5 сентября была лекция «Вера Чаплина и ее четвероногие друзья», которую предложили прочитать мне, как автору одноименной книги.
А накануне, там же, в просторном зале научной библиотеки Московского зоопарка, где в эти дни экспонируется выставка подаренных книг из собрания Веры Чаплиной, - после церемонии их передачи - предстоял разговор с зоопарковцами об их коллеге из далеких 1920-х - 1940-х годов.
Кто же пришел на эту встречу вместе с директором Зоопарка, Светланой Владимировной Акуловой?
Светлана Акулова с подаренной Зоопарку книгой «Вера Чаплина и ее четвероногие друзья»
источник:
https://t.me/svetlanaakulova1/4542 Но даже когда все собрались, я, не зная почти никого из зоопарковцев, не догадывался, какие «зубры» собрались в библиотечном зале.
При том, что, имея возможность выбора, рискнул затронуть тему площадки молодняка, которую в 1933 году организовала Вера Чаплина, и которую теперь в Зоопарке воспринимают негативно.
Впрочем, обо всем по порядку...
Сотрудники прибывают, знакомятся с выставкой
Одним из первых пришел лектор Московского зоопарка и заядлый путешественник Николай Карпов (трудно себе представить, но он был более чем в 150 зоопарках мира!). Мы познакомились, и он поведал, как прошлой весной читал лекцию о Вере Чаплиной. И тут же достал свой экземпляр книги о ней, которая ему тогда помогла, и попросил автограф:
Подготовив для лекции следующего дня видео с фрагментом «Совкиножурнала» 1936 г. «Кинули дома у Чаплиной», я не думал ставить его и сегодня. Но как-то к слову упомянул его, комментируя выставку пришедшей Светлане Владимировне, и она предложила показать кино. С него и началась наша встреча:
Click to view
Впервые смотрел это на большом экране, и сразу представилось - как в 1936 году, в кинотеатрах, перед основным фильмом, зрители смотрели «Новости дня» и встречали уже очень многим известную воспитанницу Чаплиной в самом что ни на есть большом масштабе!
После кино была торжественная церемония, в которой книга о Вере Чаплиной символически представляла всю переданную коллекцию из 86 изданий.
Справа - Наталья Викторовна Яйцова, заведующая научной библиотекой
И так как темой встречи была заявлена беседа о Вере Чаплиной, слово было предоставлено автору книги:
Крайняя справа - Светлана Акулова, слева от нее (об этом я узнал постфактум) - заместитель директора по зоологической работе Алексей Юрьевич Суслов.
Заставкой на экране был рисунок Дмитрия Горлова с форзаца книги Чаплиной «Мои воспитанники» (1937) - с картой-панорамой тогдашних экспозиций и Площадкой молодняка рядом с «Островом зверей»:
И вот с чего я начал:
радио «Маяк», 10 июня 2013, из
передачи «Чем сегодня живёт Московский зоопарк»В передаче принимала участие Наталья Истратова, ведущий методист и пресс-секретарь Зоопарка.
Ведущая: - ...К площадкам молодняка вообще ходят маленькие дети.
Истратова: - Площадки молодняка уже, слава богу, нет...
Ведущая: - Жалко.
Истратова: - Нет, не жалко. Это очень хорошо, потому что на площадке молодняка, когда пытались вместе содержать детенышей разных видов, нарушалось их поведение. И эти животные в дальнейшем были неспособны к размножению, в общем, не могли нормально жить. Площадки молодняка сейчас не существует, хотя, действительно, это было очень привлекательно.
И кроме того, площадка молодняка - это ведь отъем детенышей у матерей, это такая сталинская концепция воспитания потомства. Сейчас ее нет. Сейчас мы стараемся всех детенышей оставить с матерью. И это нормальное воспитание, нормальное формирование поведения. Но, конечно, бывают случаи, мы все-таки зоопарк, бывают случаи, они и в природе, кстати, бывают, когда мать не способна по тем или иным причинам выращивать своего детеныша. Тогда мы его забираем и выращиваем отдельно...»
После этого я привел аргументы другой стороны (с картинками на экране):
Из дневника Веры Чаплиной, апрель 1935:
«20 /IV У львицы Маньки родились львята. Звонила Наташа и говорит, что она их не кормит. Свинья Манька, а не львица, по счету это с ней уже 4-й раз.
21 /IV ...Пили молоко они очень плохо, даже можно сказать, не пили. Жевали соску, не глотали молоко, и оно стекало по желтой шейке на лапки. Поила я их несколько раз. Потом взяла в инкубаторскую. Там жарко и малышам будет лучше. Ночевать осталась с ними. К утру двое львят издохло. Теперь их осталось два. Неужели погибнут и эти? Хоть бы остался один.
22 /IV Оставшиеся два львенка пьют молоко хорошо. Ползают, но головку не поднимают, и она волочится как-то боком. Коготки у них белые, острые, не втягиваются. У меня исцарапаны все руки и шея, у Наташи тоже.
К полудню оба львенка стали плохо есть и вялые лежали в коробке. У них нету кала. Как быть? Н.П. [вет. врач Николай Петрович Ракитин] сказал дать касторки четверть литра с молоком. Не знаю, но я думаю, что это слишком грубое средство, я бы ребенку не дала. Дали только одному львенку, а если поможет, дам и другому.
Конечно, не помогло. Малышу все хуже и хуже. Решили положить одного к Маньке. Я знаю, она его съест, как съела в тот раз. Положили его вечером, когда публика вышла из львятника...»
«...На другой день после рождения двое львят погибло, третьего Манька загрызла сама, а четвертого я взяла».
Из дневника Чаплиной, февраль 1936:
«19/II-36 г. У динго «Яблочко» родилось четыре щенка. Утром, когда пришел служитель, двое валялись в клетке разорванные, один лежал в углу, а одного она таскала.
20/II Загрызла еще одного, а четвертого бросает по клетке, таскает и кусает. Щенок весь в ранках очень слабый и даже не подает голоса. Чтобы не загрызла, пришлось отнять.
У собаки Фальки щенята большие и подсунуть к ней малыша не удалось. Пришлось его взять домой.
- Дома меня встретили с боем.
«Уйду», плакала Маша «непременно уйду. Льва терпела, тот хоть зверь, а это что? дворняжка». Напрасно я старалась ее убедить что это не дворняжка, а динго, проживет он у меня не больше недели и скоро отнесу его в зоопарк - Маша не верила. «Знаю тебя, ты всегда так говоришь, про Кинку тоже так говорила, а она и по сейчас живет. Нипочем не останусь, уйду» и хлопнув дверью она ушла на кухню. Один Толя не был против щенка. «Не бойся мама» утешал он меня «я буду помогать тебе, кормить, а если будут на нас ругаться - уедем». И Толя действительно помог - притащил свой ящик для игрушек. Мигом постелил туда старый жакет, положил горячих бутылок и виновника всего - щенка. Уютно пригревшись у бутылки, щенок уснул.
Зато мне спать совсем не пришлось. Всю ночь грела бутылки, поила через каждый час молочком. Утром же сонная, едва стоя на ногах, пошла на работу...»
Вера Чаплина выкармливает малышей-отказников
«Пионерская правда», 28.12.1936 «В доме, где жила Кинули. Новый питомец семьи Чаплиных»
«Недавно у московских леопардов родился детеныш. Четыре дня мать кормила его, а потом бросила. Она улеглась в противоположном углу клетки и больше не подходила к леопарденку. Беспомощный, дрожащий, свернулся он в комочек, и его уже ждала голодная смерть.
Звереныша спасла научный работник зоопарка Вера Васильевна Чаплина. Она взяла его, как в свое время сделала это со львенком Кинули, к себе домой.
Но как кормить такого малюсенького, беззубого зверька? Со львенком было тогда легче. Его мать покинула сразу же после рождения, ему не было знакомо материнское молоко, и, попав в человеческий дом, он с первого же дня охотно сосал из бутылочки с соской коровье молоко. А леопарденок, привыкший за четыре дня к молоку своей матери, решительно отворачивался от соски. Тогда Вера Васильевна пошла на хитрость. Она заметила, что, когда леопарденку чешут заднюю лапку, он высовывает язычок и облизывается. Этим она и решила воспользоваться. Натерев кусок сырого мяса и обмакнув его в молоке, она поднесла его зверьку, а сама стала чесать ему лапку. Уловка удалась. Леопарденок высунул язычок и стал лизать мясо.
На днях для него раздобыли собаку с щенком [дворняжку Майку]. Щенок уже немного вырос и не нуждается больше в молоке. И сейчас собака кормит только леопарденка...»
Чаплина назвала малыша Заботкой - потому что для него требовалось уйма заботы.
Летом на площадке молодняка.
Подпись Чаплиной: «леопард Заботка с друзьями, 1937 г.»
Упомянув еще о ряде случаев отказа зоопарковских «мамаш» кормить свое потомство, я напомнил другой постоянный фактор пополнения молодняка зоопарка детенышами без матерей - их во множестве приносили охотники, привозили летчики-полярники и т.д.
Даже не касаясь всем очевидной популярности площадки молодняка у публики, привел пример живого интереса зарубежных коллег экспериментом Московского зоопарка:
Отчет Королевского зоологического общества штата Новый Южный Уэльс (Австралия)
за 1935-36 год по итогам ежегодного общего собрания Общества, состоявшегося в зоопарке Таронга, Сидней, 25.07.1936.
Один из членов Совета общества, г-н Брайс, сделал обзор своей поездки 1935 года по зоологическим садам и заповедникам Европы, Азии и Америки. Наиболее подробно он остановился на посещении Московского зоопарка:
с.22: «...Московский зоологический парк, возможно, не столь хорошо укомплектован, как Риджентс-парк в Лондоне или Бронкс-парк в Нью-Йорке, но он может похвастаться оригинальной для зоопарков особенностью - игровой площадкой для животных, которую называют “зеленой площадкой”.
В специальной вольере каждый день в течение семи часов можно увидеть множество зверят, играющих вместе: тридцать лисиц, девять медведей, восемь волков, а также шакалы, динго, еноты и барсуки. Все они - детеныши, и доктор Мантейфель, один из руководителей зоопарка, объяснил, что эксперимент по совместному содержанию животных-антагонистов оказался успешным. Было доказано: если разных животных - даже если это природные враги - малышами держать в одной и той же клетке или вольере, они растут вместе в гармонии и общих играх, как будто принадлежат к одному виду.
Удивительно было наблюдать, как молодых крысят нянчит кошка. Миссис Вера Чаплина, у которой эта часть работы находится под особым присмотром, взяла котят у матери-кошки и вымыла их в одной воде с маленькими крысятами. Затем она подложила кошке крысят вместо котят. Кошка, очевидно, приняла крысят за свое потомство и воспитала их как своих собственных. Она носит молодых крысят во рту, как котят. Любопытно, что, если в вольере появляется незнакомая крыса, кошка быстро расправляется с ней.
“Зеленая площадка” очень популярна среди детей, их можно видеть с блокнотами в руках, записывающими наблюдения за тем или иным животным, которое их заинтересовало...»
Из публикаций отечественных зоологов о площадке молодняка мне удалось найти только две статьи:
Статья Николая Александровича Мышецкого (в 1920-х годах зав. секции млекопитающих, затем -помощник зав. научно-исследовательским сектором зоопарка - П.А.Мантейфеля):
Опыт показательного воспитания молодняка в Московском зоопарке // Бюллетень зоопарков и зоосадов. 1933, № 10. с.16-20.
А вторая публикация - 20-страничная статья самой Веры Чаплиной:
«Молодняк Зоопарка и его воспитание» - в сборник статей «Московский зоопарк» (1949):
Перечислив факты, я подытожил:
К 2013 году, 80 лет спустя новаторства Чаплиной, уровень развития зоопарков шагнул далеко вперед, и проблемы, заставлявшие создать и много лет поддерживать площадку молодняка, исчерпаны. При этом нельзя не согласиться, что Чаплиной и Мантейфелем двигали не только проблемы выращивания оставшегося без матерей молодняка, но и, конечно же экспериментаторский интерес. Так что по сути Наталья Истратова, скорее всего, права, вот только слова про «сталинскую концепцию» - это явный перебор.
И задал вопросы:
- Как вы относитесь к новаторскому эксперименту Веры Чаплиной по созданию площадки молодняка в Московском зоопарке?
- И принес ли этот эксперимент что-то значимое в научный опыт зоопарка?
На второй вопрос, увы, никто из выступивших ничего не сказал.
Но по первому меня разносторонне вразумляли почти все выступившие.
Николай Карпов первым взял слово и очень деликатно обозначил для своих коллег «красные линии» в отношении представителя семьи Чаплиной - ему естественно восхищаться всем её творческим наследием, и нам стоит с пониманием относиться к такой позиции.
Эта линия пиетета перед Верой Чаплиной и уважительных высказываний о ней лично доминировала во всех высказываниях. Но от самой площадки молодняка и Николай Карпов, и другие профессионалы не оставили камня на камне.
Постфактум я разобрался в именах выступавших, и это оказались корифеи Московского зоопарка:
Елена Юрьевна Федорович, кандидат психологических наук, автор и ведущий лектор учебного курса Академии Московского зоопарка - «Зоопсихология и сравнительная психология».
Рекомендую посмотреть хотя бы одну видео-беседу с ней на тему «Является ли домашний питомец членом семьи?», с выразительной и несколько раз повторенной ремаркой Елены Юрьевны - «это очень опасная тема»:
https://www.youtube.com/watch?v=JIuQ5wYLhfc&t=31s В момент ее элегантного, но жесткого выступления (посыл сводился к тому, что надо разделять писательские художественные образы и реалии жизни зоопарка), камера подметила и других присутствовавших на встрече руководителей отделов и научных подразделений Московского зоопарка:
Крайний справа - Михаил Вячеславович Березин, кюбзовец с 1973 г., зав. отделом Энтомологии Зоопарка с 1999 г.
За ним - Владимир Егорович Фролов, ныне заведующий научно-методическим сектором, а прежде - заместитель директора Зоопарка. Помню его по совместному мероприятию с детьми в марте 2008 года, в котором участвовала Марина и тоже привезла тогда для подарков ребятам немало бабушкиных книг...
Через два кресла вправо от М.В.Березина - Елена Витальевна Олейниченко, зав. Музейно-исторического отдела.
Третий справа - Сергей Алексеевич Хлюпин, заведующий Научным отделом Зоопарка.
После Елены Федорович слово взяла Татьяна Александровна Вершинина. Она начала с рассказа о том, как пришла в Московский зоопарк в 1960 году и застала ту площадку молодняка…
На следующий день, узнав фамилию Татьяны Александровны, я открыл интернет и оказалось, что она - исполнительный директор СОЗАР (Союз зоопарков и аквариумов России), старший научный сотрудник научного отдела Московского зоопарка!
А библиотекари показали мне вот этот снимок:
Научный сотрудник Московского зоопарка Татьяна Вершинина с ягуаренком, 1960-е
(фото из книги «Московский зоопарк работает ежедневно. Рекламный плакат 1899-1988», 2022)
Увы, и любезнейшая Татьяна Александровна вынуждена была объяснять мне, что одной из самых печальных проблем площадки молодняка тех лет было то, что бурых медвежат, которых раз за разом приносили охотники, физически некуда было пристраивать по окончании летнего сезона на площадке, - и их приходилось «ликвидировать» - всякий раз. (это было гуманнее, нежели выпускать ручных животных с навсегда измененной психикой в дикий лес)
Чтобы уйти от «опасной темы», слово взяла полная энтузиазма Ирина Работнова:
Ее имя было мне уже знакомо: по нескольким очень хорошим зоопарковским книгам последних лет. Но, опять-таки, постфактум, я узнал, что она - не только руководит издательской программой Московского зоопарка, но и возглавляет его Академию!
Ирина вернула разговор от площадки молодняка к самой Вере Чаплиной, отметив ее потрясающий диапазон деятельности - от выкармливания звериных малышей и написания книг до решения задач по эвакуации особо ценных зверей из коллекции Московского зоопарка на Урал, а потом их возвращения в Москву, а затем - руководства Производственными предприятиями Московского зоопарка.
Юлия Харькова (на фото она перед Еленой Федорович), хранитель музейно-исторического отдела Зоопарка, отметила, что создание Чаплиной площадки молодняка в 1930-х годах - это особенная социокультурная ситуация того времени, и площадку следует рассматривать именно в таком контексте. Пожалуй, это мнение могло бы дать дискуссии более точное направление, но лимит времени беседы уже был исчерпан, и В.Е.Фролов подвел черту под обсуждением, предложив поблагодарить докладчика и дарителя книг.
А библиотекари в конце этой встречи подарили мне
прекрасное зоопарковское издание:
5 сентября лекция прошла замечательно:
Лекцию с трудом уместил в час, потом были вопросы и ответы. Об атмосфере говорит комментарий в телеграмме Светланы Акуловой:
«Я вчера посетила эту встречу !! Было очень захватывающе интересно !! Большое спасибо Максиму Юрьевичу за интересный рассказ о Вере Васильевне. Она была для меня одной из самой любимой писательницей. Зачитала и затаскала её книги до дыр !!
Приходите в библиотеку Зоопарка, там вы сможете увидеть и подержать в руках книги написанные Верой Васильевной и книги которые она любила читать. Очень интересно. Есть даже её поправки, которые она вносила карандашом в её книги. Я была очень счастлива что увидела все это воочию и узнала столько много нового о моей любимой писательнице ❤️❤️🙏🏼
P.S. если вы наберите в Яндекс - "Архив Веры Чаплиной", то там вы сможете увидеть всю информацию о ней, собранную её внучкой Мариной и Максимом Юрьевичем.
Спасибо Максим Юрьевич, все было очень и очень интересно ❤️❤️❤️👏👏».
Большое спасибо библиотекарям и сотрудникам музейно-исторического отдела за представленные снимки!
.