Новые залы Военно-морского музея. Русско-японская война

Dec 28, 2013 16:00

Вчера побывала на открытии новых залов Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге. Это уже второе за месяц посещение музея, который наконец-то переехал в новые стены, и начал принимать посетителей. О передаче нового экспоната - подлодки Акула и первом впечатлении я уже писала в коллективный блог.

А теперь с каждым посещение будет появляться что-то новое и добавляться детали.
Скромно и в рабочем режиме открыли несколько залов, посвященных развитию русского флота и японской морской кампании.




Разрешу себе начать с ложки дегтя, чтобы в итоге у вас впечатление о музее осталось замечательным. Посетила я туалетную комнату, уже при входе решила, что надо это отметить, потому как просторная, с хорошей богато смотрящейся плиткой, как в современном заграничном музее. Все замечательно. Даже отметила наличие бумаги в кабинках, правда рулончики стоят на диспенсерах (видимо закончилась форматная бумага, так предусмотрели и это. Молодцы!) И вот только хотела похвалить, как все у них хорошо, особенно порадовали сенсорные смесители, как вдруг... обнаружилось отсутствие мыла. Нет. Не в диспенсерах - их там тоже не оказалось. Рядом с раковинами лежит сиротливый брусочек мыльца, купленного, вероятно, на скромную зарплату уборщицы. При этом смесители, повторюсь, сенсорные, сушилки для рук тоже современные и симпатичные, а вот мыла нет.
Если хватило средств на сенсорные смесители, то вероятно, можно было найти средства и на жидкое мыло. Или ограничиться обычными смесителями, но мыло-то должно быть в туалете. В любом приличном заведении оно есть.

В следующий поход в музей захвачу с собой упаковку жидкого мыла, раз музей настолько беден. И если Минобороны не имеет лишних 500 рублей на покупку мыла для музея, а музей, соответственно не может как-то распределить средства с входных билетов, то пусть этот камень будет тяжелым и громоздким, и лежать ему на виду Минобороны так долго, как долго они будут выделять средства на жидкое, подчеркну, мыло. Это же стыдоба, в музей приходят иностранные гости, а мыла нет...

Ну а теперь о приятном.
Ожидания мои чуток не оправдались, думала, что откроют зал морской славы № 1, где находится ботик Петра I. Но открыли другие залы. Все прошло без помпы, в рабочем, повторюсь, порядке. К счастью, без длинных и нудных речей, чему я была очень рада.





В качестве первых экскурсантов по залам отправились иностранные курсанты Военно-морской академии им адмирала Н. Г. Кузнецова. Почему иностранцы? Потому что соотечественники получили увольнительные и отправились к родителям встречать Новый год. Очень хочется надеяться, что эти ребята что-то усвоили из интересного, хоть и беглого, рассказа лучшего экскурсовода Ольги Александровны Емельяновой, как её представил Директор музея Нехай Руслан Шамсудинович.

С приходом на престол царя Александра III русский флот стал активно обновляться и развиваться. За время его правления на воду было спущено 114 единиц военной морской техники, в том числе 17 броненосцев и 10 бронированных крейсеров. Русский флот занял 3-е место в мире после Англии и Франции.



Тогда же появились не только военные корабли, но и корабли технического назначения. Появились и водолазные команды.



Однако, не смотря на весьма достойное техническое вооружение, российский флот испытывал острый нехваток кадров: молодых и подготовленных. Именно это историки считают одной из причин поражения российского флота в русско-японской войне.

Нельзя обойти внимание крейсер «Варяг». Его историю знаю с детства, но мне всегда казалось, что моряки затопили его далеко от берега в море, при этом неизменно все ушли под воду и погибли. Но «Варяг» крейсер-разведчик, действительно красивый корабль, не предназначенный для ведения боя, мирно стоял себе в нейтральном корейском порту Чемульпо. Но получил ультиматум от японского контр-адмирала Уриу, чтобы уходил, либо будет потоплен. Бой продолжался 50 минут, после которого «Варяг», получивший повреждения, был затоплен командой.



Но практичные японцы через некоторое время подняли затопленный крейсер (такое ощущение, что только русские чурались поднимать затопленные суда, взять тот же ледокол «Святогор», который наши затопили, а англичане подняли, и потом нашим же пришлось за большие деньги выкупать его).



В ходе дипломатических переговоров в России оказалась одна деталь с крейсера - фалрепная доска. И даже разрешили до неё дотронуться. Ура!



По залам русско-японской войны ходить очень грустно. Почти все крейсеры и броненосцы были потоплены искусными в военно-морском деле японцами. И не смотря на то, что командовали флотом великолепные мастера, к примеру, Степан Осипович Макаров (тот самый, по чьим чертежам были построены первые русские ледоколы), громадных потерь флоту избежать не удалось. С каждого погибшего корабля спасались единицы. Макаров погиб на броненосце «Петропавловск», когда корабль подорвался на японской мине и за считанные минуты ушел под воду. От адмирала остался только бушлат, который вскоре всплыл на месте гибели.



Одним из уцелевших оказался крейсер «Изумруд». Когда был дан приказ сдаться, его командир направил судно в порт Владивостока. И уже совсем рядом оно налетело на камни, однако все моряки смогли покинуть судно и по суше дошли до Владивостока. В музее находится оригинальная рында с «Изумруда».



Имена погибших и плененных в Цусимском сражении судов занесены в специальную книгу.



Те моряки, кто уцелели в русско-японских сражениях, уходили с погибавших кораблей с иконами в руках. В Санкт-Петербурге в конце Английской набережной в начале прошлого века был храм Спас-на-Водах в память о погибших в Цусимском сражении. И в этом храме собирались иконы, с которыми моряки покидали корабли. В конце 30-х годов, когда храм взорвали, очевидцы говорили, что в водах Ново-Адмиралтейского канала долгое время на дне лежали иконами ликами в небо. В 2002 году недалеко от места, где стоял храм возвели и освятили часовню Спас-на-Водах.



Экскурсия понравилась своими историями. И я, совершенно не запоминающая даты и все такое историческое, была очень обрадована тем, что сторителлинг наконец-то в музее есть. Посмотреть экспонаты может каждый посетитель, узнать что к чему - если заглянуть в интернет. А вот какие-то яркие истории рассказать - это может грамотный экскурсовод.

Сейчас в музее практически готовы уже 12 залов. Только в зал №1 и еще парочку залов пока посетителей не пускают.





Да, они еще не полностью оформлены, нет мелких, но важных предметов - орденов, документов, фотографий. Но уже многое можно посмотреть. Возможно, что как раз не хватает описаний каких-то отдельных историй кораблей. Зато есть оригинальные шильдики для макетов.





И еще немного деталей.







А вот уже выставлен и макет подлодки "Акула".



Да, военная история даже для такой блондинки как я может быть увлекательной. Поэтому, если не знаете, чем занять себя и детей в зимние праздники - направляйтесь в Центральный военно-морской музей. У них, кстати, днем уже работают симуляторы. Можете попробовать провести судно по Неве.

За подготовку материала спасибо Паше upsya , который пригласил в музей, Ольге Александровне Емельяновой, за морские истории. Вместе со мной военно-морской темой проникались pavelvag, periskop и homemuse.

Пахнущий порохом и едкой солью желтого моря материал для velkoldin был подготовлен морской девушкой oksa_sun.

Понравился музей -  расскажите друзьям.

Previous post Next post
Up