольск-на-Амуре, а потом в планах значилось вернуться в Приморский край.
Так родилась идея составить ему компанию ещё и на участке Лидога-Хабаровск. Сначала возникла мысля проскочить до места встречи на велосипеде, но не повезло со сменами. 27 утром Андрей выехал с Комсомольска, а я только поменялся с суток. Ни времени, ни сил крутить педали не было. Потому первоначально рассматривался вариант добраться до места старта на автобусе. Стоимость проезда с велосипедом - 1300 р. в одну сторону. Опять же, выезжает он утром и поспать после смены не представлялось возможным. К тому же, синоптики прогнозировали ухудшение погоды в Хабаровском крае и по приезду в гостиницу имелись все шансы вообще всё отменить и вернуться домой.
В последний момент возникла ещё одна идея. А что, если поехать на своей машине? Расстояние ~330 км., при расходе топлива 10 л/100 км. и стоимости бензина 39 р. за литр, на топливо будет потрачена та же сумма, что и на автобус. Разумеется, есть ещё и другие расходы, ведь всевозможные масла и тех.жидкости имеют свой срок годности. Но фишка в том, что на машине я за год накатываю меньше, чем на велосипеде за тёплый сезон. Так что если что-то и меняется, то по времени, а не по пробегу и лишние ~650 км. никакой существенной роли не играют. Короче, решил взбодрить свою старушку 98 года выпуска, а заодно полюбоваться красотами природы с водительского кресла.
Итак, место и время встречи определено, транспорт в наличии имеется, на всё про всё три дня (30 утром на работу). Оставалось просчитать варианты вероятного развития событий, а их несколько, в порядке приоритета:
1. Добрался до Лидоги, переночевал, поехал в Хабаровск. Заночевал, утром выдвинулся на велосипеде до Лидоги. По приезду сразу сел в машину и ночью вернулся домой. Самый интересный вариант, но и самый сложный.
2. Добрался до Лидоги, переночевал, поехал в Хабаровск. По приезду сел на ближайший автобус, вернулся на Лидогу, заночевал и спокойно добрался домой на машине. Этот вариант предполагал ухудшение погоды по ходу движения, либо отсутствие возможности переночевать в Хабаровске.
3. Добрался до Лидоги, переночевал, поехал в Хабаровск. Заночевал, утром сел на автобус, вернулся в Лидогу, а потом домой на машине. В случае, если не хватит здоровья крутить педали ещё 200 с лишним километров или погода испортится с 28 на 29 ночью.
4. Добрался до Лидоги, попал в непогоду, сразу вернулся назад. Самый худший вариант, если погода испортится к вечеру 27 или ночью на 28. Тогда деньги и время будут выброшены на ветер.
Я много всего писал в этом блоге про трассу
Ванино-Лидога, но с точки зрения велосипедиста. В этот раз представилась возможность прокатиться на машине и теперь хочу поделиться некоторыми впечатлениями. В последний раз ездил там в те далёкие времена, когда больше половины пути приходилось на грунтовую дорогу. В памяти ещё теплятся тягостные впечатления и пришло время заменить их на более приятные, ведь без асфальта осталось ~10 км. дороги.
Выехал довольно поздно, аж в 13:30. Зато успел поспать и неспешно собраться. Решил не торопиться и ехать в более-менее оптимальном стиле, дабы экономить топливо. Никаких резких разгонов, скорости выше 120 и оборотов двигателя сверх 3000. Лет до 30 не мог себе даже представить подобный стиль вождения и отжигал на трассе по полной. Сейчас, видимо, старею и на смену высокой динамике и скорости приходит вдумчивость и аккуратность.
Ехать на автомобиле оказалось весьма приятно. Особенно если ранее прокатиться там на велосипеде. Надавил на педальку, а машина мчит сама, только руль слегка подкручиваешь. Что характерно, уже на Аджалами обнаружил пустой пакет от конфетосов. Трындец, в велозаездах и то меньше хаваю! Первые 100 км от Ванино, т.е. там, где асфальт лежал ещё до 2011 года, состояние его не очень, но дыр особых нет, залатали. Остались несколько аварийно-опасных мест, типа спуска к реке Большая Икчу, но они обозначены соответствующими знаками.
После перевала (на 102 километре) дорога преображается и покрытие становится гораздо лучше, но, опять же, не без сюрпризов. Нет нет да встретится на пути ямка или "просевший" асфальт, так что не стоит терять бдительность. Чуть дальше поймал себя на мысли, что плохо представляю, как выглядит местность за следующим поворотом/спуском/подъёмом. Где-то 115 километров могу мысленно представить с высокой степенью детализации, а вот после идут лишь образы каких-то отдельных мест и участков. Причин тут может быть несколько. Более менее обкатанной считается дистанция до Аджалами (90 км. от Ванино), дальше идёт перевал и бываю там не часто. Видимо, ещё не насмотрелся :) Помимо того, часов через 8 после выезда начинает сказываться фактор утомления и, вероятно, это влияет на зрительную память.
После харчевни лежит 9 километров хорошего асфальта, который располагает к высокой скорости, но внешний вид обманчив. Там есть несколько опасных мест и можно сначала не хило так провалиться в ямку, а потом вылететь из неё как на трамплине. Следом начинается грунтовка. Оказывается, что с момента марш-броска до Лидоги открыли ещё один мост и протяженность дороги сократилась на ~500 метров. Помимо того, продолжают укладывать асфальт и осталось доделать чуть более 9-ти километров. А вот потом начинается хороший участок и кое-где асфальт укладывают уже вторым или, даже, третьим слоем. В тех местах дорогу обильно полили битумом, нет разметки и отсутствуют отбойники, но виды природы красивые.
Как уже упоминалось ранее, вдоль Анюя асфальт старенький. В нём нарезали ямок, но заделывать не спешат. Машина низкая и рассмотреть эти дефекты удавалось чуть ли не впритык. К тому же, когда я там проезжал, солнце светило под определённым углом к горизонту и некоторые "сюрпризы" коварно скрывались в тени деревьев. Небольшую передышку водители получают в месте, где Анюй и дорога окончательно расходятся, а происходит это на ~255 километре от Ванино. 10 километров хорошего асфальта и всё, дальше дорога напоминает фронтовую и так почти до Лидоги. Там на двух колёсах сложно ехать, а на четырёх так и подавно.
С двумя непродолжительными остановками на движение до перекрёстка затратил около 4 часов. Перед выездом плесканул в бак 30 литров топлива и оказалось, что потратил всего 25. Так что удалось сэкономить ~200 рублей по сравнению со стоимостью проезда на автобусе. Как только появилась сотовая связь, сразу позвонил Андрей и сообщил, что остановился в гостинице на Славянке, а это ещё 12 километров. Ну да ладно, заодно и заправился по ходу движения.
Стоимость ночёвки 700 р., но
по сравнению с кафе "автостоп" уровень комфорта там намного выше. Есть зомбиящик, кондиционер, место под велосипеды, в коридоре чайник и гладильная доска. Пока оформлялись, администратор рассказала нам, как несколькими днями ранее у них останавливался велосипедист-француз. Кстати, ехал он в Ванино, причём не в первый раз. Вот такие дела. Велосипед собрал с вечера и утром 28 оставалось только похавать перед дорогой и дать пару сотен охранникам в гостинице, что бы присмотрели за машиной. Выехали не слишком рано, где-то в 6:20 и естественного освещения вполне хватало. Не стану детально описывать, как проходил заезд, сделаю акцент на основных моментах.
Если считать от гостиницы до площади с фонтанами в Хабаровске, вышло 205 километров. Набор высоты всего около 1000 метров. Что характерно, первые 70 км. дороги пролегают по равнинной местности, что явилось для меня приятным сюрпризом. Никогда ранее не ездил так много по плоскачу. Набор высоты на этом участке всего 70 жалких метров! Перед Маяком преодолели несколько несущественных горок, а следом ещё 15 километров пути без значимого перепада высот.
Лишь за сотым километром начались подъёмы, сначала незначительные и почти незаметные, но где-то через 5 километров после поворота на Елабугу (123 км.) и до посёлка Анастасьевка (157 км.) перепад высот самый существенный (500 метров). Уклон везде небольшой, лишь на одном подъёме он составил 11% и то, недолго. После Князе-Волконского (173 км.) спуск и снова равнина до Тополево (197 км.), а там уже Хабаровск.
Касательно дорожного покрытия. По большей части асфальт паршивенький, но без дыр. В этот раз поставил покрышки Schwalbe Marathon 1.5 с давлением 80 PSI и нередко приходилось снимать блокировку с вилки, поскольку трясло не по-детски. Там, где дорога пришла в негодность из-за наводнения и была впоследствии восстановлена ехать приятно, но подобных мест мало. Самая кайфушка начинается немногим не доезжая села Князе-Волконское и длиться до конечной точки. Там местами встречается толстый-толстый слой шоколада асфальта и качество его практически везде выше всяческих похвал. Даже на моём MTB велосипеде можно ехать со средней скоростью в 30 км/ч., я уже не говорю про автомобили:
С погодой повезло и признаков надвигающегося тайфуна не было. На момент выезда термодатчик в велокомпе фиксировал всего +11..+12, но с каждым часом температура росла. Уже после Маяка (10:40) она достигла +30, но сильно выше не поднималась. Ветер дул верховой, юго-восточный (встречно-боковой по большей части), но не сильный. Чистое синее небо ближе к Хабаровску сменилось переменной облачностью. Не сказать, что условия для заезда идеальные, поскольку чувствовался некий перегрев, но переносились они более-менее сносно. Вероятно из-за пониженной влажности по сравнению с нашим побережьем.
От Лидоги до Маяка нет населённых пунктов непосредственно вдоль дороги, но если появится необходимость, то можно свернуть с федеральной трассы и заехать в какое-нибудь село (Троицкое, Найхин, Даерга, Дада, Гасси, Дубовый мыс, Синда). Тоже самое и после Маяка, но в дополнении к этому дорога пролегает через несколько посёлков, так что проблем с питанием и водой возникнуть не должно.
Касательно красот природы. По началу вдоль дороги растёт много деревьев и учитывая равнинный ландшафт посмотреть особо не на что. Первую остановку сделали на озере Гасси (55 км). Там на смену лесистым пейзажам приходят виды, собственно, озера. Комары реально загрызали и это не те медлительные кровопийцы, что обитают на нашем побережье. Там они мельче и намного шустрее, даже открытое солнце и высокая температура не мешали им впоследствии оставлять отметки на коже:
В следующий раз остановились перекусить на Маяке (83 км.). Кстати, там полно придорожных кафешек и магазинчиков, цены могут отличаться довольно существенно. Посёлок находится на берегу Синдинского озера и на выезде расположен мост через него. Могу ошибаться, но ремонтируют его уже года четыре и состояние до сих пор просто ужасное. Одну полосу полностью перекрыли и поставили светофоры. Периодичность проезда 5 минут, пришлось немного подождать:
После расположена открытая равнина и виды, в целом, там не плохие. Потом дорога снова уходит в лес и, опять же, по сторонам смотреть становится не интересно. В одном месте полотно заметно расширяется и, по-слухам, там расположена своего рода запасная посадочная полоса для самолётов. В последний раз, когда проезжал там на машине, на асфальте нарисовали гигантскую разметку с кругом посередине. Хотели в нём сфотаться, но ожиданиям нашим не суждено было сбыться. В этом году кто-то очень сильно сэкономил на краске и вместо толстых линий нарисовали обычные, а старая разметка уже затёрлась. К тому же, само покрытие оказалось далеко не идеальным и не стали там даже останавливаться.
В Анастасьевке устроили непродолжительный привал, поскольку солнце заметно припекало и захотелось охладиться. Бутылка кваса и пара мороженок привели в чувство. Стали ездить машины. В общем-то, они и раньше ездили, но чем ближе к конечной точке, тем чаще. Иногда фуры проносились очень близко и потоком воздуха буквально сносило с дороги. Стоит отметить, что происходило это как-то молча, никто не сигналил в непосредственной близости. Потом дорога расширилась и появилась дополнительная полоса, ехать стало комфортнее. По аналогии с Маяком, за Князе-Волконским расположен спуск и мостик. Хорошенько разогнавшись перед ним попали на "стиральную доску". Андрей ехал первым и успел среагировать, перепрыгнув несколько существенных бугорков, а я затупил и чуть не вылетел из седла. Пара фоток и в путь:
Перед Хабаровском на глаза стали попадаться велосипедисты. В основном ехали из города, по-одиночке и с небольшими рюкзачками за спиной. Как я уже упоминал, участок от Князе-Волконского можно назвать просто райскими условиями. Перепад высоты ничтожный, покрытие дороги практически идеальное, несколько полос для движения автомобилей + асфальтированная обочина. Можно только позавидовать тамошним шоссейникам, им есть, где раскрывать потенциал. Вдоль дороги установлены светодиодные фонари, подзаряжаемые от солнечных батарей и небольших ветряков. Стало интересно, откуда они берут энергию в пасмурную, но безветренную погоду, проводов я что-то не заметил. Город встретил нас весьма скромной табличкой с названием, коих встречалось на пути великое множество.Не знаю, ну хотя бы небольшую стелу поставили что ли:
Решили не съезжать с дороги на тротуар, а продолжить движение в потоке машин, так быстрее. Волнительное, я вам скажу, занятие. На каждом перекрёстке светофор и не всегда нам сопутствовал зелёный. Только разгонишься, бац, красный - выщелкиваешься, ставишь меньше передачу, тормозишь. Загорелся зелёный, начинаешь вкручивать, вщелкиваешься, ставишь сложную передачу и летишь до следующего светофора. Пока добрались до площади, это повторилось 11 раз.
Если считать от гостиницы, то на всё про всё затратили 10 часов, буквально до минуты. На движение ушло 8 часов, 12 минут. Это соответствует средней скорости 25 км/ч. Определённо, я бы мог ехать быстрее, но для Андрея это был второй день движухи и ему ещё предстояло ехать во Владивосток. Так что не лосячили:
По времени уложились с запасом, посему я вполне успевал на автобус. Однако, погода очень радовала, без каких бы то ни было намёков на ухудшение. Андрей любезно предложил заночевать у его знакомых, но прежде решили немного прокатиться по городу. Первым на очереди местом стали пруды. Жаль, что фонтаны там ещё не работали, зато удалось запечатлеть мой велосипед в обществе себе подобных:
Замечу, что отношение к безмоторным двухколёсным ТС в городе нормальное. Что на центральных улицах, что на тротуарах. Мы лавировали среди толп людей и потоков машин, при этом никто не выразил никакого недовольства. Может повезло, а может просто велосипедистов много и к ним там привыкли. Ходят ведь мамаши с колясками и никто им ничего не говорит, это в порядке вещей. Тоже самое и с велосипедами, главное не мешать особо. После прудов поехали на набережную Амура. Всё высматривал ленточку
DVRIDа, но на глаза попался только один парень и тот быстро скрылся. Эх, сколько же там народа на велосипедах ездит, в том числе и девушек, чуть шею не свернул! Попросил одного коллегу по педальному цеху зафотать нас с Андреем вместе:
В районе 18 часов решили ехать к месту ночёвки. Оказалось, что путь не близкий. Знакомые Андрея проживают почти на выезде из города. Добирались туда 50 минут и общий пробег за день составил 223 километра. Приняли нас очень хорошо. Намыли, накормили, спать уложили :) Среди ночи проснулся от странного звука. Занавеска в комнате раздулась как пузырь, резко похолодало, а на улице стало шумно. Оказывается, так шелестели листья на деревьях и шуршали кусты. Стало очевидно, что это отголоски того тайфуна, приход которого прогнозировали синоптики. На этом фоне спать спокойно не мог, всё гонял тараканов в голове.
Если возвращаться в Славянку своим ходом, то выезжать нужно было рано. Ведь мне потом ещё на машине предстояло ехать 4 часа и очень не хотелось попасть в ночь на мокрую дорогу. Андрея ждал дневной переход в ~260 километров, так что встали около 5 утра. С вечера небо сверкало звёздами, а стрелка термометра перевалила за +20. Утром же температура понизилась на 10 градусов и всё затянуло свинцового цвета облаками. Пока похавали, пока рассвело, прошел час. Стали гадать, кому повезёт с ветром, ведь направление движения у нас строго противоположное. Я ехал на северо-восток, Андрей на юго-запад.
Разумеется, повезло не мне. Вообще, август выдался крайне не везучим на погодные условия. Большинство длительных заездов хотя бы частично, но протекали то в дождь, то в ветер, то в жару. Видимо, прогневал я каких-то велосипедных богов :) Ну ничего, подобный поворот событий не стал неожиданностью и на этот счёт в запасе имелся план действий. Главное, что смог разведать дорогу, а обратно можно и на автобусе вернуться. Забегая вперёд, скажу, Андрей летел по ветру как метеор и смог добрать до контрольно точки в срок. Правда, по пути его смочило дождиком и пришлось пару дней провести в Лучегоске, пережидая непогоду.
Билет на автобус покупал в ларьке у автовокзала, там без очереди. Просто сказал, что хочу доехать до Лидоги на ближайшем рейсе. Им оказался 304 маршрут (бизнес) фирмы "вираж", следовавший в Комсомольск-на-Амуре. На счёт багажа сказали оплатить на месте. Кстати, билет стоит 660 рублей и это меньше на 300 рублей, чем у фирмы "пять звёзд", хотя автобусы во многом идентичные. Ждать пришлось более часа и всё это время переполняли тревожные мысли, а хватит ли места в багажнике для велосипеда? Минут за 15 до отправки выкатил его из здания автовокзала и пошел к нужной платформе.
Ещё на подходе к автобусу водитель как-то косо стал на меня посматривать, а когда поровнялся услышал вопрос, типа
- "с велосипедом?"
- "ну да, он у меня разбирается, если что. колёса отдельно, руль сворачивается, седло снимается".
- "с велосипедом однозначно не возьму!"
Ахренеть, вот так поворот событий. Отказ был мотивирован тем, что велосипед занимает много места, а ещё в аэропорт ехать, пассажиров забирать. Я подождал, пока все погрузятся и оказалось, что свободного места ещё предостаточно, но водила демонстративно закрыл крышку багажного отсека и пошел к двери. На улице прохладно, ветер и вкупе с этим густь-печаль накрыла с головой. Я даже не смекнул, что таким образом с меня просто выжимают лишние бабки. В конечном итоге, мужик дождался, пока уйдёт билетёрша и дал команду разбирать велосипед. Денег взял за два багажа (300 р.).
На обратном пути ехал в кожаном кресле, хавал оставшиеся после заезда конфеты и глядя на раскачивающиеся макушки крупных деревьев радовался, что смог подавить в себе того чертёнка, который утром подначивал несмотря ни на что выдвинуться своим ходом. Просто не смог бы доехать против встречного ветра, да ещё и без тёплой одежды.
Так получилось, что я пропёрся и сказал водителю, что еду до Лидоги. В итоге, там он меня и высадил. Пришлось собирать велосипед, ехать ещё 11 километров до Славянки и снова разбирать. Зато при попутном ветре средняя скорость составила 33 километра в час. Обедать в столовой не стал, поехал в более привычное место возле поворота на Ванино. Там перекусил и в районе 2 часов дня выдвинулся домой.
Первые 60 километров ехал ну очень медленно. Меня обгоняли и блондинки, и брюнетки, и пенсионер на запорожце (шутка). Пристроился за какой-то легковушкой и след в след старательно обруливал каждую ямку. Ещё раз про себя отметил, что участок дороги до Анюя совершенно ни чем не примечателен. Зато движение вдоль реки в обратном направлении, чисто субъективно, мне показалось более живописным. Вроде как больше скал на глаза попадается, а может дело просто в освещении. Ведь туда ехал и солнце светило точно в шар. По счастливой случайности застал последнюю пасеку, где беззубый ороч последний день торговал мёдом и вечером планировал уже полностью сворачивать деятельность. 600 р. в обмен на 1.5 литра липового мёда. Как оказалось впоследствии, продукт натуральный, а не та бадяга, что продаётся у нас в магазинах.
Чем дальше ехал, тем чаще стал ловить себя на мысли, что в башке включаются позабытые программы по скоростному вождению. Одна за одной позади оказывались все те машины, что обогнали меня на участке до Анюя. После перевала стал моросить дождик и хотелось поскорее вернуться назад. Тем не менее, правило "не быстрее 120 и не выше 3000" продолжало работать. Правда, обороты двигателя практически везде граничили с установленным максимумом. Как итог, долетел за те же 4 часа, что и при движении в ту сторону. Разве что остановки не делал и топлива не сэкономил. В 6 часов вечера уже пил дома чай с мёдом.
Так закончился разведывательный заезд от Лидоги до Хабаровска. Как оказалось, там очень небольшой набор высоты и много плоскача. Это плюс, поскольку можно развивать хорошую среднюю скорость. Красивых видов не много и все они, по-большей части, расположены ближе к Хабаровску, на холмах, либо в районе крупных озёр. Покрытие дороги оставляет желать лучшего и хорошего асфальта всего километров 40, может чуть больше. Автомобильный трафик создаёт некоторые неудобства, особенно там, где нет асфальтированной обочины. Ехать можно налегке, поскольку есть возможность пополнять запасы воды и провизии в магазинах или придорожных кафе. В конечном итоге я пришел к выводу, что участок между Ванино и Лидогой гораздо интереснее по многим параметрам и устраивать вылазки дальше не имеет особого смысла. Посему на следующий сезон если и поеду, то, скорее всего, в составе двухдневного заезда от Ванино до Хабаровска.