Детство и юность моей мамы, продолжение.

Mar 10, 2014 21:20

Начало тут.

Так, на чём я остановился-то? Ага, значит, бабушке был климат приморский не по нутру, поэтому, после медицинского освидетельствования, сбора всяких справок (а иначе никак нельзя было) и заключений врачей, вся семья отправилась обратно в Европу, в марте 1947 года. Ехали очень медленно, в теплушках, везли с собой огромные чемоданы со всяким скарбом - посуда, бельё, швейная машинка, вообще всё, что нажито. Деньги, заработанные на Дальнем Востоке, неплохие, замечу, везли с собой, зашитыми во всякие укромные места. К зиме приехали в Чувашию, в Шумерлю, где тогда жила сестра деда Анна Михайловна Митрохина с сыном Василием (муж её, Григорий, с войны не вернулся). Рассчитывали там поселиться, купить дом, но, пока дед устроился на работу бондарем, пока искали варианты, случилась денежная реформа 1947 года, и наличность резко обесценилась. В попытке спасти хоть что-то бабушка кинулась по магазинам скупать, что попадётся, дед же махнул рукой и пошёл пить пиво :)

В Шумерле прожили недолго, меньше года, во всяком случае, в школу в первый класс мама пошла уже в Тульской области, в городе Болохово.

Жили мои родственники в бараках бывшего лагеря для пленных немцев, поначалу даже колючая проволока имелась, потом забор убрали :) Дед нашёл себе работу в Туле, жил на неделе там, а домой приезжал на выходные - потому что близко. Когда подрос Николай, он его стал брать с собой. В общем, за это время, дед Тима провернул кучу важных дел - он взял участок и ссуду, вроде даже и беспроцентную, и начал строиться, сам, с помощью старшего сына. И 2 декабря 1951 года семья торжественно переехала в новый дом в северной части Тулы, недалеко от Комсомольского парка. Мама до сих пор прекрасно помнит этот адрес - 3-й Речной проезд, дом 7.

Я воспользовался помощью гуглокарт и гуглопанорам - вот оно, родовое гнездо :) Как ни странно, его почти не перестроили, а вот соседние дома изменились очень сильно.





Конечно, достройка и отделка дома продолжалась еще несколько лет - но жить там уже можно было. Да, печное отопление, вода в колонке, но зато яблоневый сад посадили. Да чего там - все жили так, и даже хуже. До заселения весь год снимали часть дома неподалёку (2 комнаты и кухня), а хозяйка ютилась с тремя детьми в одной комнатёнке - потому что денег не было других, кроме маленькой пенсии за погибшего на войне мужа, а так жить уже можно было. Очень хорошие люди, мама говорит, потом с ним они дружили.

14 декабря мама пошла в школу уже в Туле, говорит, училась на одни пятёрки. Я вполне этому верю :) Тогда было ещё раздельное обучение, мама пошла в 52-ю женскую школу, которую потом объединили с 48-й мужской, и она стала 52-й школой. Она и сейчас там, на этом месте работает, эта школа, напротив памятника капитану "Варяга" Рудневу



Дом стоит рядом с речкой Тулицей, туда ходили купаться и стирать бельё, оттуда же брали воду для полива огорода. Как там в сказках-то? Стали жить поживать, добра наживать - дед работал уже каким-то начальничком на лесоторговой базе, бабушка по-прежнему вела хозяйство. Мама закончила 7 классов с похвальной грамотой и поступила в Тульский оружейный техникум имени Мосина. Когда мы спросили, а почему не пошла в 8-й класс, оказалось, что старшая школа тогда была платной, и старшая сестра, Зинаида, уже там училась. Вот она поступила в Горный институт на мужскую специальность "Горное дело", а потом, когда образовался Тульский политех, перевелась на "Промышленное и гражданское строительство", после окончания института уехала на три года в Кемерово по распределению.




Фотография датирована 27 апреля 1959 года, как раз в день рождения, снято во дворе дома

Недалеко был аэропорт - чуть позже там снимали фильм про "Нормандию - Неман", поэтому те края получили название Нормандия. А еще как-то раз на соседней улице упал самолёт, году в 1952, развалил частный дом - только я никак концов не могу сыскать, только упоминание о столкновении самолётов на земле.

Мама же закончила свой техникум по закрытой и жутко секретной специальности и по распределению уехала в 1959 году в Златоуст, где три года отработала в ТУ-5 на должности инженера учебно-производственных мастерских (ТУ-5 потом превратилось в СПТУ-40, а было оно в здании, где позже квартировало СПТУ-62 :) Ну это для тех, кто в курсе, где это вообще).

Потом она ненадолго вернулась в Тулу, но это уже совсем другая история. Об этом потом :)

Шумерля, 1950-е, Находка, 1940-е, мемуар, Тула, родственники

Previous post Next post
Up