Императорский Фарфоровый Завод - экскурсия

Oct 07, 2016 17:11

Наконец-то я дошла до рассказа об Императорском фарфоровом заводе! Попасть туда, как впрочем и на любое производство, где рождается красота, было моим давним желанием. И вот, благодаря spbblog в лице nau_spb и HeadHunter все получилось!



Традиционно пару слов об истории, без этого никуда. К 1744 в России стал очень популярен фарфор. По поручению Елизаветы Петровны, барон Корф заключил договор по с Христофором Гунгером на его производство. Порцелиновой мануфактурой стал заведовать барон Иван Черкасов, который доверил изготовление фарфора Дмитрию Виноградову. Постепенно производство расширилось, и кроме создания небольших уникальных вещиц , а затем - роскошных сервизов для двора императрицы, завод начал выпускать фарфор и в промышленных масштабах. Это произошло уже при Екатерине II.

Завод тоже придерживался стилей, и классицизм в начале XIX века сменил ампир, а значимое место в производстве занимали вазы. На фарфор наносили копии полотен мировых шедевров живописи, развивалась портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах.

После некоторого снижения темпов роста при Александре II, в начале XX века завод достигает нового уровня в техническом и технологическом отношениях. В годы первой мировой войны появляется отрасли химического и электротехнического фарфора.

В 20-е годы XX века производство в полной мере отразило революционные настроения, затем здесь открывается первая в стране художественная лаборатория под руководством ученика К.Малевича - Н.Суетина. Создается новый стиль советского фарфора, созвучный «социалистическому быту».

В послевоенные годы в моду вернулся белый фарфор и лаконичность.

Тогда же появился и знаменитый узор - «кобальтовая сетка». Ее придумала Анна Яцкевич, и поначалу он был золотым. Художница так и не узнала, что ее задумка получила всемирное признание в 1958 году.



А мы любуемся им и сейчас. Живопивец-штамповщик Светлана Викторовна Хваловская вручную наносит на каждое изделие золотистые штампы из смеси жидкого золота и лавандового масла. Никакой механики - только ручной труд, и четко по образцу. Впрочем, сотрудник с многолетним стажем, и так помнит, в каком порядке и что следует наносить. Опыт!



Вроде неприметная дверца. Подумаешь, засов. А там - золотая кладовая!



На блюдце - 196 штампов, на тарелку - 224. За смену нужно сделать 35 наборов.





Все время думала - как такой рисунок наносится на тарелку? Оказывается, все просто. Деколь, по аналогии с переводными картинками, сначала размачивают в воде, а потом аккуратно наклеивают на фарфор.



При обжиге плёнка выгорает, краски спекаются с глазурью и на поверхности фарфора остаётся только рисунок.



Литейно-формовочный цех.



До нового года не так далеко, и все внезапно вспоминают, что он будет годом Петуха. Недаром перед нами стройными рядами высятся именно эти животные.



Но для начала жидкий фарфор - «шликер» - поступает по трубопроводу в такие формы. Маленьким изделиям для того, чтобы застыть, хватает пяти минут, большим - полчаса.



Дина Николаевна Поступкина - отливщик фарфоровых изделий высшей категории показывает, как на заводе делают небольшие фигурки. Они сушатся на полках трое суток, после чего кисточкой аккуратно убираются швы и неточности. Если есть желание, то можно попробовать начать здесь работать - мастер берет учеников.







Цех крупных форм



Удивительно, но с крупными формами работает тоже женщина - Ольга Рудольфовна Михайлова. Посмотрите, как легко она берет в руку этого медведя!



В основном фигуры литые, но этот мишка состоит из двух частей. Собственно лапа отдельно и приклеивается.







Какие, однако, птички!



Мусор такой мусор здесь. Специфический.



Цех костяного фарфора



Фиолетовый фарфор выглядит классно, вот только этот цвет - временный.



В шликер добавляется берцовая кость быка, а затем глазуровщик фарфоровых изделии Маршалкина Марина Олеговна равномерно покрывает изделие чернилами. Затем они выгорают, и фарфор становится белым.





Так рождается глазурь



Машина по производству чашек. Шликер заливается в форму, а затем высасывет из нее все лишнее.



На конвейер сходят чашки такой формы



Полки конвейерного сушила



Станок мокрой запечки для обработки изделий



Мастера проверяют, чтобы изделие было ровное и гладкое



А вот и образцы готового производства!



Спасибо за экскурсию мастерам своего дела!
Previous post Next post
Up