Ледокол "Красин"

Dec 09, 2013 11:17

Когда я была маленькая, у меня, как и многих советстких детей, была викторина, где нужно проводочки с контактами замыкать на определенных картинках в ответ на вопрос. Правильно отвечаешь - загорается лампочка. И вот среди многих вопросов в той викторине была тема про морские корабли и ледоколы. Уже тогда мне этот раздел нравился наравне с животными, которых обычно все детя любят.

Всегда казалось, что ледокол - это что-то невероятно большое, мощное и суровое. Крошить льды - это вам не в офисе сидеть «косынку» собирать.

И вот ходила я все вокруг да около «Красина», что стоит на набережной Лейтенанта Шмидта около Горного института. Но, видимо, ждала соответствующей антуражной погоды. Полетели белые мухи - в тему и о ледоколе поговорить.




«Святогор» строили на английской верфи по проекту первого русского ледокола «Ермак», который разработал океанограф, руководитель двух кругосветных экспедиций, флотоводец, вице-адмирал Степан Осипович Макаров. При чем тут «Святогор»?
Это первое имя ледокола. Сразу вспоминается русский богатырь. Очень хорошее, звучное имя. Да и портом приписки судна должен был стать порт Архангельск - святой город. Именно это и было зашифровано в имени ледокола.
Немного голых фактов. Кто понимает что к чему - может ознакомиться, кому ничего не ясно - проходите дальше, смотрите картинки.

До перестройки в середине 20 века ледокол выглядел вот так.



Технические данные:
  • Длина наибольшая - 98,5 м.
  • Ширина наибольшая - 21,6 м.
  • Осадка при максимальном водоизмещении - 9,1 м.
  • Водоизмещение при полной загрузке углем - 10 620 тонн
  • Главная энергетическая установка - паросиловая на твердом топливе.
  • Мощность  9 950 л.с.
  • Скорость - 15 узлов.
31 марта 1917 года на борту был поднят Андреевский флаг и ледокол отправился в порт приписки.
А уже чуть больше чем через год его затопили около Архангельска, чтобы не дать англичанам зайти в город. Да затопили неудачно. Корпус высоко выходил из воды. Англичане быстренько закрыли кингстоны, откачали воду и подняли судно. Временное правительство отдало им новейший ледокол без каких-либо документов. (А я всегда считала, что революцию делали люди либо недалекие, либо западные засланцы. Увы, но разбазаривать флот умели еще давно). И с 1920 года ледокол ходил под английским флагом.

Что интересно, уже в том же году Временное правительство взяло ледокол у англичан в аренду. В русской Арктике был зажат льдами другой отечественный ледокол «Соловей Будумирович» и «Святогор» под руководством Отто Свердрупа (великолепный полярный капитан, командовавший в свое время Фрамом) блестяще провел спасательную операцию. Свердрупа, как впрочем и норвежских исследователей полюсов Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена, я очень уважаю. И мне было невероятно приятно узнать, что он какое-то время был капитаном на нашем ледоколе. И вот восхищаюсь я такими людьми, кто настоящий профессионал, и кто в море делает невероятные вещи.

Но вернемся к нашему ледоколу. В ходе переговоров в 1921 году, благодаря усилиям дипломата Леонида Борисовича Красина, судно вернулась в Россию, и с 1927 года стало носить имя дипломата. Там с возвращением ледокола не все так просто. Конечно же англичане за просто так судно не отдали. Россия выплатила огромную сумму за право обладать самым современным и даже опережающим время арктическим судном.



Ледокол успешно участвовал в спасательных операциях. Сначала это была экспедиция Умберто Нобиле, которая на дирижабле «Италия» изучала северные просторы Земли и потерпела катастрофу. Потом «Красин» помогал участников экспедиции затертого во льдах парохода «Челюскин», выводил его из Карского моря. А когда судно второй раз было зажато льдами «Красин» уже не успел. Экспедицию, как мы помним, спасали летчики. Неоднократно ледокол водил суда по СевМор пути из Архангельска в порт Тикси. Доставлял исследовательские арктические экспедиции. А потом был приписан к порту Владивосток. Там-то и находился он, когда началась Вторая мировая война.

По договоренности с союзниками, «Красин» должен был сопровождать полярные конвои, и ушел в американский Балтимор, где его вооружили. Дальше был путь через Атлантику в Исландию, а затем в Мурманск. В составе полярного конвоя PQ 15 (Не путать с несчастным PQ-17) ледокол невредимым пришел в порт назначения.

Было много интересного в истории ледокола. Ходил он как научно-исследовательское судно в высоких широтах. А с 1992 года стал музеем.





Для чего стоит сходить на «Красин»:

Чтобы прочувствовать дух романтики освоения полярных регионов.





Чтобы познакомиться с историями жизни отважных людей и их личными вещами.



Чтобы посмотреть на радиоприемник Эрнста Кренкеля - одного из первых полярников дрейфующей советской станции «Северный полюс»



Чтобы побродить по помещениям и представить, как тут жили исследователи, полярники, моряки.





Чтобы посмотреть на приборы и узнать, как ведется управление судном.







Чтобы подняться в рубку и постоять за штурвалом вглядываясь вдаль, смотреть на приборы и выбирать максимально рациональный маршрут среди льдов…





А еще здесь проходят выставки, тематические лекции и морские-полярные мероприятия.

И еще немного фотографий.









Красин живой и дышит, в отличие от безмолвной «Авроры». Здесь есть капитан, есть экипаж, который находится на посту, согласно судовому расписанию. И, кажется, в любой момент ледокол может выйти в море и начать прокладывать во льдах дорогу.
Действительно, для меня прогулка по «Красину» исполнение какой-то детской мечты о больших экспедициях, полярных исследованиях. Чуть-чуть только прикоснлась к истории изучения Арктики, а столько эмоций.



Каждый может лично посетить ледокол «Красин» - филиал Музея Мирового океана, согласно расписанию на сайте.
Каждый старше 14 лет может попасть в машинное отделение, по предварительной записи и в оговоренное время.





На борту ледокола "Красин" побывала oksa_sun и подготовила репортаж специально для коллективного петербургского блога velkoldin.

Расскажите о ледоколе и музее своим друзьям.

Previous post Next post
Up